Какой вывод можно сделать, исходя из данных текстов?




Преступление и наказания в правовой культуре Древнего Египта

Понятие преступления в праве Древнего Египта

1.1. Прочитайте фрагмент надписи, оставленной в погребении некрополя Ассиут (период Старого – Среднего царств).

"Но что касается какого-либо мятежника и любого душевнобольного человека, который совершит преступление, несмотря на то, что слышал об этом [т. е. о наказании, установленном за него], его имя не будет существовать, он не будет похоронен в пустыне, он будет сожжен вместе с преступниками, которые прокляты богом. Пусть будет он презираем богами своего города! Пусть будет он презираем жителями своего города!"

Объясните, как египтяне воспринимали человека, который совершил преступление? Какое наказание предусмотрено для преступника? Почему?

Сделайте вывод, что понималось под преступлением в Древнем Египте?

 

1.2. В "Судебном Туринском папирусе" приводится рассказ о так называемом «гаремном заговоре» - заговоре сановников (т.е. чиновников), жён охранников гарема и др. лиц против фараона Рамсеса III. Интересно, что в данном папирусе настоящие имена обвиняемых заменены на специальные имена. Так, одному обвиняемому присвоено имя "msD-sw-ra" ("Тот, кого ненавидит Бог Ра"); другому -
"bin-m-wAs.t" ("Тот, кто является воплощением зла в Фивах").

 

В качестве чего рассматривается преступление в данном случае ("bin-m-wAs.t")? Почему употребляется имя, выражающее ненависть египетского бога ("msD-sw-ra")?

 

 

1.3. О "гаремном заговоре" сообщается также в "Папирусе Роллина" и "Папирусе Ли".

 

В "Папирусе Роллина" об одном из заговорщиков сообщается следующее:

 

"Правда, установленная по этому делу, заключается в том, что он совершил их [преступные деяния] в соучастии с другими великими преступниками, подобными ему. Эти деяния являлись не чем иным, как преступлениями, заслуживающими смертной казни, и полной мерзостью для страны. И, когда он понял, что преступления, которые он совершил, являются преступлениями, заслуживающими смерти, он принес смерть самому себе".

 

В "Папирусе Ли" о другом заговорщике сообщается следующее:

 

"Правда, установленная по этому делу, заключается в том, что он совершил их [преступные деяния] в соучастии с другими великими преступниками, подобными ему; он совершил мерзость в отношении каждого бога и каждой богини. И к нему были применены наказания, причиняющие смерть, о которых боги сказали: "Примените их к нему".

Так что же понималось под преступлением в Древнем Египте? Сделайте общий вывод.

Предположите, какие конкретно деяния могли рассматриваться в качестве преступлений?!

Понятие и цели наказания в праве Древнего Египта

2.1. Исходя из сформулированного Вами понятия преступления, предположите, что понималось в Древнем Египте под наказанием. Каким оно должно быть? Какие цели оно должно преследовать?

 

2.1.1. Какое наказание Вы назначили бы участникам заговора против фараона? Какое наказание было применено к заговорщикам, дела которых описаны в "Папирусе Роллина" и "Папирусе Ли"?

 

2.1.2. В "Судебном Туринском папирусе" рассказано о наказаниях, которые были применены к заговорщикам. Например,

· о 16 сановниках и 6 женщинах сказано следующее: "[следственная комиссия] заставила наказание обрушиться на них. Их преступление схватило их";

· о 6-ти обвиняемых сказано: " они взяли собственные жизни. Никакого вреда им причинено не было ";

· о человеке, который как-то был связан с заговорщиками сказано: " он был строго обруган плохими словами; он был оставлен в одиночестве, никакого вреда ему не было причинено ".

 

2.1.3. Объясните значение фразы, написанной на одной из погребальных стел времён "Среднего царства":

"Не существует могилы для того, кто совершает преступление против его величества: его тело брошено в реку".

Какой вывод можно сделать, исходя из данных текстов?

 

2.2. Обратите внимание, что наказание заговорщикам было назначено от имени следственной комиссии, а не фараона. Почему? При ответе на данный вопрос учитывайте текст "Судебного Туринского папируса", в котором от имени самого фараона Рамсеса III сообщается следующее:

 

"Что касается дел людей, участвовавших в заговоре, - я не знаю кто, пойдите и допросите их... Но (я), [строго] обязал их [членов следственной комиссии], сказав: “Обратите внимание, проявите заботу, чтобы не допустить ошибочного наказания [кого-либо чиновником], который не стоит над ним”. Так я говорил им снова и снова. Что касается всего того, что было сделано, то это сделали именно они. Пусть (ответственность за) все, что они сделали, падает на их (собственные) головы, в то время как я навсегда благословенный и незапятнанный, в то время как я предстаю как справедливый царь перед Аммон-Ра, царем богов, и Осирисом, властителем над Вечностью".

 

Также учитывайте "Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара", в котором отец призывает будущего правителя Мерикара исполнять маат и даёт ему такой совет:

 

"Остерегайся карать опрометчиво; не убивай, нет тебе в этом пользы. Ты станешь наказывать побоями и заключением, благодаря этому обустроится эта страна; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт. Бог (достоверно) знает строптивцев, но бог отвергает проливающих кровь; милосердный [продлевает] время (своей жизни)".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: