П2. Задачи на распознавание образов территорий.




Примеры заданий муниципального этапа Олимпиады

Модели теоретических задач

Задачи картографического содержания (6–7 классы)

Пример 1:

Внимательно прочтите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Деревня» и по данному описанию вычертите схематичный план местности.

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда...

Модификация

Могут быть использованы отрывки из различных художественных произведений.

Система оценивания: за правильный и грамотно оформленный план – 6 баллов.

Пример 2:

Ваш друг живет в сельской местности. Вы часто бываете у него в гостях и знаете, что в школу он ходит сначала по грунтовой дороге, а затем поворачивает на восток и идет по шоссе до поворота строго на школу. Дальше он идет по тропе. По грунтовой дороге он проходит 500 м, по шоссе – в 2 раза больше, а по тропе – 200 м.

Изобразите его маршрут на плане масштаба 1:10 000. Вы знаете, что около дома друга находится колодец. Также вам известно, что сначала ваш друг проходит между болотом и березовым лесом, в глубине которого находится домик лесника, а затем проходит по дамбе. Идя по шоссе, он проходит под линией электропередач и видит вокруг с одной стороны заболоченные леса, а с другой – луга и пашню. Школа расположена на холме, в 300 метрах от нее находится церковь.

Модификация

Задача имеет бесконечное количество модификаций с использованием различных условных обозначений, изменений направления, длины и цели маршрута.

Система оценивания: за правильный аккуратный план – 5 баллов.

Пример 3 (необходимо приложить к заданию топографическую карту)

Петя живет в пункте А, а ходит в школу в пункт Б. Посчитайте, насколько короче его путь зимой на лыжах, когда замерзают река и болота, и можно идти напрямик, чем дорога весной и осенью пешком по дорогам.

Варианты усложнения условия задачи (дополнительные вопросы):

 Рассчитайте время Пети в пути в обоих случаях, скорость лыжника по бездорожью 10 км/час, пешехода по дороге – 5км/ч.

 Найдите место на карте, где Пете зимой придется идти на лыжах «елочкой» (крутизна склона более 15°).

 Какова будет высота деревьев над поверхностью снега в лесу зимой, если мощность снежного покрова 1,5 м.

Система оценивания: в сумме за логические размышления, вычисления и правильный ответ – 4 балла.

Пример 4

Картографическая проекция — это способ переноса сферической поверхности Земли на плоскость карты. Любая проекция и, следовательно, любая карта передаёт поверхность Земли с искажениями — это фундаментальный математический факт. Искажаются площади, углы, расстояния и формы объектов. Существуют проекции, которые могут передать без искажений определённые свойства - разумеется, за счёт других свойств, что и характеризует изображение земной поверхности на нижерасположенном рисунке.

Что за картографическая проекция представлена на рисунке? Как её называют? Что на ней передается без искажений, а что все-таки она искажает?

Модификация

К анализу может быть предложена карта, выполненная в различных проекциях. Целью задачи служит выявление особенностей использования карт, обладающих различными свойствами (равновеликие, равноугольные, равнопромежуточные). Для определения искажений на карте участникам Олимпиады может быть предложено самостоятельно измерить направления и расстояния и сравнить их с модельными значениями.

Система оценивания: в сумме правильные ответы – 6 баллов.

Вариант 5

Начертите в масштабе 1:20000 карту местности 2х1,5 км по приведенному ниже описанию.

С юго-запада на северо-восток по территории проходит шоссе, шириной 16 м. Шоссе пересекает реку Кость, над которой возведен мост длиной 100 м с грузоподъемностью 22 тонны. Чуть ниже (300 м) по течению Кость впадает в более крупную реку Лебедь шириной 100 м, западный берег которой низок и заболочен, а восточный – высот и крут. На стрелке Лебеди и Кости стоит селение Никольское, имеющее в плане прямоугольную форму и размеры 300 х 120 м. В селе одна длинная улица идет вдоль реки Лебедь, а три другие короткие улочки перпендикулярны ей. В селе имеется школа, магазин, церковь, кладбище. Не забудьте изобразить растительность на карте, учитывая, что участок расположен в лесостепной зоне и на 50% распахан.

