Министерство образования Российской Федерации
Алтайская академия экономики и права
Дипломная работа:
Общие требования
Методические рекомендации
Составители:
канд. пед. наук,доцент,
начальник учебно-методического управления
С.А. Бондаренко;
канд. юрид. наук,доцент,
декан заочного отделения юридического факультета
И.И. Клименко
Рецензент:
канд. юрид. наук,профессор, проректор по учебной работе
В.П. Колесова
В методических указаниях раскрывается роль дипломной работы в подготовке юридических кадров для правоохранительных органов, излагаются общие предъявляемые к ней требования. В работе рассмотрены вопросы, касающиеся выбора и утверждения темы, составления плана дипломного исследования и подбора литературы, собирания эмпирического материала, а также содержания и оформления работы. Содержатся рекомендации по подготовке и процедуре защиты дипломной работы.
Предназначено для преподавателей и студентов юридического факультета.
Изд. лиц. ИД №06314 от 26.11.2001 г. Подписано в печать 14.01.2004 г.
Формат 60х84/16. Бумага типографская. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,2. Тираж 100 экз. Заказ 60.
Издательство Алтайской академии экономики и права.
УКМТ ААЭП: Барнаул, пр. Комсомольский, 82.
Введение
Вузовская подготовка студентов юридического факультета имеет своей целью вооружить обучающихся теоретическими знаниями, навыками работы с нормативно-правовыми актами, которые необходимы будущим следователям, прокурорам, судьям, адвокатам, руководителям правоохранительных органов всех уровней.
Своеобразным подведением итога в освоении студентами теоретической части основной образовательной программы является выполнение ими выпускной квалификационной (дипломной) работы. Подготовка и защита дипломной работы формируют у обучающихся знания и навыки, необходимые для решения научных и практических задач, а также умение ориентироваться в значительном потоке научной и практической информации, навыки аналитической работы, проверять степень усвоения ими юридических дисциплин, развивать способность исследования проблемных вопросов юридической науки с учетом потребностей юридической практики.
Ежегодная процедура защиты дипломных работ студентами, обучающимися на заочном отделении, показывает, что ими совершаются типичные ошибки: выполняя самостоятельную дипломную работу, они игнорируют встречи с научным руководителем, используют в работе утратившие силу нормативные акты, списки использованной литературы составляют с нарушением установленных нормативов, в работах отсутствуют данные о судебно-следственной практике. Поэтому при защите дипломной работы часть студентов не готова к выступлению, что сказывается в конечном счете на результатах ее оценки Государственной аттестационной комиссией.
Методические указания помогут не допустить перечисленных выше недостатков и повысят качество защиты дипломных работ студентами-заочниками. В них сосредоточена информация, необходимая для выполнения и защиты дипломной работы, авторы дают ценные советы о том, как правильно выбрать тему дипломной работы и подобрать литературу в библиотеке, выстроить план и организовать композицию изложения, как цитировать источники и оформлять печатный текст, как подготовиться к процедуре защиты дипломной работы.
Выбор темы дипломной работы
Самый главный стратегический выбор, который предстоит сделать дипломнику, – это определить тему, по которой придется писать работу. Как правило, студенты не обременяют себя трудностями и выполняют работы среднего уровня без особых затрат времени и сил.
Однако следует учесть, что независимо от того, как и на каком уровне работа будет выполнена, для ее оценки существует пятибалльная система: слабая работа по трудоемкой теме все равно будет оценена «удовлетворительно», а сильная, но несложная – «отлично».
Для того чтобы правильно выбрать тему, студенту нужно понимать, какая из них окажется для него посильной, а для этого необходимо верно оценивать свои силы и возможности. Практика показывает, что у некоторых студентов имеется лишь смутное представление об избранной теме, они недооценивают трудоемкость и количество необходимых для ее освещения усилий. Именно эта часть студентов составляет так называемую группу риска, когда в процессе работы они сталкиваются с проблемой несоответствия предъявляемым требованиям того, что у них получается. В конце концов это сказывается на результатах работы, которая не может быть оценена высоко.
В настоящее время многие студенты не придают письменным работам должного значения, рассматривая их как довольно обременительную необходимость. Поэтому они сознательно выбирают темы попроще, чтобы побыстрее их выполнить, и относятся к написанию работы легкомысленно, не связывая с ней свою самооценку.
В этой ситуации дипломнику необходимо решить дилемму: либо его интересует конкретная научная проблема и ему хочется попытаться ее разрешить, либо он согласен написать что угодно, без особого труда и быстро, по совету товарищей по учебе или научного руководителя.
В связи с этим необходимо высказать несколько советов дипломникам:
- выбирайте тему дипломной работы, которая вам интересна;
- попробуйте взяться не за глобальную, а за узкую тему по специализации и детально ее разработать;
- выбор темы должен диктоваться не просто интересом и желанием, но и стремлением работать с конкретным научным руководителем и на определенной кафедре. Здесь очень важны и отношение к преподавателю, и психологическая совместимость с ним, его профессиональная научная компетентность и готовность тратить на вас время и силы;
- окончательная формулировка темы должна быть четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть длинных придаточных предложений, тавтологии и смысловых повторов;
- в процессе работы над дипломным сочинением появляются новые нюансы, продуктивные отвлечения от основной темы, поэтому тема может быть конкретизирована и ее название изменено.
Подготовка дипломной работы, согласно графику учебного процесса, проводится во втором семестре последнего года обучения под руководством и контролем кафедры, определяющей научного руководителя и перечень дипломных работ.
Выбор темы дипломной работы желательно начинать заблаговременно, на предпоследнем курсе, в процессе обучения студента (на базе среднего образования) по уголовно-, гражданско- или государственно-правовой специализации. Выбор темы для студентов, получающих второе высшее образование, может быть связан с гражданско-правовой специализацией либо местом работы студента, когда имеется возможность обобщить опыт практической деятельности в форме дипломной работы. От правильного выбора темы зависит успех исследования. Тема дипломной работы должна быть интересна самому автору, что в значительной мере способствует творческому подходу к ее выполнению.
Дипломную работу целесообразно связать с ранее подготовленной курсовой работой. В таком случае выпускник уже к началу научного исследования будет в определенной степени знаком с темой и аспектами работы, с основной литературой по теме. Например, курсовая работа на тему «Осмотр места происшествия при обнаружении трупа» может служить основой будущей дипломной работы «Особенности тактики расследования убийств».
По государственно-правовой специализации студентом может быть выполнена курсовая работа на тему «Основные черты конституционной модели современного российского федерализма»; а в качестве дипломного исследования может быть выбрана тема «Конституционные основы современного российского федерализма».
Дипломная работа может быть посвящена обобщению и систематизации теоретического материала по какой-нибудь важной концептуальной проблеме, относящейся к одному из разделов уголовного, гражданского права, либо сбору фактического материала при проведении экспериментальной работы, изучению и обобщению практики раскрытия и расследования преступлений определенного вида, участию прокурора или защитника в судебном процессе и т.д. Но какой бы ни была избираемая тема дипломного исследования, она должна представлять самостоятельную проблему. При выборе темы автор обязан определить ее актуальность.