Уроки 50—51. Сочинение по творчеству




А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

 

Темы сочинений:

1. Тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского.

2. Образ сада в поэзии Блока, Есенина, Маяковского.

3. Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского.

4. Анализ стихотворения одного из поэтов (по выбору). Восприятие, истолкование, оценка.

5. «Он весь — дитя добра и света...» (образ художника в лирике Блока).

6. Особенности любовной лирики Есенина.

7. «Разговор с будущим» в творчестве Маяковского.

 

Примерный развернутый план сочинения по теме:

«Тема Родины в творчестве А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

 

I. Введение

Тема Родины как одна из ключевых тем русской литературы. Обострение интереса к этой теме в критические для страны времена (начиная со «Слова о полку Игореве»). Различные подходы к теме — от идеализации до любви-ненависти (например, у Лермонтова «Прощай, немытая Россия...»). Обращение к образу Родины поэтов Серебряного века.

 

II. Основная часть

1. «Это все — о России» — Блок о своем творчестве.

— Истоки чувства Родины — семья, интеллигентско-дворянские корни, Шахматово. Развитие образа Родины у Блока: сказочно колдовская Россия ранней лирики — фольклорные элементы и стилизация;

— изображение ужасов «страшного мира» («страны родимой нищета», «мертвый лик» города);

— изменение облика Родины в третьей книге: исторический контекст, лермонтовские и некрасовские мотивы, связь образов дороги и Родины, тревога за судьбу Родины. Изображение противоречивости, величия, избранности России. Лирический образ Родины-жены, обобщенность и конкретность образа.

2. «Чувство Родины — основное в моем творчестве» — Есенин.

— Корни — русская деревня, природа. Опора на народные (фольклорные) и религиозные образы и представления в ранней лирике.

— Своеобразие пейзажа, одухотворение природы. Родина-природа, Родина-рай («Гой ты, Русь, моя родная...», «Край любимый, сердцу снятся...» и др.).

— Революция, принятая «с крестьянским уклоном», трагическое переосмысление результатов революции и социальных изменений в России («Мир таинственный, мир мой древний...», «Я последний поэт деревни...» и др.). Соединение образов любви и Родины («Персидские мотивы»). «Русь советская», «Русь уходящая» — переживание драмы Родины как личной драмы.

3. Отсутствие патриотической лирики в раннем творчестве Маяковского.

— Пафос отрицания (в том числе отрицания «корней»). Соединение тем Родины и революции. «Моя революция» — лиризм в отношении к делу социализма. Ода революции. Служение Родине как служение делу революции, строительства новой страны и нового человека в поэзии советского периода. Гордость за свою страну и осмеяние «врагов революции». Обретение Родины через революцию.

 

III. Заключение

Различное выражение глубокого патриотического чувства в лирике Блока, Есенина, Маяковского. Влияние времени, революции на своеобразие образа Родины у этих поэтов. Традиции их творчества в современной поэзии.

 

Домашнее задание

Подготовиться тесту по всему ранее пройденному материалу.

 

 

Творчество А. А. Фадеева

Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции

Цели урока: дать представление о личности писателя; дать краткий обзор литературной ситуации 1920-30-х годов; определить особенности жанра и композиции романа.

Оборудование урока: портрет А. А. Фадеева (1901—1956).

Методические приемы: лекция с элементами беседы, контроль знаний учащихся — тест.

 

Ход урока

I. Лекция учителя

Александр Александрович Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый же роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя Союза писателей СССР, и закончился этот путь трагически.

1. Рассказ о жизни, творчестве и смерти А. А. Фадеева.

2. Краткий обзор литературной ситуации времен создания Фадеевым романа «Разгром».

«Кровь» и «мораль», «насилие» и «нравственность», «цель» и «средство» — эти коренные вопросы жизни и революции, занимавшие великие умы всех времен, мучительно решавшиеся классиками мировой и русской литературы и особенно болезненно Достоевским и Толстым, в первые годы после Октябрьской революции приобрели небывалую остроту.

Революция и гражданская война, расколовшие общество и страну надвое, заставляли каждого сделать жестки выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем я? за кого я? Особенно остро и бескомпромиссно встали эти вопросы перед представителями интеллигенции, с одной стороны сочувствовавшими народу, идеям революции, с другой — защищавшими ценности культуры от разрушения, отстаивавшими принципы гуманизма, нравственности как высшие критерии человеческого существования. В дискуссии об «истинном» и «ложном» гуманизме, о гуманизме «революционном» и «абстрактном», о «мертвой» морали и «большевистской» этике выступали в эти годы В. Иванов, К. Федин, М. Шолохов, Б. Лавренев, К. Тренев, Л. Сейфуллина.

Гражданская война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, влекущая за собой необратимые последствия, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции. В условиях «диктатуры пролетариата» главенствовала и побеждала, конечно, точка зрения, оправдывавшая любые средства на пути революционных завоеваний. Новую «мораль» ясно выразила, например, Л. Сейфуллина, которая из всех человеческих эмоций предпочитала «классовую ненависть»: «Сострадание и любовь можно обмануть; ненависть — священное, боевое чувство в борьбе человека со злом, дает человеку видеть это зло во всей его чернотё сквозь всякие приукрасы».

Характерной не только для тех, но и многих последующих лет, была романтизация гражданской войны. Страшная трагедия, имевшая необратимые для страны последствия, в художественных произведениях советских лет была окутана неким героическим и романтическим ореолом. Прочитаем хотя бы стихотворение М. Светлова «Гренада», вспомним цикл фильмов о «неуловимых мстителях». Для революционной романтики характерны чрезвычайные обстоятельства, «приподнятость» героев, явное пристрастие автора к своим героям, героизация «своих» и принижение «чужих», мифологизация действительности.

Автор «Разгрома», вышедшего отдельным изданием в 1927 году, был молодым писателем, не понаслышке знавшем о событиях гражданской войны. Он был ее непосредственным участником, очевидцем. Книга сразу была высоко оценена. Ее называли «произведением большого идейного и художественного масштаба», говорили о том, что ее героем является «эпоха и борьба», М. Горький отнес ее к числу книг, дающих «широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны». Фадеев был признан достойнейшим продолжателем толстовской эпической традиции: явно сходство интонаций, приемов раскрытия характеров, пристальное внимание к деталям, психологизм. Роман отличает романтическое мировосприятие, лирический голос автора, однозначно определившего свое место в революции.

Сам Фадеев видел идею своего романа в переделке «человеческого материала» в ходе революции под руководством коммуниста-организатора: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет развивается в этой борьбе.

Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка людей происходит потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса — коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитаться. Так я могу определить тему романа» (1932 г.).

Однако реальное произведение вышло за эти схематические рамки.

Роман о становлении личности в борьбе за революцию в партизанском отряде на Дальнем Востоке называется «Разгром».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: