Перспективный рынок инвестиционных проектов в ключевых отраслях промышленности и социальной сфере сосредоточен, в основном, в следующих отраслях:
1. топливно-энергетический комплекс (ТЭК), нефтепереработка и нефтехимия;
2. обеспечение населения продовольствием и медикаментами;
3. конверсия военно-промышленного комплекса;
4. транспорт, связь и телекоммуникации;
5. жилищное строительство;
6. наука.
Главной проблемой проектов в отраслях топливно-энергетического комплексе является осуществление системы антикризисных мер в топливно-энергетическом комплексе и развитие ресурсосберегающих процессов для решения задач энергообеспечения, поддержания необходимого экспортного потенциала и совершенства ванне структуры энергоносителей.
В нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности предполагаются проекты, обеспечивающие:
1. сокращение бездействующего и простаивающего фонда скважин;
2. внедрение новых методов повышения нефте- и газоотдачи пластов и новых технологий с целью более полного извлечения нефти и газа из недр;
3. ускорение разработки и освоения новых месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, Якутии и на Сахалине;
4. реконструкция и модернизация предприятий нефтеперерабатывающей промышленности.
В электроэнергетике предусматриваются проекты, направленные на:
1. реконструкцию и модернизацию действующего оборудования;
2. установку парогазовых и газотурбинных энергоблоков;
3. завершение создания широтной магистрали линий электропередачи Сибирь – Казахстан – Урал – Центр европейской части России;
4. строительство атомных электростанций повышенной надежности, в том числе для энергоснабжения Дальнего Востока.
Главной проблематикой проектов в сфере продовольствия остается решение комплекса первоочередных задач по увеличению продовольственных ресурсов и стабилизации агропромышленного производства, в том числе:
1. освоение эффективных форм хозяйствования;
2. развитие инфраструктуры на селе;
3. осуществление аграрной реформы, формирование многоукладной экономики и становление качественно новой структуры аграрного сектора, основанной на рациональном сочетании крупного, среднего и мелкого производства, разнообразии форм собственности;
4. существенное сокращение потерь сельскохозяйственной продукции на основе ускоренного развития сфер ее хранения, переработки и реализации;
5. повышение плодородия почв, приостановка их эрозии, введение мониторинга земель, системы земельного кадастра;
6. развитие и преобразование зернового хозяйства, в том числе на основе совершенствования структуры посевов зерновых культур, технологии их возведения хранения и переработки зерна, повышение эффективности его использования;
7. стабилизация производства продукции животноводства за счет улучшения генофонда и обеспечения сбалансированными качественными кормами, ускоренное развитие промышленного свиноводства и птицеводства;
8. увеличение производства льна, шерсти и других видов сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности.
В области конверсии проекты должны обеспечить сохранение и эффективней использование в новых условиях производственного, кадрового и инновационной потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производств и создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере экономики, использование его для модернизации и реконструкции экономики, развитие экспортной базы и импортзамещения.
1. производство летательных аппаратов мирового уровня, полностью соответствующих международным требованиям к безопасности полетов, экологическому воздействию авиации на окружающую среду, снижающих расход топлива не менее чем в 3 раза;
2. возрождение Российского Флота;
3. развитие производства оборудования для ТЭК;
4. развитие производства комплекса машин и оборудования для лесопромышленного комплекса;
5. создание и развитие производства технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК), торговли и общественного питания, текстильной и легкой промышленности, особенно для вновь организованных производственных структур — малых предприятий и цехов малой мощности, фермерских хозяйств;
6. развитие производства и насыщение рынка высококачественными товарами длительного пользования;
7. развитие производства средств связи, транспорта, поддержка и развитие отечественной электроники;
8. разработка и производство новых видов медицинской техники.
На транспорте:
1. приоритетное развитие социально значимых пассажирских и грузовых перевозок;
2. повышение безопасности движения и сохранности грузов при перевозках.
В связи и информатике:
1. техническое перевооружение и реконструкция электросвязи на базе современных цифровых систем, расширение новых видов услуг связи (волоконно-оптические системы, телефакс, видеотекст, подвижная сотовая телефонная связь и др.);
2. развитие системы спутниковой связи и вещания для распространения программы радиовещания, телевидения и телефонизации по всей территории России, включая удаленные и труднодоступные районы;
3. автоматизация и механизация предприятий почтовой связи; развитие средств вычислительной техники и микроэлектроники, внедрение в различных областях экономики новых информационных технологий.
В жилищном строительстве:
1. обеспечение жильем военнослужащих и увольняемых в запас, вынужденных переселенцев и беженцев;
2. осуществление мер по вовлечению в жилищное строительство средств государственных и негосударственных инвесторов;
3. обеспечение бесплатным жильем социально незащищенных слоев населения;
4. повышение доступности для экономически активных слоев населения покупки жилых помещений;
5. развитие материально-технической базы инвестиций в жилищное строительство.
В металлургии:
1. развитие сырьевой базы черной и цветной металлургии;
2.улучшение экологической обстановки в городах с металлургической промышленностью.
В машиностроении предполагается реализация проектов, обеспечивающих:
1.потребности транспорта в подвижном составе, прежде всего в пассажирских вагонах, электропоездах, электровозах, автобусах для пассажирских перевозок;
2.создание условий для завершения дизелизации автомобильного транспорта;
3.удовлетворение потребности в современных машинах и оборудовании сельского хозяйства (прежде всего фермерских хозяйств), перерабатывающих отраслей, торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
4.ослабление зависимости от импорта, развитие отечественного станкостроения с целью выхода на мировой рынок;
5. создание и. производство энергосберегающих машин и оборудования для всех сфер экономики и быта, включая приборы учета и контроля за расходованием энергоносителей.
В химической промышленности:
1. развитие производства импортозамещающих химических продуктов;
2. разработка и реализация в промышленности новых конкурентоспособных производств химической продукции, нетрадиционных процессов разработки нефти, угля, газа, катализаторов новых поколений и др.
В строительной индустрии:
1. насыщение рынка дешевыми и качественными строительными материалами и изделиями для общественного и индивидуального жилищного строительства;
2. увеличение объемов производства эффективных стеновых материалов;
3. расширение объемов монолитного домостроения;
4. реконструкция и техническое перевооружение предприятий на энергосберегающие технологии;
5. развитие сырьевой базы за счет максимального использования отходов промышленного производства и горнодобывающих предприятий;
6. техническое перевооружение домостроительных комбинатов с ориентацией на выпуск изделий и конструкций для малоэтажного жилищного строительства и обустройства фермерских хозяйств.
В легкой промышленности:
1. стабилизация производства тканей, одежды и обуви;
2. реконструкция и техническое перевооружение предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции с низкой материалоемкостью и меньшим содержанием натуральных волокон;
3. перепрофилирование высвобождаемых в хлопчатобумажной промышленности мощностей на создание производств по выпуску трикотажных и чулочно-носочных изделий, а также пряжи для них.
В лесном комплексе целью реализации проектов является стабилизация работы лесозаготовительной промышленности за счет внедрения новых технологий и более совершенного ведения лесного хозяйства с одновременным улучшением экологической роли лесов.
В здравоохранении и социальном обеспечении:
1. удовлетворение потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в жизненно важных лекарственных средствах, диагностической медицинской технике и хирургическом инструментарии.
В экологии:
1. реализация мер по экологической санации предприятий базовых отраслей в рамках Федеральной программы структурной перестройки экономики России;
2. обеспечение учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, решение вопроса о разделении ответственности между государством и новыми собственниками за экологические последствия прошлой и будущей деятельности приватизированных предприятий.
3.4. ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА [1]
Различают генеральную цель (говорят также — миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 3.4.1).
Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательных процедуры:
1. стратегический анализ;
2. разработка и выбор стратегии;
3. реализация стратегии.
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т. н. SWOT-анализ [4]).
К числу факторов внешней среды относят:
1. технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
2. ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
3. экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
4. ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
5. социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
6. политические (внешняя, внутренняя, экономическая);
7. экологические (уровень загрязнения, мероприятия);
8. конкуренты (количество, размеры, сила).
Внутренняя среда включает:
1. целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
2. маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
3. сбыт (объемы продаж, скидки);
4. каналы распределения (как, через кого продается);
5. производство (оборудование, технология, площади);
6. персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);
7. снабжение (поставщики, условия и системы поставки);
8. исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
9. финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
10. номенклатура продукции (степень диверсификации).
Исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа разрабатывается стратегия.
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:
1. корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения);
2. деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т. е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:
· Стратегия лидерства в издержках;
· Стратегия дифференциации (уникальности по какому-либо направлению);
· Стратегия концентрации на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);
3 функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения, с целью конкретизации выбранной стратегии проекта). Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:
4 географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;
5 выбор корпоративной стратегии;
6 выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;
7 установка основного соотношения «продукт — рынок» для разработки концепции маркетинга;
8 функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;
9 выбор оптимальной группы клиентов;
10 основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
11 использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.
Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные
дополнения к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные(для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенным элементом стратегии является фактор т. н. организационной культуры, включающий (см. также главу 21):
1 видение (философию) организации;
2 господствующие ценности;
3 нормы и правила поведения;
4 ожидания предстоящих изменений;
5 процедуры и поведенческие ритуалы.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
Под результатом проекта понимают продукцию, результаты, полезный эффект проекта. В качестве результата, в зависимости от типа/цели проекта, могут выступать научная разработка, новый технологический процесс, программное средство, строительный объект, реализованная учебная программа, реструктурированная компания, сертифицированная система качества и т. д. Об успешности проекта (результата) судят по тому, насколько он (результат) соответствует по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню (см., например, рис. 3.4.1).