Задачи
Дидактическая: учить пересказывать рассказ с помощью наглядных опор связанно, непрерывно, логично.
Коррекционная: работать над расширением словаря учащихся.
Воспитательная: заинтересовать в развитии умения хорошо пересказывать услышанное.
* * *
1. Педагог просит детей объяснить значение слова «задира».
2. Прослушивание в аудиозаписи рассказа «Кот-задира»*;
педагог параллельно выставляет картинки в соответствии с
называемыми действиями.
Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пуделю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке Филя увидел голу-
* Цит. по: Ткаченко ТА. Формирование и развитие связной речи. Логопедические тетради. СПб., 1999.
Библиотека журнала «Логопед»
бя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пес Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.
Задание направлено на восприятие новой информации из разных источников, а не только из уст педагога.
3. Вопросы к рассказу:
- Как звали кота-задиру?
- Почему его назвали задирой?
- На кого вспрыгнул кот?
- Как звали пуделя?
- Что разломал Филя в песочнице?
- Чьи это были куличики?
- Кто их лепил?
- Что Филя сделал с голубем?
- Во что он вцепился?
- Кто выскочил из подъезда?
- Какой был Пират?
- Как Пират залаял на кота?
- Куда забрался Филя? Почему?
- Вам (тебе) жалко Филю? Почему?
Задание: вспомните, что говорилось в тексте о..., найдите, прочитайте (выборочное чтение).
4. Словарная работа.
Задание на объяснение значения слов-действий и слов-признаков: подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, залаял, выгнул спину.
- Найдите на доске слова, подходящие по смыслу.
5. Подбор слов-действий.
Дети подбирают к поставленному вопросу 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия.
- Что может делать кот? (Умываться, есть, пить, играть
с ленточкой, ловить мышей, царапать диван, выгибать спи
ну, гоняться за птицами, убегать от собак, забираться на
дерево и т.п.)
- Что может делать пес? Что может делать голубь?
6. Логопед просит вспомнить слова из рассказа, обознача
ющие действия, и составить предложения с ними: жил, прыг
нул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выско
чил, залаял, выгнул, забрался.
Объединяя два слова-действия, можно расширить предложение.
Школьный логопункт: организация и содержание работы
Задание направлено на коррекцию слуховой памяти и логического мышления.
7. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.
Педагог просит определить, какое действие свершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа: прыгнул, жил-был, подкрался, разломал, залаял, выскочил, забрался, зашипел, выгнул.
Задание направлено на совершенствование временных представлений.
8. Дополнение предложений:
На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя... Из подъезда выскочил сердитый пес. Он... Пес грозно залаял на кота. Кот...
Задание направлено на развитие зрительной и слуховой памяти.
9. Задания на запоминание пар слов, первоначально связанных по смыслу, затем не связанных:
Добро — девочка; дом -- подъезд; животные — зоопарк; голубь — пес; дорожка — задира; зазнайка — лай; часы -песочница и т.д.
Специальный прием, развивающий функцию вербального запоминания, в процессе которого учащиеся будут стремиться найти ассоциации между словами, т.е. устанавливать связи.
10. Пересказ рассказа.
- Сейчас вы будете пересказывать текст, ая- записы
вать его на магнитофон. Лучший образец пересказа мы оста
вим на пленке и прослушаем, когда захотим.
Прослушивание записи пересказа учащихся; сравнение пересказов.
Задание направлено на развитие мотивации детей на полноту, четкость, эмоциональность рассказывания.
11. Оценка деятельности детей.
- Ты сегодня пересказал намного лучше, чем в прошлый
раз. В твоем рассказе были слова-действия и слова-признаки,
он был полным, живым, интересным!
Провести развернутую словесную оценку деятельности детей.
12. Итог занятия.
Библиотека журнала «Логопед»
Сложите название рассказа из букв, разбросанных на панно («Кот-задира»).
Задание: дома самостоятельно расскажите о любом предмете по своему выбору и желанию.
Включение в урок опыта наблюдений детей повышает мотивацию к занятиям.
Психолого-дидактический анализ