Модификация

Задача имеет бесконечное количество модификаций с привлечением различных условных обозначений, изменений направления, длины и цели маршрута.

Система оценивания: за правильно и грамотно оформленный план – 6 баллов.

 

П2. Задачи на распознавание образов территорий.

Пример 1 (7-11 класс)

Определите, о каком архипелаге идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.

Сильные северо-восточные ветры порой приносят на этот архипелаг горячий и очень сухой воздух с материка. Архипелаг состоит из двух десятков островов вулканического происхождения, и в остальное время года климат мягкий, но сухой, с постоянными температурами около 26-27ºС. На островах расположено одноименное государство, где официальным языком является португальский. Из какого физико-географического региона дует горячий ветер? Как он называется? Какое течение проходит вблизи островов и какое влияние оно оказывает?

Модификация

Задачу можно упростить для младших классов (7-8), указав, у берегов какого именно материка расположен архипелаг. Для старших классов (10-11) можно усложнить задание, попросив назвать другие колонии, принадлежавшие той же метрополии, что и архипелаг.

Система оценивания: за верно определенный объект, правильные ответы на дополнительные вопросы – 7 баллов.

Пример 2 (7-11 класс)

Прочитайте текст и назовите географические объекты, о которых идет речь.

В числе многочисленных эндемиков этого континента – удивительное пустынное растение, которое встречается только в пределах одной пустыни и изображено на гербе страны, в которой эта пустыня располагается. Эта страна входила в число немногочисленных колоний европейского государства, которому принадлежала территория еще одной современной страны на этом континенте, название которой представляет собой комбинацию названий двух бывших колоний, вошедших в ее состав. С обеими странами граничит государство, на границе которого расположен объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, названный в честь британской королевы. Он был открыт известным шотландским путешественником и миссионером, умершим вдали от родины. Оба государства, на границе которых расположен этот объект, ранее составляли единое колониальное владение одного из крупнейших государств-колонизаторов этого континента. В колониальных названиях этих владений упоминаются стороны света.

Назовите: континент, растение, названия описываемых государств и их метрополий, объект ЮНЕСКО, имя путешественника, колониальные названия описываемых государств.

Варианты модификации и усложнения условия задачи:

 Перечислить столицы упомянутых государств

 Перечислить известных участникам эндемиков описываемого континента

 Перечислить все государства, владевшие колониями на этом континенте, с указанием названий принадлежавших им государств

 

Система оценивания: за верно определенные объекты – 8 баллов.

Пример 3 (7-11 класс)

Самолёт, совершивший в конце марта перелёт через океан, в тяжёлых погодных условиях сбился с заданного курса и в ночное время суток вынужден был совершить посадку на прирусловую отмель широчайшей реки. Никто из членов экипажа при этом не пострадал, оказались серьезно поврежденными только навигационные приборы. Наступило утро, метеоусловия улучшились. Солнечный диск быстро поднялся из-за горизонта и к полудню стоял почти над самой головой. Чтобы не заблудиться, решено было пойти вдоль речного берега, а вокруг простирался труднопроходимый лес, обвитый лианами. И этот путь показался не столь безопасным: то и дело с песчаного пляжа сползали в воду крокодилы тёмного цвета. Путники обратили внимание на удивительное водное растение с широкими листьями с загнутыми, как у подноса, краями. Далее путники, попробовали слегка углубиться в лес и встретили признаки присутствия человека: на многих деревьях были сделаны надрезы, из которых стекал в чашечки похожий на молоко сок....

В бассейне какой крупной реки самолёт произвёл вынужденную посадку? Что это за природная зона? О каких представителях флоры и фауны идет речь в тексте? Кто первым из европейцев проплыл вдоль основного течения этой реки?

Модификация

Описание территории (это может быть любая достаточно крупная физико-географическая единица) должно быть по возможности однозначным (если задача не предусматривает 2 варианта ответа) и четким.

Система оценивания: за правильные ответы– 8 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: