Подумайте, как можно отследить вышеперечисленные факторы риска в реальных условиях ДОУ.




Тема 1. Психологическая компетентность педагога (2 часа)

 

В психологии разделяют два понятия – психологическое здоровье и психическое здоровье человека.

 

Сохранение психического здоровья предполагает создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.

Сохранение психологического здоровья предполагает создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка (т.е. ориентацию на нравственные ценности и их жизненную реализацию), его душевный комфорт, полноценное и всестороннее развитие каждого ребенка на максимуме его возможностей.

Как Вы думаете, почему невозможно сохранение исключительно психологического здоровья без оказания внимания и психическому здоровью?

Основная задача педагога – создать условия для полноценного развития ребенка, т.е. максимальной реализации его индивидуальных и возрастных возможностей на всех этапах онтогенеза, а также обеспечения его духовного развития и душевного комфорта.

 

Направления работы, предполагающие сотрудничество педагога и психолога:

1) работа с детьми, чтобы предупредить или скорректировать нежелательные отклонения в развитии и стимуляция, обогащение развития

2) работа с родителями, чтобы предупредить возникновение источника психических отклонений в семье (на 50 % проблемы с дошкольниками зарождаются в семье из-за неблагоприятных способов взаимодействия родителей с детьми)

3) работа с педагогами, которые взаимодействуют с детьми – помощь в самосовершенствовании педагогов как помощь в развитии их способности позитивно общаться с детьми.

 

Модель психологической компетентности педагога

(компетентность – совокупность профессиональных знаний и умений в данной области)

 

Работа с детьми Работа с родителями Саморазвитие педагога
Знания из общей, возрастной, семейной, практической и т.д. психологии
Знание норм возрастного развития дошкольников – чтобы понять, правильно ли развивается ребенок Знание норм семейных взаимоотношений, в частности, способов позитивного взаимодействия с детьми, доступных родителям Самопознание – знание своих личностных и коммуникативных особенностей Представление об идеале педагога
На основе знаний о нормах развития и семейных взаимоотношений нужно уметь сделать правильные выводы о реальном положении вещей – диагностика….
…уровня развития ребенка, чтобы 1) вовремя обнаружить отклонения и обратиться к психологу за подтверждением 2) выявить одаренность ребенка 3) выявить оптимальный уровень развития ребенка (например, при диагностике готовности к школе, в некоторых образовательных программах) 4) проверить эффективность каких-либо новых средств образования в ходе исследовательской работы …оптимальности стиля детско-родительских отношений с целью его дальнейшего улучшения / коррекции …или самодиагностика особенностей личности с целью реализовать свой потенциал или скорректировать какое-либо качество или поведение
На основе данных диагностики проводится профилактика, коррекция (в оптимальном случае - в сотрудничестве с психологом) и стимулирование полноценного психического развития ребенка
· Знание отклонений в развитии ребенка, чтобы их предупреждать и корректировать · Умение использовать методы профилактики, коррекции отклонений, методы стимулирования развития · Знание возможных недочетов во взаимоотношениях родителей и детей · Владение методами коррекции и стимулирования позитивного развития детско-родительских взаимоотношений · Владение способами саморазвития · Знание возможных ошибок во взаимодействии с детьми и родителями и их профилактика · Умение избегать профессиональных психических отклонений
         

 

 


Тема 2. Использование психологической диагностики педагогами ДОУ (2 часа)

 

План

1. Предмет, содержание, задачи психодиагностики в ДОУ.

2. Факторы риска.

3. Классификация психодиагностических методик, понятие стандартизации, надежности и валидности методик.

4. Правила психологического обследования в условиях до­школьных учреждений.

5. Диагностика параметров развития ребенка.

 

1. Предмет, содержание, задачи психодиагностики в ДОУ

 

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Содержание психодиаг­ностической деятельности дифференцируется:

· по направлениям (объектам) психологических воздействий (по типам клиентов): дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и педагоги.

· по параметрам психодиагностических воздействий (т.е., что диагностирует педагог-психолог).

Параметры психодиагностических воздействий:

1. Показатели нормативно-возрастного и индивидуального раз­вития детей дошкольного возраста: например, личностно-эмоциональные особенности, специальные способности и т.д.

2. Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с детьми: например, стиль взаимоотношений в группе (взрослый – ребенок).

3. Показатели особенностей семейных взаимоотношений.

Задачи психологической диагностики:

· задача решения конкретной проблемы ребенка (диагностика проводится по запросу (например, по запросу родителя);

· задача психопрофилактики (фронтальная диагностика всех детей);

· экспериментальная задача (или плановая) в процессе введения инновационной программы.

Факторы риска

 

Цель при анализе результатов обследования, – создание психологического портрета ребенка.

Первое требование – разграничение нормы и патологии (интеллек­туальная недостаточность, задержка психического развития, раз­ные виды психических отклонений).

Существует две основные формы отставания в развитии:

· отставание, связанное с нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики;

· временное отставание и неадекватное поведение, связанное с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

 

Педагог не обладает необходимой квалификацией, и при подозрении о патопсихологическом характере нарушений или предположении о достаточно серьезном отклонении в развитии должен тактично рекомендовать родителям обратиться к специалисту (в первую очередь, к психологу ДОУ).

 

Педагог должен знать о факторах риска, характеризующих психи­ческое развитие ребенка в каждом возрасте. Так, факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие осо­бенности поведения:

· выраженную психотропную расторможенность; труд­ности выработки тормозных реакций и запретов, которые соответствуют возрастным требованиям; трудности органи­зации поведения даже в игровых ситуациях;

· склонность ребенка к косметической лжи – приукра­шиванию ситуации, в которой он находится, к примитив­ным вымыслам, которые он использует как выход из зат­руднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок ими­тирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;

· инфантильные истероидные проявления с двигатель­ными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

· импульсивность поведения, эмоциональную заражае­мость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и дра­ки ребенка даже по незначительному поводу;

· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания или замечания, энурез, побеги как реакции ответного типа.

В этом случае диагностика необходима.

Подумайте, как можно отследить вышеперечисленные факторы риска в реальных условиях ДОУ.

3.Классификация психодиагностических методик,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: