Гераклит Эфесский (ок. 540 – ок. 480 до н.э.)




Сочинение "О природе" (полностью не сохранилось), которое Гераклит специально написал непонятно, чтобы его смогли прочитать лишь те, кто этого достоин, за что впоследствии получил прозвище "тёмный" (характерная черта для философов вообще - чрезмерное усложнение).

Сократ о Гераклите«та половина, которую я понял, прекрасна, и я уверен, что и другая половина сочинения прекрасна, но непостижима для меня».

Работа состоит из трёх частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и божестве.

Первый социальный философ.

Учение о вечном изменении. Подлинное бытие не постоянно, а есть непрестанное изменение. Все переходит из одного в другое – ночь переходит в день, жизнь переходит в смерть, болезнь переходит в здоровье и наоборот, даже боги смертны.

Учение о Логосе. Все, что происходит в мире – неслучайно. Миром управляет некий Логос. Возможно, Гераклит сказал свою фразу о Логосе («слове») только лишь вследствие своего презрения к толпе.

Учение о первоначале – огонь как первооснова. Мир не вечен и через каждые 10800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир на основании обычных превращений: огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода в землю. И Логос, управляющий миром и составляющий его начало, также имеет огневидную природу.

Учение о душе – иногда Гераклит говорит, что душа есть часть Логоса и есть огонь, иногда, что душа – есть воздух. Поскольку душа с одной стороны имеет огневидное начало – мудрая и сухая, а с другой – глупая и влажная душа. Огонь управляет космосом через Логос (разумный принцип, управляющий миром; порождает постоянное противоборство, множественность вещей).

Плачущий философ - плакал о людях на улице, об их судьбе.

Ксенофан. Критика многобожия у Ксенофана (580, 570 или 564 – умер после 473 до н.э.)

1. Критика языческого политеизма: боги похожи на людей именно потому, что их выдумали люди. Невозможно, чтобы у каждого народа были свои боги.

2. Учение о едином Боге. Есть только один Бог, который видит все целиком, все слышит и все целиком сознает. Бог всемогущ. Если быбогов было несколько, то некоторые из них были бы более могущественными, другие - менее.

3. Сущность и форма Бога. Бог везде одинаков. Бог - шарообразен, так как это единственная форма, которая каким-то образом может удовлетворить указанным свойствам.

Только бог, по Ксенофану, обладает высшим и абсолютным знанием, тогда как людское (обычное) знание никогда не выходит за пределы отдельного «мнения» и целиком строится на догадках.

Учение Ксенофана оказало влияние на становление Элейской философской школы (Парменид, Зенон Элейский, Мелисс), получившей свое название от г. Элеи, греческой колонии на западном побережье Южной Италии.

Парменид (род. ок. 540 / 515 г. до н. э.).

Элейская школа философии: Парменид.

Поэма "О природе" состоит из двух частей: "Путь истины" и "Путь мнения".

"Путь истины" излагает истинное учение о бытии, которое достигается лишь посредством строго логического мышления, а в "Пути мнения" Парменид описывает мир, каким он представляется органам чувств.

Что важно - у древнегреческих философов-досократиков была разница между знанием (истиной, эпистемой) и мнением (то, как человек видит мир). Наша задача - привести мнение к знанию. / Мышление и воображение.

1. Закон тождества - "есть" и "не быть никак невозможно". (

2. "Мыслить - то же, что быть" или "Мышление и бытие - одно и то же". Бытие неделимо, а небытия нет. Бытие одно, не имеет никаких частей. Множества различных вещей в действительности нет. Движения нет. Бытие не рожденного не подвержено гибели.

Зенон Элейский. Апории

Зенон (ок. 490 - ок. 430). Зенон был учеником Парменида.

Если Парменид доказывал свои положения прямо, то Зенон прибег к другому способу доказательству - от противного.

Рассуждения Зенона получили названо "апории". Всего их насчитывают около 47, до нас дошло 9, а чаще всего упоминается около 5 апорий. Допуская, что движение и множественность вещей существует, и рассматривая некоторые конкурентные случаи движения, мы приходим к абсурдным выводам. Значит допущение о существовании движения и множественности вещей ошибочно.

Самые известные из них - Ахиллес и черепаха, дихотомия.

Зенон оперирует парадоксом в рационалистической философии, пытается мыслить в логических категориях.

Эмпедокл

Эмпедокл: Поиски движущей причины мира (р. 484/490 - примерно 430 до н.э.)

Космогония – учение о происхождении мира

Космология – учение о строении мира

Трактат "О природе". Движение и множественность вещей существуют. Однако небытие не существует. Всё состоит из четырёх стихий. Мир управляется Всемирным законом - двумя силами, любовью и Враждой. То, что нам кажется как возникновение и уничтожение, есть лишь соединение и разъединение стихий.

Другие тезисы: гипотеза происхождения жизни (из мирового океана выходят различные части, а затем они объединяются), "подобное познаётся подобным", чувственное познание недоступно без разума.

Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.э.)

1) Положение «все во всем». Каждая вещь состоит из подобных себе вещей. Мельчайшие частицы, из которых состоит бытие - …, никуда не исчезают. В каждой вещи, в каждом ее элементе содержится вся вселенная.

2) Однако элементы не разбросаны беспорядочным образом, потому что всем управляет Ум, по-гречески, Нус. Нус существует сам по себе, он прост, ни от чего не зависит, не мешан ни с одной вещью. Отсюда следует деизм – учение, согласно которому бог создает мир и людей.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: