- В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
- Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
- Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
- Может ли человек существовать вне общества?
- Может ли человек изменить общество?
- Как общество влияет на человека?
- Несет ли общество ответственность за каждого человека?
- Как общество влияет на мнение личности?
- Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.
- Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
- Что такое толерантность?
- Почему важно сохранять индивидуальность?
- Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»
- Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?
- Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
- Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?
- Нужны ли общественные нормы поведения?
- Какого человека можно назвать опасным для общества?
- Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?
- Можно ли назвать любого человека личностью?
- Что происходит с человеком, оторванным от общества?
- Почему общество должно помогать обездоленным?
- Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
- Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
- В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
- Какова роль личности в истории?
- Как социум влияет на решения человека?
- Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».
- Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?
- Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
- Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
- Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?
- Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
- Один в поле не воин?
- Что важнее: личные интересы или интересы общества?
- К чему ведет равнодушие общества к человеку?
- Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
- Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
- Почему человек стремится быть оригинальным?
- Нужны ли обществу лидеры?
- Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?
- Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
- Кто такой мизантроп?
- Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?
- К чему приводит неравенство в обществе?
- Меняются ли общественные нормы?
- Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?
- Человек ответственен перед обществом?
- Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
- Как человек может изменить историю?
- Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
- Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
- Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
- Можно ли нарушать общественные нормы?
- Каково место человека в тоталитарном государстве?
- Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?
- Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
- Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
- Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
мужества жить один»? - Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»
- Что такое равноправие в обществе?
- Для чего нужны общественные организации?
- Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
- Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
- Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
- Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?
- Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?
- Чего не хватает современному обществу?
- Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?
- Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?
- Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
Список основной литературы, которая идеально подходит под направление "Человек и общество", которое входит в список направлений итогового сочинения в 2017/2018 учебного года.
- Е. Замятин «Мы»
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
- Л.Н Толстой «Война и мир»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- А. Островский «Гроза»
- И. А. Гончаров «Обломов»
- М. Шолохов «Тихий Дон»
Напомним направления:
1. «Верность и измена»
2. «Равнодушие и отзывчивость»
3. «Цели и средства»
4. «Смелость и трусость»
5. «Человек и общество»
А теперь сами клише.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
1. Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.
2. над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
3. Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет автор цитаты.
4. Честь... Человеческое достоинство... Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в...
5. Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:
6. Проблема сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.
КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
1. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».
2. «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) …
3. Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
АРГУМЕНТАЦИЯ
1. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали
2. Вспомним хотя бы …
3. известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п.
Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.
4. Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова... Все они стремились стать лучше, добрее, чище...