Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений (Психологический словарь, М., 1983).
Закономерности, действующие в области проблемы возраста, жёстко лимитируют возможности развития.
Характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества называются возрастными особенностями.
Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определённые возрастные периоды с небольшими отклонениями.
Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Всё это служит основой для выделения этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.
Было и есть немало попыток дать возрастную периодизацию: Аристотель, Руссо, Коменский, Дистервег, К.Д.Ушинский.
Так, Аристотель сделал первую в истории педагогической мысли попытку установить возрастную периодизацию, поделив жизнь подрастающего поколения на три периода:
1) от рождения до 7 лет;
2) от 7 до 14 (наступление половой зрелости);
3) от 14 до 21 года
Причём каждому периоду соответствует особое состояние души (растительное, животное, разумное).
Я.А.Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастные группы, по 6 лет каждый период: детство (от рождения до 6 лет включительно); отрочество (от 6 до 12 лет); юность (от 12 до 18 лет); возмужалость (от 18 до 24 лет).
В основу такого деления он положил возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом, развитием органов чувств; отрочество – развитие памяти и воображения; юность – высокий уровень развития мышления; возмужалость – развитие воли, способность сохранять гармонию.
Коменский был первым, кто настаивал на строгом учёте этих возрастных особенностей в учебно-воспитательной работе. В связи с этим он выдвинул и обосновал принцип природосообразности: как в природе всё происходит в своё время, так и в воспитании и обучении всё должно идти своим чередом, своевременно и последовательно. Поэтому для обучения он предлагал только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
Современная периодизация в педагогике:
- от рождения до 1 года (младенчество);
- от 1 до 3 лет (преддошкольное детство);
- от 3 до 6 лет (дошкольное детство);
- от 6 лет до 10 (младший школьный возраст);
- от 10 до 15 лет (подростковый);
- от 15 до 17 лет (1-й период юности);
- от 17 до 21 (2-й период юности).
Критерии возрастного развития:
1) анатомо-физиологические (развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой системы организма);
2) психологические (особенности ощущений, восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, характера, навыков, умений);
3) педагогические критерии определяют возможности воспитания, образования, обучения в разные периоды жизни ребёнка.
В выделении возрастных периодов используется комплекс всех названных критериев. Но некоторые показатели являются ведущими в том или ином возрастном периоде, другие – зависимые. Так. В период новорожденности ведущим показателем является физическое состояние, в период дошкольного возраста – психологические критерии, младший школьный возраст – педагогические критерии.
Общая характеристика младшего школьного детства.
Для этого периода характерны:
- ведущая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка;
- ведущая роль образовательного учреждения в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
- возрастают способности ребёнка противостоять отрицательным влияниям среды, в то же время основные защитные функции сохраняются за семьёй и школой.
Психолого-педагогические доминанты развития.
1.Изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника, часто происходящее болезненно и конфликтно.
2.Перестройка в деятельности: вместо игры ведущим видом становится учение. В психологической адаптации младшие школьники испытывают определённые трудности:
- сложность усвоения нового режима жизни;
- специфика взаимоотношений с учителем, одноклассниками;
- изменение отношений с родителями;
- затруднения в отношении к учебной деятельности, в частности, к выполнению домашних зданий.
3.Наиболее характерные особенности: внушаемость, подражательность, конкретность мышления.
Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях, создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Подросток.
Для этого периода характерны:
- ведущая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей, появление возможностей самостоятельно удовлетворить часть материальных потребностей;
- ведущая роль образовательного учреждения в развитии и удовлетворении познавательных, социальных потребностей;
- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, с одной стороны; склонность к подчинению им при неблагоприятных условиях, с другой стороны;
- сохранение высокой зависимости от взрослых в развитии личного самоопределения.
Психолого-педагогические доминанты развития:
1.Потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости – одно из центральных психологических новообразований.
2.Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности. Общение со сверстниками становится большей ценностью, чем со взрослыми.
3.Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. При этом главный канал самоутверждения – «игра ролей»: позитивного плана – «умного, сильного, смелого человека», «активиста», «надёжного друга». Негативного плана: оппозиционера, не поддающегося, вожака и др.
4.Потребность снятия состояния неудовлетворённости.
Пути:
1) фантазия – погружение в мир воображаемых образов; мысленное моделирование сложной жизненной ситуации;
2) сублимация, т.е. замещающая деятельность: не удовлетворённый результатами в одном виде деятельности, подросток пытается обрести душевное равновесие в другом;
3) возникновение потребности в активной познавательной деятельности (связано с переходом от одного к нескольким учителям);
4) бурный процесс полового созревания. Внимательны (очень) к тем внутренним и внешним изменениям, которые с ними происходят.
Проблемы, возникающие при этом:
1) дефицит мужского влияния, женского ведёт к недостатку образцов стандартов поведения мужчин и женщин;
2) половая «дезориентация» (мальчики не видят необходимости в «мужских» обязанностях, заботах, т.к. женщина берёт их на себя;
3) стихийное сексуальное просвещение.
Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
Первый период юности.
Для этого периода характерны:
- сохранение материальной и эмоционально-комфортной функции семьи; усиление её роли в самоопределении на будущее; возрастание возможностей школьника в удовлетворении части материальных потребностей;
- сохранение решающей роли образовательного учреждения в удовлетворении познавательных, социальных потребностей; значительное возрастание роли самообразования и самовоспитания;
- значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды;
- функция социально-профессионального характера ориентирования на будущее.
Психолого-педагогические доминанты развития.
1.Формирование соматотипа, т.е. определённого типа внешности. Наука различает три главных соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с избытком жира), мезоморфный (стройный, мускулистый), экстоморфный (худой, костлявый). Рост при этом также имеет важное значение в глазах старших школьников.
2.Формирование представления о собственной уникальности.
3.Возникновение потребности в любви.
4.Возникновение новой системы отношений с родителями: эмансипация (освобождение от зависимости, подчинённости от родителей, признание своего «суверенитета»).
Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками: создание условий для мобилизации и реализации потенциальных возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.
Таким образом, под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Они проявляются в анатомо-физиологической перестройке организма, в психологических особенностях, в ведущем виде деятельности, в которой происходит развитие. Учитывать эти возрастные особенности в педагогическом процессе – значит отбирать соответствующее содержание обучения и воспитания; использовать соответствующие формы, методы, средства, создавать необходимые условия организации педагогического процесса.
За последнее время появилось новое явление, которое привело к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Это акселерация (от лат. «акселерацио» - ускорение), т.е. ускоренное развитие физическое и отчасти психическое в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, педагоги – с духовным развитием и социализацией личности.
У педагогов акселерация ассоциируется с рассогласованием процессов физического созревания организма и социализацией личности. Образуется несоответствие. которое можно выразить так: тело растёт быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств.
Ключевые понятия темы: социализация, педагогическая техника, личность, развитие личности, творческая индивидуальность, познавательная активность, учебная активность, воспитание, самовоспитание, индивидуальные особенности, вековая периодизация, сенситивные периоды развития.
Контрольные вопросы
1.Развитие личности как педагогическая проблема.
2.Сущность социализации и ее стадии.
3.Воспитание и формирование личности.
4.Роль учебы в развитии личности.
5.Биологические, социальные и педагогические факторы развития личности.
6.Единство интеллектуального, эмоционального и поведенческого компонентов в воспитании детей разного возраста.
7.Формирование творческой индивидуальности учеников.
8.Активность личности школьника.
9.Личность школьника как субъект воспитания.
10.Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
11.Вековые индивидуальные особенности ребенка.
12.Вековая периодизация.
Литература
1.Подласый И.П. Педагогика. Кн.1. – С.71-127.
2.Фіцула М.М. Педагогіка. – С.45-76.