Общая характеристика схоластической философии. Начало схоластики.




Схоластика возникает как рационализация христианского вероучения.

В истории теологии термин «схоластика», имеющий буквальное значение «школьная наука», обозначает богословие, которое формировалось в западных университетах с середины XI века, достигло расцвета в XIII веке, а затем в конце средневековья пережило упадок и прекратило существование под влиянием гуманизма и Реформации. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу.

Для схоластики характерно использование философского метода. Она опирается на унаследованную от античности диалектику, которая стала составной частью обучения в университетах и школах, созданных в Средние Века под эгидой монастырей и церкви. Схоластика начинается там, где традиция подвергается самостоятельной диалектической обработке.

Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми).

Появлению и развитию схоластики в первую очередь способствовали два фактора: обновление церкви, которое среди прочего выражалось в реформе монашества (движение Клюни), а также усилившаяся к тому времени взаимосвязь между философским образованием и богословием.

Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. Суть спора состояла в выяснении вопроса – существует ли реально нечто общее, выраженное общей идеей? С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения:

1. Реализм (Фома Аквинский) полагал, что универсалии, общие понятия, реально существуют в следующих состояниях:

универсалии существовали «до вещей» в Божественном разуме, как пока еще не воплощенные идеи этих вещей;

–универсалии существуют «в вещах» в качестве сущности этих вещей;

– универсалии существуют «после вещей» в человеческом разуме, как понятия, как результат абстракции. Таким образом, универсалии существуют и онтологически, и логически.

2. Концептуализм (Пьер Абеляр) утверждал, что универсалии существуют только до сотворённой природы в Божественном разуме в качестве «концептов» Бога и прообразов единичных вещей. В природе же их уже нет, потому что в природе онтологически существуют только единичные вещи. Таким образом, универсалии не существуют ни онтологически, ни логически нигде, кроме как в разуме Бога.

3. Номиналисты (Росцелин, Оккам) считали универсалии просто наименованиями, абстракциями в разуме человека, не имеющими никакого реального существования. Универсалии это лишь имена, которые выдуманы человеческим умом по его свойству что-либо обобщать, а поэтому существуют только индивиды, придумывающие роды и виды, то есть – люди, придумывающие имена, и никаких универсалий.

Античные источники схоластической мысли - это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитанные сочинения Аристотеля.

Период схоластики включает:

– раннюю схоластику. Представители: П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский и др;

– среднюю схоластику (внедрение в западное философское мышление учения Аристотеля). Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский;

– позднюю схоластику. Представители: Николай Кузанский, Дунс Скот, Уильям Оккам, Данте и др.

Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов.

Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

• отношения веры и знания;

• проблема универсалий;

• согласование аристотелевской логики и других форм познания;

• согласование мистики и религиозного опыта.

Наиболее известный мыслитель ранней схоластики - Ансельм, архиепископ Кентерберийский (1033-1109). Согласно Ансельму, истинное мышление не может противоречить вере. Ему принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего.

Образ высокой схоластики формирует рецепция (заимствование и приспособление) трудов Аристотеля, произошедшая благодаря новому знакомству с его текстами по переводам с арабского, а затем и непосредственно с греческого.

Развитие высокой схоластики отмечено «спором об Аристотеле». В этом споре друг другу противостояли члены католических орденов францисканцы, ориентированные на августианство, и доминиканцы аристотелевской направленности.

Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы были представлены как поздними томистами, так и школой Иоганна Дунса Скота.

Но развитие схоластики на этом не прекращается. Несмотря на то, что новоевропейская схоластика все в большей степени утрачивала непрерывность традиции, она продолжала разрабатываться в течение XVI и XVII вв., особенно в Испании и Италии, как реакция на Реформацию и Ренессанс. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика.

 

 


 

20 Основные темы философии Фомы Аквинского

1. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

 

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теоло­гии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

 

По мнению Фомы Аквинского, философия должна находиться в подчинении у богословия. Ее предназначение в том, чтобы разъяснять догмы богословия, делать их более доходчивыми для верующих.

 

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

 

движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

 

причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

 

случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

 

степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

 

цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

 

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

 

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

 

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел);

 

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

 

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

 

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может ее лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

 

• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

 

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

 

• все состоит из материи и формы (идеи);

 

• суть любой вещи — единство формы и материи;

 

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

 

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

 

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

 

4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

 

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

 

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

 

• вера и разум дают истинное знание;

 

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

 

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

 

• философия и теология(истолкование религиозного учения) — разные науки;

 

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

 

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

 

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

 

• даны пять доказательств существования Бога;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

 

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

 

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

 

• разделены философия и теология

 

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

 

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: