Задание
Составить план-конспектпо форме (Приложение 1) на основе принципов системно-деятельностного подхода:
Оценка плана-конспекта проводится по критериям (Приложение 2)
Приложение 1
План-конспект урока
Технологическая карта урока
1. Данные о студенте: Переведенцева Т.В.
2. Предмет: История; Класс: 5Б; Учебник (УМК): «Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс.М.:Дрофа,2017. Авторы: Колпаков С.В., Селунская Н.А.»
3. Тема урока:Возникновение государства в Древнем Египте
4. Тип урока: «открытие» нового знания
5. Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, карта мира, презентация «Возникновение государства в Древнем Египте».
5. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | организация собственной учебной деятельности. Знакомство с формами самообразования. | развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого; |
Метапредметные | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные | овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением |
Личностные | Проявление интереса к новому материалу | формирование основ социально-критического мышления |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Задачи | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | 2 мин | Активация учащихся | Приветствует учащихся. Проверяет готовность куроку, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя Организуют свое рабочее место | |||
Актуализация знаний | 7 мин. | Повторение пройденного материала | Возникновения земледелия, скотоводства и ремесла у древнейших людей. | Беседа. Вопросно–ответная форма. | Фронтальная | Проверка и опрос домашнего задания: -Какое хозяйство пришло на смену присваивающему хозяйству? -Где и когда возникло земледелие? -Первое животное которое приручили древние люди? -Что такое гончарство? Объявление новой темы: На доске учитель располагает геометрическую фигуру- пирамиду. -Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура? Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему? Подвести учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид- Египет | Отвечают на вопросы. |
Объяснение нового материала | 25 мин. | Раскрыть сущность понятия «государство», определить причины появления первых государств, познакомить с некоторыми концепциями возникновения государств, назвать их основные признаки на примере Древнеегипетского государства. | Географическое положение Древнего Египта. Природно – климатические условия. Объединение Египта. | Беседа. Вопросно- ответная форма. Работа с презентацией. | Фронтальная. Индивидуальная. | -Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. -Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения … Первое в мире государство возникло в Египте в конце 4-ого тысячелетия до нашей эры. Египет расположен в северо-восточной Африке. Большая часть страны покрыта пустынями, а изредка встречающиеся в ней островки зелени называются оазисами. На севере Египет омывается Средиземным морем, а на востоке – Красным. В самом Египте течет Нил – вторая по протяженности река в мире. Факты, которые мы сейчас записали, ребята, вы должны хорошо знать, но сами по себе они еще не объясняют нам: почему именно в Египте раньше всего образовалось государство? Для решения этого вопроса прочитайте про себя пункт второй «Разливы Нила» § 6. А теперь ребята, ответьте на вопрос: благодаря чему в Египте возникло государство? Верно. Земледельцы, обрабатывавшие плодородную землю в долине Нила, производили необходимый излишек – прибавочный продукт, благодаря которому стало возможным возникновение эксплуатации и классов, а в конечном итоге – и государства. Первоначально возникло не единое государство, а около 40 небольших государств, постоянно воевавших друг с другом. Позднее Египет оказался разделенным на два больших царства: Северное и Южное. Около 3000 лет до н. э. царь Южного царства завоевал Северное и стал правителем единого государства. Мы называем египетских правителей фараонами. | Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. В результате совместных действий на доске записывается план урока. 1.Географическое положение Египта. 2.Природно - климатические особенности Египта. 3.Объединение государства. Запись в тетради (с красной строки): Образование государства в Египте – конец 4-ого тысячелетия до н. э. Положение: северо-восточная Африка Выход к морям: на севере – Средиземное, на востоке – Красное. Учащиеся читают про себя. Ответ учащихся: Возникновение государства стало возможным благодаря высоким урожаям в долине Нила, которые смогли прокормить не только крестьян, но и тех, кто сам не обрабатывал землю: воинов, слуг и приближенных правителя. |
Закрепление материала | 5 мин. | Усвоение пройденного материала на уроке. | Вопросно – ответная форма. | Фронтальная и индивидуальная | Итоговые вопросы по теме, для закрепления материала: - Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?(Египет) -Где расположено государство Египет?(Северо- Восточная Африка) -Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземное) -Какой рельеф имеет страна? (Песчанные каменистые пустыни, горы и возвышенности) -Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава) Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами. | Отвечают на вопросы | |
Домашнее задание | 2 мин. | Индивидуальная | §5. Возникновение государства в Древнем Египте стр.18 читать. Записи в тетради выучить. | Записывают задание в дневник |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Рефлексия:
1. Что сегодня мы с Вами изучили на уроке? Мы сегодня изучили на уроке…
2. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Я оцениваю свою работу на уроке отлично/ хорошо/ плохо, потому что..
Приложение 2
№ | Критерии | Баллы |
1. | Наличие всех разделов в "Плане-конспекте" в соответствии с формой | 0-1-2 |
2. | Сформулированы цели урока как планируемые результаты обучения | 0-1-2 |
3. | Определен планируемый уровень достижения целей | 0-1-2 |
4. | Выбранные методы и формы работы соответствуют поставленным целям | 0-1-2 |
5. | Деятельность учителя соответствует выбранному методу и направлена на решение поставленных задач | 0-1-2 |
6. | Деятельность учеников позволяет достичь определенных результатов обучения | 0-1-2 |
7. | Степень рациональности и эффективности использования времени. Организационная четкость проведения урока. | 0-1-2 |
8. | Содержание урока соответствует поставленным целям | 0-1-2 |
9. | Соответствие содержания урока возрастныминтересам и особенностям учащихся данного класса | 0-1-2 |
10. | Итог урока содержит анализ достижения планируемых результатов урока с указанием критериев их оценки | 0-1-2 |
Суммарный балл: | 0-20 |
Оценка в баллах
отсутствие признака 0пунктов | средний уровень 1пункт | высокий уровень 2пункта |