Развитие зрительной системы




ХОРОШО ЛИ ВИДИТ ВАШ МАЛЫШ?

Зрение — одна из самых хрупких систем человеческого организма и при этом несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметна в детском возрасте, когда юный организм еще недостаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ведущих к значительному снижению или даже потере зрения, — великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере.

При нарушениях зрения у малыша страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира, являющееся для ребенка основой познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность. Это может привести к задержке психофизического развития. Ребенок не рождается с «готовым» зрением, зрительные функции (острота зрения, бинокулярное зрение и др.) формируются постепенно, в процессе накопления жизненного опыта. Поэтому очень важно не только как можно раньше (с первых дней жизни) обследовать состояние зрительной системы, но и внимательно наблюдать за ходом ее развития у малыша, а при первых признаках неблагополучия обратиться за медицинской и психолого-педагогической помощью.

Родителям на заметку    

 

Особое внимание к развитию зрения следует обратить тем родителям, чьи дети

· родились недоношенными или переношенными;

· родились в асфиксии или перенесли родовую травму:

· получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар;

· родились у мам, перенесших инфекционные и вирусные заболевание во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.)

 

Развитие зрительной системы

В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный — период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе воздействие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким, как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома (см. далее).

Следующим этапом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия объектов внешнего мира (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе.

В месяц ребенок фиксирует взор на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек на «мобиле» или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии.

После года — острота зрения ребенка позволяет ему интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить.

Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей навык звуко- и словообразования формируется труднее и дольше.

 

В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. Поэтому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5—6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: «Скажи, это зайчик или слоненок?».

С четырех лет на орган зрения приходятся нагрузки, соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях («уроки» не должны превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15—20 минут. Во время «телесеанса» ма­лыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2—3 м. По возможности следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30—40-минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости.

К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует так называемой 1,0, когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция[1] становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку. В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школьным нагрузкам.

Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам и ничто не мешало ее функционированию, очень важно с первых месяцев жизни проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений. Даже незначительное снижение зрительных возможностей может отразиться на ходе психического развития малыша, поэтому важно не ограничиваться получением офтальмологической помощи, а проконсультироваться с тифлопедагогом - специалистом, который знает особенности развития детей с различными нарушениями зрения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: