Методика подготовки к лекции (на примере отдельной темы из курса теории государства и права)




Подготовка к лекции. Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения. В заключение отметим, что смешивать разные стили или разные виды лекции (например, сочетать академическую и популярную лекции или аналитическую - с лекцией-беседой) в одной не следует, так как от этого может снизиться качество лекции, а главное - нарушиться контакт с аудиторией. К тому же, при смене стилей студентам трудно приспособиться к лектору. Таким образом, обобщенные рекомендации по подготовке и проведению лекции, как формы обучения, представляющей собой устное последовательное систематическое изложение содержания науки, выглядят следующим образом: · нравственная сторона лекции и преподавания; · научность и информативность (современный научный уровень); · доказательность и аргументированность, · наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств; · эмоциональность изложения · активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; · четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; · методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; · изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; · использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов. · научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции. Подготовка к лекции включает в себя: · сбор материала по теме лекции; · составление плана лекции; · отбор материала для лекции; · составление конспекта лекции. За каждой хорошей лекцией – огромный труд. Специалист собирает материал в области своей науки всю жизнь. Минимальный срок подготовки - неделя. Необходимо знать тему, назначение, место и характер аудитории, ее подготовленность к восприятию темы. Лекция состоит из трех частей: вступление, изложение и заключение. Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место. Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется вся тема. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, центральная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Имеет значение ораторский стиль. Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций. Основная часть лекции разбивается на главные логические узлы – основные учебные вопросы. Вопросы должны совпадать с учебной программой. Количество вопросов в двухчасовой лекции составляет 2-3. План сообщается слушателям. Вопросы плана порой совпадают с будущим семинаром или экзаменом. Отбор материала определяется планом лекции. Отбирая материал, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студенты сами эту основу расширили, дополнили собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств. Лекцию не следует загромождать цитатами. Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение. Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией. Нельзя злоупотреблять пословицами, поговорками или забавными историями.

 

Содержание программы «Методика преподавания права»

Тема 1. Введение.

История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России. Современное состояние отечественного юридического образования.

 

Тема 2.. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания.

Юриспруденция в системе гуманитарного образования. Вопрос о соотношении юридической науки и иных гуманитарных наук. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин. Значение меж- и внутрипредметных связей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: