Средства народной педагогики как метод развития интеллекта и креативности младшего школьника




Средства народной педагогики как метод развития интеллекта и креативности младшего школьника «Народная педагогика и воспитание её средствами существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». К. Д. Ушинский Велика и неисчерпаема сила воспитательного воздействия средств народной педагогики на человека, особенно в период его детства. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, народная мудрость в отточенных языковых формах пословиц и поговорок, увлекательная неожиданность загадок, притч, весёлый юмор – всё это открывает путь к сердцу и уму маленького слушателя и читателя и незаметно, исподволь, сказывается в формирующихся взглядах, привычках, поведении младшего школьника. Отсюда и вывод, что народная педагогика есть совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Она возникла в глубокой древности, исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогики Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях, притчах. Более того, народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Народная мудрость является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и много других выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. К сожалению, народная педагогика всё дальше отдаляется от нас, изменяясь и сужая сферу своего воздействия. Жизнь заставляет претерпевать изменения в значении и смысле пословиц или поговорок в связи с изменением приоритетов. Появляются новые средства – анекдоты, новые сюжеты известных легенд, преданий поверий, примет, прибауток, по-прежнему оставаясь важнейшей частью великой русской культуры. Сохранение средств народной педагогики становится актуальнее с каждым годом! Взять хотя бы пословицу «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей». На сегодня она звучит с уродливым продолжением, «…а имей лучше одного дружищу, который займёт «тыщу», а ещё «хлеще»: «а если 100 дружищ займут по тыще – у меня будет 100 тыщ!». Вот почему актуальность средств народной педагогики в нынешнее время становится самым важным моментом в развитии интеллекта и креативности младших школьников. Из числа жанров и средств народной педагогики в программу по литературному чтению начального образования включены только наиболее распространённые и доступные детям младшего школьного возраста. Уникально малых жанров – исторических, обрядовых, лирических песен, былин, причитаний, минисказок, прибауток, пословиц, поговорок, загадок, частушек, преданий, примет, поверий, устных рассказов, фельетонов пьес – практически нет в программе, поэтому учитель старается восполнить эту проблему через воспитательные моменты уроков, дополнительных занятий с одарёнными, внеклассных мероприятий с классом и родителями, собеседований и разговоров на переменах, после уроков, во время экскурсий. Уже в древнерусских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках, пословицах и поговорках, утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Смысл народной педагогики – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на рода, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням. Каждый народ хотел видел в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум – доброта – трудолюбие». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. «Добрая пословица без дела не молвится», «Пословица – справедливое слово». Пословица – это форма изречения, укладывающаяся в одно граммаически и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельная краткость и простота. «Учитель один не считает годин», «Дружно – не грузно а врозь хоть брось». К пословицам тесно примыкают поговорки. Они ещё более кратки, и употребляются в разговорной речи кстати, к случаю: «Ясли за конём не ходят, Яйца курицу не учат», «Видна птица по полёту, «В ногах правды нет »и т.д. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его талант и мудрость. Таким образом, используя иронию в афоризмах, пословицах и поговорках народ, соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки. Современные условия материальной жизни и новые приоритеты общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью, а значит и обновлению средств народной педагогики. Народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства. Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Воспитание – бесценное богатство», «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка», «Что посеешь, то и пожнёшь». Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная. «Учи пока дитя лежит поперёк лавки» (В старину спали на широких деревянных лавках и примостах-кроватях) «Ребёнку, у которого прорезались зубы, разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи». Современные родители, к сожалению это знают от своих родителей, но не имеют возможности быть со своими детьми столько времени, чтобы помочь в трудный момент, подсказать истину народной мудрости в детских делах.. Всё отдано детскому саду и школе, а родители зарабатывают деньги, чтобы накормить, одеть, обуть и обладать вещами, которые есть у других. Вещизм преобладает над воспитанием в семье. Отсюда и извращённая поговорка о 100 друзьях, о которой упоминалось ранее. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей – методы воспитания народной педагогики. В житейской практике бытуют методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.. Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом, фразеологизмами: «Доводи дело до конца», «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, дети должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда. «Ни на шаг», «Руки опустились», «Спустя рукава», «Золотые руки». Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия обычно детерминируются словом «если». Это отражено в пословицах: «Любишь на саночках кататься – люби и саночки возить, «Если возвратился из путешествия шестнадцатиилетний, его должен навестить шестидесятилетний» или «Если посеял просо, не жди пшеницы», Распространённым методом народной педагогики является приучение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ. Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: сказать «спасибо» за услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Летний день зиму кормит» Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им. «Без муки нет науки», «Азбуку учат во всех углах кричат»,«На миру и смерть красна», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», Без труда, не вытащишь рыбку из пруда. Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность. Я стараюсь оценить работу ученика афоризмом: «мастер на все руки», «комар носа не подточит», «золотые руки», «валится из рук», а у детей современные «круто», «клёво» Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для развития детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей». Часто задаю вопросы для полилога (диалога с неоднозачным ответом): «Как называют такого человека: «ел да устал, спал да намаялся», «сидеть сложа руки», «не разгибая спины», «заварить кашу» и т. п. Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было родительское благословление. «Иди с богушком в школу», - скажет мама или бабушка малышу. На уроках русского языка изучаем орфограммы с использованием пословиц, где есть эти изучаемые орфограммы или тематику о добре изле, о труде, о земле, о мире, войне, (Подборку групп пословиц смотреть в презентации). Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле. Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Мать – сыра земля»,«Труд – всему отец», «Труд кормит, а лень портит». Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы выучиться». Интеллектуальное развитие новых поколений всегда было предметом первой заботы народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке. «Знание – светоч ума» - народный афоризм. В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими знаниями. «Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которая никогда не сносится, знания – родник, который никогда не исчерпаешь» - такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит пословица: «Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. «Богатство бедняка – это его здоровье». Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся человеку в народе говорят: «Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждал: «От мнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ. Центральное место в системе креативного развития детей занимали детские игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей, его умение, находчивость и ловкость в нужный момент: детские тайные языки, считалки жеребьёвки, декламации и т. д. Особое значение народ придавал играм – как важному фактору интеллектуального и креативного развития ребёнка. По поводу характера игр по Б.П. Никитину и В.Б. Шкловскому: «Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга». В практике использую игровые технологии Б.П. Никитина. Мне удаётся использовать игры В.И.Даля, особенно дети любят «Кузовок», в который собираем не только слова на «ок» - кузовок, шнурок, ботинок или на «инка» -снежинка, но и нужные слова по изучению какой либо темы, орфограммы, пословицы и поговорки, прибаутки, добрые дела на классном часе, идею, новую игру, исследование и т.д.(См.презентацию: Виды игр и творческих заданий по средствам народной педагогики). Это зависит от фантазии учителя и детей. Это настолько развивает креатив младшего школьника! Ведь не повторяя слов предыдущего, ты должен сказать своё в определённое для тебя время! Это помогает развивать оперативную речь детей, сделать её ярче, образней. Статьи моих учеников в городской и школьной газетах наполнены средствами народной педагогики. Отсюда вывод, Концепция народной педагогики сложилась. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. Накопленный веками опыт воспитания на средствах народной педагогики составляет ядро, конкретную основу ненавязчивого обучения и воспитания младшего школьника. Многие поговорки и пословицы, афоризмы, притчи по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи, русского народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: