Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)




Первой философской школой Эллады (Греции), а тем самым и Европы была Милетская школа, которая возникла, однако, в Малой Азии.

Милет – это древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр.

Для Милетской школы в целом характерны эмпиризм, сенсуализм, акцент на чувственном восприятии материально-вещественного мира.

Эмпиризм (от греч. empiria — опыт) – это направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Сенсуализм (от лат. sensus - восприятие, ощущение, смысл, чувство) – это философское направление, в котором чувственность признается исходной и главной формой достоверного познания – «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

· Фалес (ок.625 – ок.547 до н.э.)

«Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств»

Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Он — первый математик и физик в Ионии. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н.э. В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. От этих трудов дошли до нас только их названия. В античной традиции Фалес — первый астроном и математик. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса лишь как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения.

Фалес является типичным представителем античной греческой мудрости, мастером острого словца и оригинальной мысли. Истории из жизни: 1) нет детей, «потому что люблю их». 2) вопрос про женитьбу: в юности – «слишком рано», в зрелости – «слишком поздно». 3) история про предсказание небывалого урожая маслин, аренда маслоделен в Милете и на Хиосе, «философы при желании могут легко разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся.» Самая ранняя информация о Фалесе как философе пришла к нам от Аристотеля («Метафизика»).

Первые шаги философии в направлении постижения сущности окружающей человека действительности«Из чего состоит природа?». Фалес пытался найти первооснову всего материального мира, то есть изначальное вещество, из которого состоит вся физическая природа. В мировосприятии античного грека природа (включая живые и неживые предметы) есть единый организм.

Натурфилософы – первые греческие философы, которые постигают основу и смысл физической природы, не удовлетворяясь мифическими представлениями о ней.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) – это рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего.

Онтология (новолат. ontologie; от греч. on – сущее и logos – учение) – учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая.

Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей».

(!) Первооснова по Фалесу – вода. Это неудивительно, так как жизнь древних греков была связана с морем. В условиях невыносимой жары легко понять, что вода – это жизнь, а ее отсутствие – смерть всего живого. Высказывания: «питание всех вещей влажно», «семена и зерна всего существующего имеют влажную природу». Возможно, что Фалес также заметил три состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.

Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю — в этой форме он и представляет субстанциальность (первостепенная важность, основательность, существенность) воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает. Это не просто вода, а вода «разумная», божественная.

Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств»

· Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 до н.э.)

«Начало и основа всего сущего — апейрон»; «Основа мира – беспредельное»

Анаксимандр — ученик и последователь Фалеса, о жизни которого мы почти ничего не знаем. Он автор первого философского сочинения в прозе, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов – «О природе». Известны также названия «Карта земли» и «Глобус».

Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия «архэ», т. е. до первоначала, субстанции, того, что лежит в основании всего сущего. «Анаксимандр первый назвал началом то, что лежит в основе» (доксограф Симпликий).

(!) Апейрон означает «беспредельный, безграничный, бесконечный». Апейрон — средний род от этого прилагательного, это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное. Он находится в состоянии вечной активности и вечного движения. Движение присуще апейрону как неотделимое от него свойство.

Все древние авторы согласны с тем, что апейрон материален, веществен. Но трудно сказать, что это такое: 1) смесь (земли, воды, воздуха и огня; 2) нечто среднее между двумя стихиями — огнем и воздухом, или вообще 3) нечто неопределенное.

(!) Аристотель думал, что Анаксимандр пришел к идее апейрона считая, что бесконечность и беспредельность какой-либо одной стихии привела бы к ее предпочтению перед тремя другими как конечными, а потому свое бесконечное Анаксимандр сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Нарушение пропорциональности распределения стихий противоречит закону справедливости (равновесия), который для грека является основным в мироздании.

Космогония (учение о происхождении вселенной).Апейрон — не только субстанциальное, но и генетическое начало космоса. Из него не только состоят все в сущности в своей основе, но и все возникает. От теогонии (происхождении богов) у Анаксимандра остался лишь атрибут божественности, но только потому что апейрон, как и боги мифологии, вечен и бессмертен.

По мысли Анаксагора, мир возник в результате борьбы противоположностей. Апейрон сам все из себя производит. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет из себя такие противоположности, как влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее).

Происхождение жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными. От животных произошел человек.

(!) Поражает в такой картине мира полное отсутствие богов, божественных сил, смелость попытки объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого материально-вещественного начала.

· Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 до н.э.)

«Первооснова – это воздух!»

Анаксимен — ученик и последователь Анаксимандра, астроном и метеоролог, автор сочинения «О природе». Он так ж был занят поисками первоосновы природы, но, не удержавшись на высоте абстрактного мышления Анаксимандра, Анаксимен нашел первоначало всего сущего в самой бескачественной из четырех стихий — в воздухе. (!) Анаксимен называет воздух беспредельным, т. е. апейроном. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон — свойство воздуха.

Космогония. Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь, — ветром, облаками, водой, землей и камнем.

Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна. Что же касается богов, то Анаксимен также выводил их из воздуха. Августин сообщает: Анаксимен был убежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха»

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: