Задержка или отсутствие развития форм собственного обращения ребенка к взрослому.




При благополучном развитии во втором полугодии малыш уже умеет по-разному выражать свои требования и желания, его крик меняется интонационно, начинает приобретать характер просьбы. Около 9 месяцев появляется указательный жест, при этом, когда ребенок просит, он переводит взгляд с желаемого объекта на лицо матери.

У младенца с выраженными трудностями эмоционального развития обращения могут не иметь дифференцированного характера, часто родителям бывает сложно догадаться, чего он просит, что его не удовлетворяет. Так, малыш может однообразно кричать, хныкать, не усложняя и не меняя интонацию вокализаций, не направляя взгляда к желаемому объекту, не глядя на маму. Иногда формируется направленный взгляд и жест (протягивание руки в нужном направлении), но без попыток называния предмета желания, без обращения взгляда и вокализации к взрослому. И в более старшем возрасте при выражении определенного желания такой ребенок не показывает пальцем, не произносит указательного слова - он обычно берет взрослого за руку и кладет ее на желаемый объект. Надолго задерживается и появление первых слов-обращений: ребенок может произносить слово «мама» (или имена близких взрослых) как комментарий или «в пустоту», но не использует его для персонального обращения.

 

9. О тсутствие или невыраженность отклика на обращение близких.

Эта особенность обусловлена нарушением произвольной организации внимания и поведения ребенка, и становится заметной после года, а когда ребенок достигает 2-2,5-летнего возраста, осознается родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого проявляются гораздо раньше. Рассмотрим эти признаки:

- отсутствие либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя. В ряде случаев эта особенность поведения настолько сильно выражена, что возникают подозрения о снижении слуха у ребенка. При этом многие родители бывают озадачены тем, что часто ребенок реагирует на слабый, но интересный для него звук (например, шуршание целлофанового пакета или фантика от конфеты), или по его поведению понятно, что он слышал разговор, не обращенный прямо к нему. Достаточно часто такие дети позже не начинают выполнять простейших просьб: "Дай мне", "Покажи", "Принеси";

- проблемы формирования объединенного внимания

Возможность взрослого привлечь внимание ребенка к какому-то объекту (игрушке, предмету быта и т.п.) лежит в основе развития диалогического взаимодействия.

Отсутствие такой возможности обусловлено тем, что ребенок не прослеживает взором направление взгляда взрослого, игнорирует его указательный жест и призыв: «Посмотри на…!»

В некоторых случаях вначале слежение за указанием матери есть, но постепенно оно угасает, и ребенок перестает обращать внимание на то, что она показывает, если только это не является объектом его особого интереса (например, лампа, часы, машина, окно).

- невыраженность ориентации на эмоциональную оценку матери

Значимость для ребенка качества эмоционального реагирования близкого взрослого (положительных или отрицательных эмоций) на собственные проявления активности свидетельствует о закономерном усложнении форм эмоционального контакта и является основой для формирования произвольного поведения. Малыш приобретает способность не только «заражаться» эмоциональным состоянием матери, но и направленно отслеживать ее реакцию на свои действия, – так называемый феномен «социальной ссылки».

При нарушениях аффективного развития ребенок, как мы уже говорили выше, может быть не способным как адекватно выражать собственное эмоциональное состояние, так и различать оттенки эмоциональных состояний взрослых. Поэтому, соответственно, маме так трудно бываетсвоей позитивной реакцией успокоить ребенка или развеселить его, или, демонстрируя огорчение, вызвать сочувствие, ввести какой-либо необходимый запрет.

 

10. Трудности формирования подражани я.

При нарушениях аффективного развития часто отмечается невыраженность подражания, даже его отсутствие, а иногда - очень длительная задержка в его формировании. В таких случаях родителям бывает трудно чему-нибудь научить своего малыша, который до всего предпочитает доходить сам. Часто не получается вовлечь ребенка даже в самые простые игры, требующие элементов показа и повторения (типа "ладушек"), затруднено бывает обучение жесту ручкой "пока", кивания головой в знак согласия. Сложности подражания проявляются не только в том, что ребенок не повторяет действия взрослого, но и в том, что он не пытается повторять слоги и слова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: