Характерные особенности предэтики.

Мораль имеет не только историю, но и предысторию (нравственному средства регулирования отношений между людьми), которую часто рассматривают как особую форму существования морали

Принято считать, что мораль возникла в родовом обществе эпохи матриархата Материнский родовой строй пришелся на период расцвета первобытного общества Именно тогда люди приручили животных (собаку, лошадь, роОгата скот, некоторых птиц), научились земледелия и гончарного искусства, начали овладевать производством меди, олова, бронзы Были созданы известные наскальные изображения, которые расценивают и как впечатляющие успехи изобразительного искусства, и как проявления магических действий тощощо.

Социальную регуляцию в родовом обществе осуществляли синкретические (которые сочетают в себе разнородные элементы) обычаи, нормы, предписания, поэтому мораль необходимо рассматривать как аспект или функцию этой эти илиснои регулятивной систем.Организационным и нормативным принципом родового общества были кровнородственных отношения Структура этого общества в целом совпадала с системой родства Например, каждое племя коренных жителей нцив Австралии (в которых в XIX в сохранялся первобытнообщинный строй) делилось на половозрастные группы: группу взрослых мужчин, группу взрослых женщин и группу детей и подростков Немногочисленная слой старик ей, которые принадлежали к группе взрослых мужчин, руководила жизнью рода (племени) Этот раздел существенно влиял на отношения между членами рода Поэтому при анализе отношений между людьми в родовом обществе большое с чение имеют понятия \"матриархат\", \"патриархат\", \"кровная месть\", \"тальйон\", \"сорорат\", \"левират\", \"кувада\" тощон" , "сорорат", "левірат", "кувада" тощо.

О характере отношений в родовом обществе свидетельствуют языковые факты Так, в языке тасманийцы (жителей в Тасмания, расположенного у юго-восточных берегов Австралии) не было слов \"дядя\", \"дед\", но были слова \"тетя\", \"баба\", что свидетельствует об отношениях между детьми и родителями, между различными поколениямдітьми і батьками, міжрізнимипоколіннями.

Бытует мнение, что зарождение нравственности предшествует возникновению морали как идеального (нематериального) феномена При этом речь идет об отсутствии у первобытного человека нескованный воли, выбора, самосознания а также об отсутствии противоречия между сущим и должным самом деле, такое противоречие всегда существует, но преодолевают ее разными способами Например, в родовом обществе это удавалось делать благодаря действовали ьность институтов родов и племен (советы родов, собрание племен, совета старейшин и др.ін.).

Признание того, что мораль существовала еще до появления самосознания человека, предполагает признание (а для этого есть определенные основания) существование самосознания рода Современная социология и антропология культуры часто пользуются понятиями \"коллективная совесть\", \"коллективные представления\", \"коллективное бессознательное\" По мнению К-Г Юнга, архаическая психика коллективной психикой, сверхличностным душой О существовании самосвидому ости рода свидетельствуют понятие \"свои\" и \"чужие\" тощідчатьпоняття "свої" і "чужі" тощо.

Элементы морали как идеального феномена в условиях первобытнообщинного строя содержат первобытные верования: антропоморфизм (греч anthr явлений природы, предметов, животных; анимизм (лат anima - душа, дух) - вера в существование духов, одухотворенность предметов, в наличие души у людей, растений, животных; тотемизм (англtotemism) - вера в споре дненисть групп людей (рода, племени) с конкретными видами животных, растений, явлениями природы; фетишизм (португfetiso - амулет) - вера в существование сверхъестественных свойств материальных объектов, различные вы ди магии (греч mageia - ворожба) - совокупность представлений и обрядов, основанных на вере в возможность влияния на окружающий мир через сверхъестественное (фетишей, духов) благодаря колдовским действам, система за борон и ограничений (табу), мифология, ритуалы, обряды и т.д. их анализ свидетельствует, что некоторые моральные отношения сложились еще в матриархата Речь идет об осознании необходимости работать, защищать свой род родственников, о покорности и скромность, взаимные приветствия родственников и соплеменников; обряды, инициации (посвящения) - передача племенных норм жизни поколению, достигшее совершеннолетия; табуация (запреты), целью которых была защита жизненно важных обычаев и правил; женскую инициативу при установлении брачного союза; непринятие кровнородственных браков; кровную месть и иу та ін.

В патриархальном обществе возникли и новые нормы, ориентированные на укрепление роли и авторитета мужчины как главы патриархальной семьи С этим связаны требования о верности жены, обычай левирата Билл льш категорическим было отношение к неправды возросла роль принуждения и строгих наказаний за нарушение нормы На патриархальную эпоху приходится зарождение самосознания человека, что, очевидно, привело Необходнест жесткой регламентации поведения и наказанийань.

Условия тогдашнего бытия постепенно открывали пространство и время побудили к морального выбора Важную роль в этом процессе сыграли нормы поведения, табу и предписания, которые можно было истолковать по-разн ному Это, в частности, касается и мифа (греч - рассказ, перевод) - наивно-символического представления людей о мире Мифологии каждого народа присущий моральный аспект Однако ее нельзя рассматривать как собран ния моральных норм Хотя много мифов содержат оценки общественно значимых фактов, это, однако, не дает оснований утверждать о наличии у них четко сформулированных моральных норх норм.

Итак, совокупность фактов бытия человека в родовом обществе убеждает, что мораль возникла именно на этом этапе развития цивилизации





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...