Темы контрольных работ по инновационному менеджменту




Общие указания по выполнению контрольных работ

 

Контрольная работа должна раскрывать основные вопросы темы в свете проработанной фундаментальной и периодической литературы и фактического материала конкретных отраслей экономики, в том числе сферы услуг и торговли или отдельных организаций (предприятий) с привлечением аналитических таблиц, графиков, диаграмм и др.

Структура контрольной работы должна состоять из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, которые отражаются в содержании работы.

В введении студент обосновывает актуальность выбранной темы, формулирует цель и задачи работы, а также степень ее изученности в опубликованных литературных источниках.

Первая глава контрольной работы должна содержать анализ имеющихся научно-методических работ в исследуемой области инновационного менеджмента.

Вторая глава содержит самостоятельное видение студентом оптимальных путей решения этой проблемы на конкретном объекте (отрасль, организация, предприятие и т. д.) с привлечением иллюстративных материалов (аналитических таблиц, рисунков, графиков и т. д.).

На использованные при выполнении работы литературные источники и периодические издания необходимо делать в тексте работы ссылки, указывая их порядковый номер в списке литературы, который является неотъемлемой частью работы.

В заключении подводятся итоги изучения вопросов темы и формулируются возможные пути применения полученных студентом знаний на практике.

Объем работы должен составлять примерно 16-20 страниц печатного текста.Текст должен быть написан на одной стороне листа с 1,5 интервалом, шрифтом 14. Поля: слева страницы - 30 мм, справа -10 мм, сверху и снизу - 20 мм. Для контрольной работы используется бумага формата А4 (210Х297мм), которая помещается в папку с твердой обложкой.

Все страницы контрольной работы, приводимые в ней таблицы, рисунки и приложения должны иметь сквозную нумерацию. Номер и название таблицы обозначаются вверху таблицы, номер и название рисунка - внизу.

Нумерация страниц начинается с титульного листа. На титульном листе указывается Министерство, университет, факультет, кафедра, название предмета, вариант работы, тема, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, должность фамилия, имя, отчество преподавателя, город и год выполнения работы.

Далее в работе приводится ее план под заголовком «содержание», за которым следует собственно текст.

Список использованной литературы приводится в конце работы в алфавитном порядке в количестве не менее 10 (Ф. И.О., автора, название книги, место издания, название издательства, год издания).

На последней странице контрольной работы ставится дата ее выполнения и подпись автора.

Полностью оформленная работа регистрируется в деканате, откуда передается преподавателю на рецензирование. Оценка контрольной работы дается в письменной рецензии, кратко «зачтено» и в развернутом виде. Если работа не зачтена, ее следует доработать в соответствии с замечаниями рецензента и сдать повторно.

Неправильно или небрежно оформленная контрольная работа не рецензируется и передается студенту для переоформления.

Подготовка контрольной работы может стать для студента частью его будущего научного доклада, курсовой или выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Контрольная работа выполняется в соответствии с индивидуальным заданием, номер которого должен соответствовать начальной букве фамилии студента, согласно следующему распределению:

 

Начальная буква фамилии Номер задания Начальная буква фамилии Номер задания
А   О  
Б   П  
В   Р  
Г   С  
Д   Т  
Е   У  
Ж   Ф  
    Х, Ц  
И   Ш  
К   Ч, Щ  
Л   Э, Ю  
М   Я  
Н      

 

Студент может предложить самостоятельную тему с обязательным утверждением ее преподавателем, читающим курс лекции.

 

Темы контрольных работ

 

1. Нововведение как объект инновационного менеджмента.

2. Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности современных организации.

3. Инновационная деятельность организаций.

4. Инновационная сфера и ее элементы.

5. Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности.

6. Внешняя и внутренняя среда инновационной деятельности.

7. Правовое регулирование инновационной деятельности.

8. Инновационный процесс и особенности его развития в рыночной экономике.

9. Организационные формы инновационных организаций.

10. Типы организационных структур инновационных организаций.

11. Стратегическое управление инновациями.

12. Управление инновационным проектом.

13. Разработка инновационного проекта.

14. Управление реализацией инновационного проекта.

15. Управление риском инновационного (инвестиционного) проекта.

16. Инвестирование инновационных проектов.

17. Организация финансирования инновационных проектов.

18. Оценка эффективности инновационных проектов.

19. Менеджмент персонала инновационной организации.

20. Инновационная политика организации (предприятия).

21. Экспертиза инновационных проектов.

22. Инжиниринг инновационной деятельности.

23. Реинжиниринг инновационной деятельности.

24. Мэрджер как инновационный подход деятельности современных организаций.

25. Бенчмаркинг в управлении инновационной деятельностью организаций.

 

Методические указания по вопросам контрольной работы

 

1. Нововведение как объект инновационного менеджмента.

Сущность понятий новация (новшество) и инновация (нововведение). Функции инновации: воспроизводная, инвестиционная, стимулирующая. Свойства инновации. Классификация инноваций. Характеристика основных видов инноваций в различных сферах (научной, производственной, сфере услуг и торговли).

Литература: 10,17,22,34,36,40,53.

 

2. Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности современных организаций

Инновация (нововведение) как фактор обеспечения экономической эффективности деятельности современных организаций. Роль технических и технологических инноваций в оптимизации издержек производства (обращении) товаров и услуг. Роль инноваций в новых продуктах (услугах) в обеспечении добавочной прибыли (научно-технической ренты на новые знания). Методология оценки конкурентоспособности новой продукции (услуги).

Литература: 10,11,13,14,22,24, 40,46, S3, 54.

 

3. Инновационная деятельность организаций

Сущность инновационной деятельности. Современные гипотезы значимости инновационной деятельности для современных организаций. Цели и содержание инновационной деятельности. Направления инновационной деятельности. Состояние и развитие инновационной деятельности в странах рыночной экономики и России.

Литература: 25,26. 27,28,29,32,40, 41, 54.

 

4. Инновационная сфера и ее элементы

 

Инновационная сфера: ее сущность и основные элементы.

Рынок новаций (новшеств): интеллектуальный продукт и его виды; организации участвующие в его создании (научные, научно-исследовательские).Рынок инноваций (нововведений): качественные характеристики инновации; субъекты рынка и формы их участия.Рынок инвестиций: экономическая и финансовая сущность инвестиций; участники рынка.

Литература: 22,34,38,40, 51.

 

5. Государственная политика регулирования и поддержки инновационной деятельности.

Сущность государственной политики регулирования инновационной деятельности: цели, принципы, методы, формы поддержки научной и инновационной деятельности. Особенности государственной политики peгулирования и поддержки инновационной деятельности в странах рыночной экономики (США, Японии, Германии, Франции и др.) и в России.

Литература: 19,29,32,34, 40,41, 43, 46, 58.

 

6. Внешняя и внутренняя среда инновационной деятельности

Внешняя среда и ее влияние на инновационную деятельность организации (факторы непосредственного и косвенного влияния). Внутренняя среда организации, обеспечивающая готовность ее к инновациям (научно-технический, инвестиционный и кадровый потенциал).

Литература: 10,11,30,34, 47, 48, 52, 56, 58.

 

7. Правовое регулирование инновационной деятельности

Интеллектуальный продукт и интеллектуальная собственность. Законодательные акты, регламентирующие охрану интеллектуального продукта. Авторское право: авторское свидетельство и его защита. Патентное право: патент и его сущность, характеристика объектов защиты, технология выдачи патента и лицензии. Товарный знак: его сущность и объекты защиты.

Литература: 1,15,30,42,48, 52.

 

8. Инновационный процесс и особенности его развития в рыночной экономике

Инновационный процесс: его сущность и цели. Особенности и задачи организации инновационных процессов. Особенности этапов инновационного процесса в зависимости от вида инноваций (инновации-продукты, инновации-процессы). Современные условия развития инновационного процесса.

Литература: 3, 7,13,14,25,26,27,34,36,51,53.

 

9. Организационные формы инновационных организаций

Классификация организаций по сферам деятельности. Крупные инновационные организации: консорциумы, финансово-промышленные группы, холдинговые компании, научно-технические альянсы и др.Малые инновационные организации: венчурные фирмы, инжиниринговые и внедренческие организации.

Литература: 5,22,24,25,27,30,34.

 

10. Типы организационных структур инновационных организаций

 

Сущность и принципы формирования организационных структур инновационных организаций. Особенности организационных структур инновационных организаций: линейных, функциональных, матричных, проектных и др. Критерии выбора организационных структур.

Литература: 5,24,25, 26,35, 52,54.

 

11. Стратегическое управление инновациями

Стратегическое управление как составная часть управления инновациями. Цели и задачи стратегического управления инновациями. Содержание и формы стратегического управления инновациями. Сущность инновационной стратегии. Виды инновационных стратегий. Методы стратегического планирования, выбора и обоснования инновационных стратегий. Особенности инновационных стратегий фирмы в соперничестве конкурирующих фирм (виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты).

Литература: 3, 6,13,17,24,25,26,44,54,55,56..

 

12. Управление инновационным проектом

Понятие и сущность инновационного проекта. Виды инновационных проектов и их содержание. Сущность и принципы управления инновационными проектами. Основные инструменты управления инновационным проектом: планирование; мониторинг и контроль; менеджмент риска.

Литература: 8,23,33,45, 53, 57.

 

13. Разработка инновационного проекта

Разработка концепции проекта. Планирование инновационного проекта: цели, назначение и виды планов. Управление разработкой и оформлением проектной документацией: технико-экономическое обоснование и бизнес-план проекта.

Литература: 8,9,1$, 23,45,53,57.

 

14. Управление реализацией инновационного проекта

Организация управления проектом: цель и назначение контроля, методы контроля, регулирование хода реализации проекта. Управление изменениями: виды изменений и технология управления изменениями. Завершение проекта.

Литература: 8,45,51,52,53, 57.

 

15. Управление риском инновационного (инвестиционного) проекта

Понятие неопределенности и риска. Виды рисков и неопределенности инновационных проектов. Методология анализа проектных рисков. Качественный и количественный анализ рисков инновационного проекта, методы их осуществления. Методы снижения риска инновационного проекта.

Литература: 8,16,45, 52, S3,57.

 

16. Инвестирование инновационных проектов

Виды инвестиций. Направления инвестирования и особенности инвестирования инновационных проектов. Принципы и методы оценки экономической эффективности инвестиций в инновационный проект. Прогнозирование экономических показателей проектов и принятие решений по инвестиционным альтернативам. Примеры анализа и оценки экономической эффективности инновационного проекта.

Литература: 5,19,34,35,41.

 

17. Организация финансирования инновационных проектов

Сущность системы финансирования инновационных проектов. Формы и методы финансирования инновационных проектов. Система бюджетного финансирования. Собственные источники финансирования. Привлекаемые средства субъектов хозяйствования. Кредитование. Иностранные инвестиции.

Литература: 20,21,31,39,47,49, 50, 52.

 

18. Оценка эффективности инновационных проектов

Сущность проблемы оценки эффективности инновационных проектов

Виды эффективности: экономическая, коммерческая, бюджетная, научно-техническая, социальная, экологическая. Комплексная оценка эффективности инновационного проекта. Примеры анализа и оценки эффективности инновационного проекта.

Литература: 9,12,18,20,21,23,31,33.

 

19. Менеджмент персонала инновационной организации

Роль и функции кадров. Классификация персонала. Создание проектной команды. Функции и личные качества членов проектной команды. Мотивация творческого труда. Стратегия карьеры. Стиль руководства и лидерство в инновационных организациях.

Литература: 47, 48, 51, 52,53,57.

 

20. Инновационная политика организации (предприятия)

Основные цели и задачи инновационной политики.Управление инновационной политикой организации.Конкурентоспособность организации и ее конкурентов. Закон конкуренции. Факторы конкурентоспособности преимуществ во внешней среде организации. Факторы привлекательности товаров организации и привлекательности рынков. Содержание портфеля новшеств и инноваций организации.

Литература: 6,10,11,13,14,24,30. 35,54, 56.

 

21. Экспертиза инновационных проектов

Цели и задачи экспертизы проектов. Методы отбора инновационных проектов. Научно-техническая экспертиза: направления, формы и методы. Особенности экспертизы некоммерческих инновационных проектов.

Литература: 7,25,27,30,34,35,38,40.

 

22. Инжиниринг инновационной деятельности

Сущность и специфические особенности инжиниринга. Технология инжиниринга. Разработка проектной документации. Инжиниринговые фирмы. Литература: 7,22,30,32,35,38.

 

23. Реинжиниринг инновационной деятельности.

Понятия и сущность реинжиниринга. Основные характеристики подходов к осуществлению реинжиниринга. Классификация реинжиниринга. Особенности кризисного реинжиниринга. Особенности реинжиниринга развития. Влияние информационной поддержки на бизнес процесса.

Литература: 2, 7,22,30,32,35,38.

 

24. Мэрджер как инновационный подход деятельности современных организаций

Понятие и сущность мэрджера. Причины возникновения формы мэрджера и их особенности реализации: слияния, поглощения, гринмэйл. Современные тенденции, отражающие состояние рынка недружественных поглощений.

Литература: 7,22,26,27,30,32£5.

 

25. Бенчмаркинг в управлении инновационной деятельностью организаций.

Сущность бенчмаркинга и эволюция его развития. Особенности современногобенчмаркинга. Современные принципы бенчмаркинга. Характеристика основных видов бенчмаркинга. Разработка бенчмаркингово проекта.

Литература: 26,27,32,34,37.

 

Рекомендуемая литература

по выполнению контрольных работ

 

1. Авторское и патентное право. М.: ПРИОР, 20с.

2. Акимов. Проблемы управления структурными преобразованиями и инновационной деятельностью в регионах/ Подрук. д. т.н., проф. В. Г. Колосова - СПб.: Политехника, 20с.

3. Анохин И. В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие - М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и Ко», 20с.

4. Антикризисное управление: Учебник /Под ред. КоротковаЭ. М. - М.: ИНФРА - М., 20с.

5. Анышин В. М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие - М.: «Анкил», 20с.

6. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учебное пособие/Под ред. проф. Б. А. Аникина-М.: ИНФРА-М, 2003.-187с.

7. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПБ.: Изд-во «Питер», 2000.-208с.

8. Баранчев В. П. и др. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / ГУУ., 20с.

9. Бизнес - план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Учебное пособие. - 5-е изда­ние переработанное и дополненное / Под ред. Попова В. М. М.: Финансы и статистика, 20с.

10. Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика// Вопросы экономики №2,2003.-с. 141-144.

11. Валдайцев СВ. Оценка бизнеса и инновации. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 19с.

12. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проекгов. Серия «Оценочная деятельность». Учебно-практическое пособие - М.: Дело, 19с.

13. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент человек, стратегия, организация, процесс: Учебник 2-ое изд.- М.: «Фирма Гардарика», 19с.

14. Владиславлев Д. Н. Современные бизнес - технологии в торговле. - М.: Ось-89,2002.-208с.

15. Волков А. Т., Павлов А. В. Управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие/Под ред. КиселеваБ. Н. - М.: ИНФРА, 20с.

16. Грачева М. В. Анализ проектных рисков: Учебное пособие для вузов. - М.:, 19с.

17. Гунин В. Н. и др. Управление инновациями: 17-модельная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: ИНФРА, 2000.-272с.

18. Дегтяренко В. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.: «Экспертное бюро - М», 19с.

19. Емельянов СВ. США: государственная политика стабилизации конкурентоспособности американских производителей // Менеджмент в России и за рубежом № 3,2002 г.

20. Завлин ПН., Васильев А. В. Оценка эффективности инвестиций. СПБ.: Издательский дом «Бизнес - пресса», 19с.

21. Игонина Л. Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. д. э.н., проф. В. А. Слепова. - М.: Юристь, 200с.

22. Ильденков С. В., Ильденков А. С., Воробьев В. П. Инновационный менеджмент - М.: ИНФРА - М., 20с.

23. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов: /Под ред. Шумилина СИ. - М.: АО «Финстатинформ, 19с.

24. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций. Научно-ана­литический обзор. - М.: ЮНИОН, 19с.

25. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин СЮ. и др.: /Под редИльенковой С Д. - М.: Банки и биржи. ЮНИЩ 1997.-327с.

26. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под.ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. - М.: Дело, 20с.

27. Инновационный менеджмент: Учебник/Под руководством проф. В. А. Швандара, проф. В. Я. Горфинкеля. - М. Вузовский учебник, 2004гс.

 

28. История менеджмента: Учебное пособие /Под ред. Валового Д. В. - М.:ИНФРА-М., 1997.-256с.

29. Келле В. Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. - М.: Едиторная УРСС, 20с.

30. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен. 20с.

31. Крылов Э. И., Журавкова И. В. Анализ эффекгивности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 20с.

32. Куликов Г. В. Японский менеджмент и теория, международной конкурентоспособности /Отв. ред. И. О. Фаризов. - М.: Издательство «Экономика», 20с.

33. ЛипсицИ. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие. - М.: Изд-во БЕК, 19с.

34. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: ИНФ-РА-М, 2002.-295с.

35. Медынский В. Г, Скамой Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 20с.

36. Менеджмент организации: Современные технологии. /Под.ред. Н. Г. Кузнецова, проф. И. Ю. Солдатовой. Серия «Учебники и учебные пособия», Ростов и /Д: «Феникс», 200с.

37. Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга. - М.: Юристь, 2002.

38. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 20с.

39. Никитина Л. П. Управление инновационной деятельностью (инновации и инновационная деятельность)/ Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 20с.

40. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие /Под ред. Завлина П. Н. и др. - М.: «Изд-во «Экономика», 2000.-475с.

41. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу// Поиск №, 19.04.2002. с. 8-10.

42. Оценка интеллектуальной собственности: Учебное пособие/Под ред. С. А. Смирнова. - М.: Финансы и статистика, 20с.

43. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М.; Политиздат, 1989. – 243 с.

44. Пригожин А. И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.– 864 с.

45. Петров Ю., Жукова М., Карапетян А. Становление глобально-инфор­мационного технологического уклада в России: Сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов// Российский экономический журнал № 2 2002., с. 76-90

46. Пигунова О. В., Аниськова О. Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 20с.

47. Разу МЛ., Воропаев В. И., Якутии Ю. В. и др. Управление программа­ми и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»: Модуль 8. - М.: ИНФРА, 20с.

48. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный. Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. И. П. Николаевой, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.-318с.

49. Серов В. М. Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2000.-272с.

50. Управление инвестициями: В 2-х т. / Шеремет В. В., Павлюченко В. М., Шапиро В. Д. и др.- М.: Высшая школа, 1998.- 1т.-416с, 2т.-512с.

51. Управление организацией: Учебник /Под ред. Поршнева А. Г., Ру­мянцевой З. П., Саломатина Н. А. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА, 19с.

52. Управление организацией: Энциклопедический словарь/ Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. - М.: ИНФРА, 20с.

53. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: -школа» «Интел-Синтез», 19с.

54. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА, 20с.

55. Хью С. Пиг. Супермаркет, Организация и управление / Пер с англ. - М.: Сирин, 2001.-264с.

56. Хэнди Ч. Время безрассудства/Пер. с англ., под.ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 20с.

57. Шапиро В. Д. и др. Управление проектами, СПБ. «Два Тр И», 19с.

58. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с анг. - М.: ИНФРА - М, 2002 - ХП, 308с. - (Серия «Менеджмент для лидера»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: