Типы автоматизированных информационных систем




Содержание

[скрыть]

· 1Цели автоматизации

· 2Задачи автоматизации и их решение

· 3Примечания

· 4Литература

Цели автоматизации[править | править вики-текст]

Основными целями автоматизации технологического процесса являются:

· сокращение численности обслуживающего персонала;

· увеличение объёмов выпускаемой продукции;

· повышение эффективности производственного процесса;

· повышение качества продукции;

· снижение расходов сырья;

· повышение ритмичности производства;

· повышение безопасности;

· повышение экологичности;

· повышение экономичности.

Задачи автоматизации и их решение[править | править вики-текст]

Цели достигаются посредством решения следующих задач автоматизации технологического процесса:

· улучшение качества регулирования;

· повышение коэффициента готовности оборудования;

· улучшение эргономики труда операторов процесса;

· обеспечение достоверности информации о материальных компонентах, применяемых в производстве (в т. ч. с помощью управления каталогом);

· хранение информации о ходе технологического процесса и аварийных ситуациях.

Решение задач автоматизации технологического процесса осуществляется при помощи:

· внедрения современных методов автоматизации;

· внедрения современных средств автоматизации.

Автоматизация технологических процессов в рамках одного производственного процесса позволяет организовать основу для внедрения систем управления производством и систем управления предприятием.

В связи с различностью подходов различают автоматизацию следующих технологических процессов:

· автоматизация непрерывных технологических процессов (Process Automation);

· автоматизация дискретных технологических процессов (Factory Automation);

· автоматизация гибридных технологических процессов (Hybrid Automation).

 

 

3. Реальные предпосылки к интеграции АС состоят в сходстве их структур и в общности основных принципов их построения. Необходимыми элементами любой автоматизированной информационной системы являются входные и выходные данные, математические модели, методы и алгоритмы их обработки и программные средства, реализующие эти методы, вычислительная техника, а также определенные правила работы с системой. Соответственно в составе любой АС выделяют компоненты следующих видов обеспечения [ГОСТ 34.003-90]:

методическое обеспечение - совокупность документов, описывающих технологию функционирова­ния системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании АС.

 

математическое обеспечение - совокупность математи­ческих методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС.

информационное обеспечение - совокупность форм доку­ментов, классификаторов, нормативной ба­зы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования ин­формации, применяемой в АС при ее функ­ционировании.

программное обеспечение - совокупность программ на носителях данных и программных докумен­тов, предназначенная для отладки, функ­ционирования и проверки работоспособнос­ти АС.

лингвистическое обеспечение - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых для общения пользователей и эксплуатационного персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС.

техническое обеспечение - совокупность всех технических cpедств, используемых при функциоиировании АС.

организационное обеспечение - совокупность доку­ментов, устанавливающих организацион­ную структуру, права и обязанности поль­зователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, провер­ки и обеспечения работоспособности АС.

правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования. Примечание. Правовое обеспечение реализуется в организационном обеспечении АС.

эргономическое обеспечение - совокупность реализо­ванных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических ха­рактеристик и возможностей пользовате­лей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС.

 

 

Типы автоматизированных информационных систем

Какая-либо однозначная и общепринятая классификация АИС отсутствует, однако в науке и индустрии покрайней мере выделяют следующие типы систем по назначению:

· АСУ — Автоматизированные системы управления

· АСУП — Автоматизированные системы управления предприятия

· АСКУЭ— Автоматизированная система контроля и учёта энергоресурсов

· АСУ ТП — Автоматизированные системы управления технологическими процессами

· ГИС — Геоинформационные системы

· ИУС — Информационно-управляющие системы

· ИИС — Информационно-измерительные системы

· ИИС — Интеллектуальные информационные системы

· ИПС — Информационно-поисковые системы

· ИАС — Информационно-аналитические системы

· ИСС — Информационно-справочные системы;

· ЛИС — Лабораторная информационная система

· СИИ — Системы искусственного интеллекта

· СКД, СКУД — Система контроля (и управления) доступом

· ЭТАПЫРАЗВИТИЯ АИС

· 1 этап.
Первые информационные системы появились в 1950-х г. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называют системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платёжных ведомостей и другие операции бухгалтерского учёта.

· 2 этап.
В 1960-е г. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие. Появляются операционные системы, дисковая технология, улучшаются языки программирования. Развитие вычислительной техники обусловило появление новых возможностей в автоматизации различных видов деятельности, например, подготовки отчётной документации.
Изменяется отношение к информационным системам. Полученная с их помощью информация применяться для периодической отчётности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
Появляются системы управленческих отчётов, ориентированные на менеджеров, принимающих решения.

· 3 этап.
В 1970-х – начале 1980-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, под-держивающего и ускоряющего процесс принятия решений.
В 1970-е г. информационные системы продолжают активно развиваться. В это время появляются первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать с программой, не изучая её описания). Эти достижения создали условия для появления систем поддержки принятия решений (СППР). В отличие от систем управленческих отчётов, которые предоставляют информацию по заранее установленным формам отчётности, СППР предоставляют её по мере возникновения необходимости.
В 1970–80-х гг. в офисах применяют разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, расширяющие область применения информационных систем. К таким технологиям относят: текстовую обработку, настольное издательство, электронную почту и др. Интеграцию этих технологий в одном офисе называют офисной информационной системой. АИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

· 4 этап.
1980-е г. характеризуются тем, что информационные технологии начинают претендовать на новую роль в организации. АИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достигать успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
К концу 1980-х г. концепция использования информационных систем вновь изменяется. АИС становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля.

· 5 этап.
В 1990-е г. весомые преимущества создаются за счёт использования телекоммуникаций, локальных, корпоративных, и глобальных компьютерных сетей. Они, во-первых, позволяют привлекать клиентов сокращением времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и оперативность работы специалистов в процессе принятия решений за счёт скоростного сбора данных от региональных подразделений и оперативного анализа данных. Появляются автоматизированные офисы.

· 6 этап.
Этот этап связывают с началом XXI века. Он характеризуется дальнейшим развитием информационных технологий, которые приводят к появлению методов и средств, обеспечивающих интегрированные решения по автоматизации различных информационных процессов и офисов, позволяющих автоматизировать ручные операции и поиск документов, автоматически передавать и отслеживать перемещение документов и контролировать выполнение поручений, связанных с документами и др. Он характеризуется объектно-ориентированным подходом к проектированию АИС, автоматизацией проектирования, использованием функционально-распределенных информационных (как правило, корпоративных) технологий, а также геоинформационных и когнитивных (интеллектуальных) информационных технологий.

 

5. Каноническое проектирование – отражает особенности ручной технологии оригинального проектирования, осуществляемого на уровне исполнителей без использования каких-либо инструментальных средств, позволяющих интегрировать выполнение элементарных операций. Каноническое проектирование применяется для небольших локальных ЭИС. 1. Стадия формирования требований к автоматизированной системе- главное на этой стадии – провести предпроектное обследование и дать технико-экономическое обоснование целесообразности создания системы. Здесь формируются требования к функциональной части, обеспечивающим подсистемам, методу проектирования. На стадии обследования целесообразно выделить три этапа: Определение стратегии внедрения ИС – оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта. Эти задачи могут быть реализованы как заказчиком самостоятельно, так и с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача этого взаимодействия – это получить полное и однозначное понимание требований заказчика в результате интервью, бесед или семинаров. По завершении этой стадии появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию. Сбор материалов обследования – все методы проведения обследования можно объединить в группы по следующим признакам: Выполнение работ по обследованию предметной области в каком-либо подразделении и сбору материалов можно проводить на основе предварительного проведения выбора методов сбора материалов обследования, которые делятся на две группы: Сбор материалов обследования следует проводить с помощью стандартных форм и таблиц, которые удобно читать и обрабатывать Полученное в результате проведенной формализации описание объекта содержит исходные данные для проектирования ИС и определяет параметры будущей системы. На основе анализа строится модель деятельности организации двух видов: модель как есть и модель как будет. По результатам стадии составляется документ технико-экономическое обоснование, где четко сформулировано что получит заказчик, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта(срок оккупаемости и экономический эффект). Ориентировочное содержание этого документа: ограничение, риски условия, в которых будет эксплуатироваться система(архитектура, ПО) сроки завершения отдельных этапов, привлекаемые ресурсы и меры по защите информации. Описание выполняемых функций системы Возможности Интерфейс и разделение функций между пользователями и системой Требования к программным и информационным компонентам ПО Что не будет реализовано в рамках проекта Техническое задание – это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления (ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы»). При разработке технического задания необходимо решить следующие задачи: установить общую цель создания ИС, определить состав подсистем и функциональных задач; разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсистемам; разработать и обосновать требования, предъявляемые к информационной базе, математическому и программному обеспечению, комплексу технических средств (включая средства связи и передачи данных); установить общие требования к проектируемой системе; определить перечень задач создания системы и исполнителей; определить этапы создания системы и сроки их выполнения; провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: