Основные положения Болонской декларации




Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизацияевропейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому дляобеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международнойконкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет.Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержкикрупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выборастудентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширитьмобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими наработу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

 

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимыхкритериев и методологий

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценкедеятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развитияучебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программобучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

 

Переход к двухуровневой системе образования в России обусловлен, в первую очередь, вхождением в состав государств-участников так называемого Болонского процесса, по итогам которого в Болонье в июне 1999-го года была подписана конвенция о переходе всех европейских государств к единой сфере высшего профессионального образования. Такая система имеет множество преимуществ для России. Во-первых, приведение системы высшего образования к европейским стандартам позволит существенно повысить престиж, конкурентоспособность и востребованность российского образования на мировом уровне. Во-вторых, двухуровневая система открывает новые перспективы для учащихся, и это связано с приведением образовательных программ к европейским стандартам [1, C. 36]. Однако переход к двухуровневой системе требует разработки и реализации правовых аспектов, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг высшими учебными заведениями.

выделим без детализации основные проблемы, рассмотренные в рамках вопросов перехода к двухуровневой системе образования в сфере высшего профессионального образования:

1. Кардинальное изменение существующей системы высшего профессионального образования, фактически слом существующей системы, который безболезненно пройти не может. В целом, объективно говоря, современная российская система образования превратилась в форменную профанацию на всех своих уровнях, за исключением отдельных ее частей, не изменяющих картины в целом. Старая система образования в современных условиях - не востребована, она могла существовать только в рамках советской экономической и политической системы, а в условиях товарно-сырьевого перекоса в экономике современной России она превратилась просто "в процесс деревообработки: на входе дубы, на выходе липа".

2. Непонимание и фактически неготовность системы высшего профессионального образования к переходу на требования Болонского процесса. Требуется кардинальный слом системы образования с условием сохранения того лучшего и отвечающего современным требованиям к процессу обучения и формирования профессиональных навыков, что было наработано за предшествующие годы в данной сфере, при этом следует повсеместно распространять и внедрять передовой образовательный опыт, как наработанный в ведущих ВУЗах России, так и зарубежный.
При этом следует заметить, что направление слома существующей системы должно быть направлено в область увеличения роли научных исследований, а особенно реализации результатов этих исследований на практике, в экономике, социальной сфере и технологиях. Особую роль в этом плане приобретает тесное научное и практическое сотрудничество, как в самой России, так с научными центрами зарубежом, причем российские ВУЗы должны сами проявить инициативу.

3. Социально-экономические аспекты реализации новой системы высшего профессионального образования. Переход на платную систему высшего профессионального образования вызывает вопросы, например в Европе в Германии, получение высшего образования - бесплатно. ВУЗы могут зарабатывать деньги и другими способами, например внедрением в практику результатов полученных в рамках проводимых научных исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: