Краткие теоретические сведения




Чтобы доказать, что выделяющийся газ является углекислым, надо:

1)Пропустить газ через известковую воду, если выделяется углекислый газ, то известковая вода помутнеет, затем помутнение исчезнет;

2) Собрать газ в пробирку и опустить горящую спичку - спичка потухнет, так как углекислый газ не поддерживает горение;

3) Наливаем в пробирку с газом воду и опускаем индикаторную бумагу - бумага окрасилась с разовый цвет. Значит газ углекислый.

Чтобы определить является ли выделяющийся газ аммиаком, подносим к отверстию пробирки смоченную в воде индикаторную бумагу. Если индикаторная бумага окрасилась в синий цвет, то выделяющийся газ – аммиак.

Содержание работы

I. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

1. Собираем прибор для получения газов.

2. К измельченному мелу добавляем соляную кислоту.

3. Конец газоотводной трубки опускаем в известковую воду.

4. Записываем наблюдения.

5.Доказываем, что газ углекислый.

II. Получение, собирание и распознавание аммиака.

В пробирку наливаем 2 мл раствора хлорида аммония и добавляем к нему 2 мл раствора гидроксида натрия.

2. Подносим к отверстию пробирки смоченную в воде индикаторную бумагу.

3. Записываем наблюдения.

4.Доказываем, что выделяющийся газ – аммиак.

5.Написать уравнения проведенных реакций.

III. Сделать выводы о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. С помощью, какой химической реакции можно получить углекислый газ в лаборатории?

2. Напишите уравнение химической реакции получения углекислого газа.

3. Как собрать прибор для получения газов?

4. Как определить, что выделяющийся газ является углекислым?

5. Почему индикаторная бумага меняет цвет, при попадании на нее газа?

6. Напишите уравнения реакции, которое объясняет причину изменения цвета индикатора.

Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Решение экспериментальных задач

Норма времени: 2 часа.

Цели и задачи: закрепить умения решения задач на распознавание катионов металлов и анионов неметаллов в лабораторных условиях.

Приобретаемые умения и навыки: умения и навыки решения расчетно-экспериментальных задач с использованием алгоритма, развитие логического мышления при составлении логико-смысловой модели и при решении расчетно-экспериментальных задач по химии, формирование навыков применения на практике умений работы с лабораторным оборудованием.

Оснащение рабочего места:

реактивы: растворы исследуемых солей, растворы хлорида бария, нитрата серебра, гидроксида натрия, серная и соляная кислоты.

оборудование: штатив с пробирками, спиртовая горелка, индикаторная бумага.

Литература: Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил.

Краткие теоретические сведения

№ п/п Название опыта Что делали? Что наблюдали? Выводы.
  Определение ионов железа (II) К раствору соли добавить гидроксид натрия Наблюдается осадок сине – зеленого цвета, который через некоторое время окрашивается в бурый цвет
  Определение ионов железа (III) К раствору соли добавить гидроксид натрия Наблюдается осадок бурого цвета
  Определение ионов меди (II) К раствору соли добавить гидроксид натрия Наблюдается осадок голубого цвета
  Определение ионов натрия Ионы натрия окрашивают пламя в желтый цвет Цвет пламени
  Определение ионов калия Ионы калия окрашивают пламя в фиолетовый цвет Цвет пламени
  Определение ионов кальция Ионы кальция окрашивают пламя в кирпично - красный цвет Цвет пламени
  Определение ионов бария Ионы бария окрашивают пламя в зелёный цвет Цвет пламени
  Определение сульфат - ионов К исследуемому раствору добавить раствор соли бария Наблюдается мелкокристаллический осадок белого цвета
  Определение хлорид - ионов К исследуемому раствору добавить раствор нитрата серебра Наблюдается творожистый осадок белого цвета
  Определение ионов аммония К исследуемому раствору добавить раствор гидроксида натрия и поднести к отверстию пробирки лакмусовую бумагу, смоченную в воде Бумага окрасилась в синий цвет
  Определение кислоты Проверить лакмусовой бумагой Бумага окрасилась в малиновый цвет
  Определение основания Проверить лакмусовой бумагой Бумага окрасилась в синий цвет

Содержание работы

Вариант 1:

№ п/п Задание Что делали? Что наблюдали?   Уравнение химической реакции.
  В какой из пробирок без этикеток содержится гидроксид натрия, а в какой – сульфат натрия?      
  В какой из пробирок без этикеток содержатся растворы хлорида аммония, хлорида натрия, сульфата железа?      
  Предложите способ распознавания ионов натрия и калия сухом веществе.      
  Осуществите следующие превращения: А) FeCl3®Fe(OH)3®Fe2O3 Б) CaCO3®CO2      
  Предложите способ распознавания растворов: хлорида железа (3), сульфата железа (2), хлорида аммония с помощью одного реагента.      

Вариант 2:

№ п/п Задание Что делали? Что наблюдали?   Уравнение химической реакции.
  В какой из пробирок без этикеток содержится серная кислота, а в какой – сульфат натрия?      
  В какой из пробирок без этикеток содержатся растворы сульфата аммония, хлорида натрия, хлорида железа (2)?      
  Предложите способ распознавания ионов натрия и калия сухом веществе.      
  Осуществите следующие превращения: А) Al2(SO4)3®Al(OH)3® AlCl3 Б) CaCO3®CO2      
  Предложите способ распознавания растворов: хлорида железа (3), сульфата железа (2), хлорида аммония с помощью одного реагента.      

Контрольные вопросы

1. Что такое исследуемая проба?

2. Для чего отбирается проба исследуемого вещества?

3. По каким признакам можно определить протекание реакции?

4. В какой среде лакмусовая бумага окрашивается в синий цвет?

5. Почему необходимо перед проведением эксперимента составлять алгоритм (логико-смысловую модель) проведения эксперимента?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: