Возрастная периодизация.




Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений (Психологический словарь, М., 1983).

Закономерности, действующие в области проблемы возраста, жёстко лимитируют возможности развития.

Характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества называются возрастными особенностями.

Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определённые возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Всё это служит основой для выделения этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Было и есть немало попыток дать возрастную периодизацию: Аристотель, Руссо, Коменский, Дистервег, К.Д.Ушинский.

Так, Аристотель сделал первую в истории педагогической мысли попытку установить возрастную периодизацию, поделив жизнь подрастающего поколения на три периода:

1) от рождения до 7 лет;

2) от 7 до 14 (наступление половой зрелости);

3) от 14 до 21 года

Причём каждому периоду соответствует особое состояние души (растительное, животное, разумное).

Я.А.Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастные группы, по 6 лет каждый период: детство (от рождения до 6 лет включительно); отрочество (от 6 до 12 лет); юность (от 12 до 18 лет); возмужалость (от 18 до 24 лет).

В основу такого деления он положил возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом, развитием органов чувств; отрочество – развитие памяти и воображения; юность – высокий уровень развития мышления; возмужалость – развитие воли, способность сохранять гармонию.

Коменский был первым, кто настаивал на строгом учёте этих возрастных особенностей в учебно-воспитательной работе. В связи с этим он выдвинул и обосновал принцип природосообразности: как в природе всё происходит в своё время, так и в воспитании и обучении всё должно идти своим чередом, своевременно и последовательно. Поэтому для обучения он предлагал только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

Современная периодизация в педагогике:

- от рождения до 1 года (младенчество);

- от 1 до 3 лет (преддошкольное детство);

- от 3 до 6 лет (дошкольное детство);

- от 6 лет до 10 (младший школьный возраст);

- от 10 до 15 лет (подростковый);

- от 15 до 17 лет (1-й период юности);

- от 17 до 21 (2-й период юности).

Критерии возрастного развития:

1) анатомо-физиологические (развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой системы организма);

2) психологические (особенности ощущений, восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, характера, навыков, умений);

3) педагогические критерии определяют возможности воспитания, образования, обучения в разные периоды жизни ребёнка.

В выделении возрастных периодов используется комплекс всех названных критериев. Но некоторые показатели являются ведущими в том или ином возрастном периоде, другие – зависимые. Так. В период новорожденности ведущим показателем является физическое состояние, в период дошкольного возраста – психологические критерии, младший школьный возраст – педагогические критерии.

Общая характеристика младшего школьного детства.

Для этого периода характерны:

- ведущая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка;

- ведущая роль образовательного учреждения в формировании и развитии социально-познавательных интересов;

- возрастают способности ребёнка противостоять отрицательным влияниям среды, в то же время основные защитные функции сохраняются за семьёй и школой.

Психолого-педагогические доминанты развития.

1.Изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника, часто происходящее болезненно и конфликтно.

2.Перестройка в деятельности: вместо игры ведущим видом становится учение. В психологической адаптации младшие школьники испытывают определённые трудности:

- сложность усвоения нового режима жизни;

- специфика взаимоотношений с учителем, одноклассниками;

- изменение отношений с родителями;

- затруднения в отношении к учебной деятельности, в частности, к выполнению домашних зданий.

3.Наиболее характерные особенности: внушаемость, подражательность, конкретность мышления.

Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Подросток.

Для этого периода характерны:

- ведущая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей, появление возможностей самостоятельно удовлетворить часть материальных потребностей;

- ведущая роль образовательного учреждения в развитии и удовлетворении познавательных, социальных потребностей;

- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, с одной стороны; склонность к подчинению им при неблагоприятных условиях, с другой стороны;

- сохранение высокой зависимости от взрослых в развитии личного самоопределения.

Психолого-педагогические доминанты развития:

1.Потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости – одно из центральных психологических новообразований.

2.Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности. Общение со сверстниками становится большей ценностью, чем со взрослыми.

3.Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. При этом главный канал самоутверждения – «игра ролей»: позитивного плана – «умного, сильного, смелого человека», «активиста», «надёжного друга». Негативного плана: оппозиционера, не поддающегося, вожака и др.

4.Потребность снятия состояния неудовлетворённости.

Пути:

1) фантазия – погружение в мир воображаемых образов; мысленное моделирование сложной жизненной ситуации;

2) сублимация, т.е. замещающая деятельность: не удовлетворённый результатами в одном виде деятельности, подросток пытается обрести душевное равновесие в другом;

3) возникновение потребности в активной познавательной деятельности (связано с переходом от одного к нескольким учителям);

4) бурный процесс полового созревания. Внимательны (очень) к тем внутренним и внешним изменениям, которые с ними происходят.

Проблемы, возникающие при этом:

1) дефицит мужского влияния, женского ведёт к недостатку образцов стандартов поведения мужчин и женщин;

2) половая «дезориентация» (мальчики не видят необходимости в «мужских» обязанностях, заботах, т.к. женщина берёт их на себя;

3) стихийное сексуальное просвещение.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Первый период юности.

Для этого периода характерны:

- сохранение материальной и эмоционально-комфортной функции семьи; усиление её роли в самоопределении на будущее; возрастание возможностей школьника в удовлетворении части материальных потребностей;

- сохранение решающей роли образовательного учреждения в удовлетворении познавательных, социальных потребностей; значительное возрастание роли самообразования и самовоспитания;

- значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды;

- функция социально-профессионального характера ориентирования на будущее.

Психолого-педагогические доминанты развития.

1.Формирование соматотипа, т.е. определённого типа внешности. Наука различает три главных соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с избытком жира), мезоморфный (стройный, мускулистый), экстоморфный (худой, костлявый). Рост при этом также имеет важное значение в глазах старших школьников.

2.Формирование представления о собственной уникальности.

3.Возникновение потребности в любви.

4.Возникновение новой системы отношений с родителями: эмансипация (освобождение от зависимости, подчинённости от родителей, признание своего «суверенитета»).

Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками: создание условий для мобилизации и реализации потенциальных возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.

Таким образом, под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Они проявляются в анатомо-физиологической перестройке организма, в психологических особенностях, в ведущем виде деятельности, в которой происходит развитие. Учитывать эти возрастные особенности в педагогическом процессе – значит отбирать соответствующее содержание обучения и воспитания; использовать соответствующие формы, методы, средства, создавать необходимые условия организации педагогического процесса.

За последнее время появилось новое явление, которое привело к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Это акселерация (от лат. «акселерацио» - ускорение), т.е. ускоренное развитие физическое и отчасти психическое в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, педагоги – с духовным развитием и социализацией личности.

У педагогов акселерация ассоциируется с рассогласованием процессов физического созревания организма и социализацией личности. Образуется несоответствие. которое можно выразить так: тело растёт быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств.

 

Ключевые понятия темы: социализация, педагогическая техника, личность, развитие личности, творческая индивидуальность, познавательная активность, учебная активность, воспитание, самовоспитание, индивидуальные особенности, вековая периодизация, сенситивные периоды развития.

 

 

Контрольные вопросы

1.Развитие личности как педагогическая проблема.

2.Сущность социализации и ее стадии.

3.Воспитание и формирование личности.

4.Роль учебы в развитии личности.

5.Биологические, социальные и педагогические факторы развития личности.

6.Единство интеллектуального, эмоционального и поведенческого компонентов в воспитании детей разного возраста.

7.Формирование творческой индивидуальности учеников.

8.Активность личности школьника.

9.Личность школьника как субъект воспитания.

10.Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

11.Вековые индивидуальные особенности ребенка.

12.Вековая периодизация.

 

 

Литература

1.Подласый И.П. Педагогика. Кн.1. – С.71-127.

2.Фіцула М.М. Педагогіка. – С.45-76.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: