Подумайте, в каких случаях целесообразна диагностика личностных и эмоциональных особенностей дошкольника?




 

Среди объективных методов диагностики коммуникативной сферы личности, используемых в группе до­школьников, наиболее популярными являются:

· социометрия – процедура, предполагающая опрос каждого члена группы с целью установления возможности его совместной деятельности с каждым членом этой группы; методика позволяет выявить де­тей, имеющих неблагоприятное положение (низкий личностный статус) в структуре групповых взаимоотношений;

· метод наблюдения;

· метод проблемных ситуаций, представленных в проективной форме. Это мо­жет быть изображение какого-либо знакомого и понятного сю­жета на картинках, в рассказах, незаконченных историях и пр. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы.

Подумайте, в каких случаях целесообразна диагностика коммуникативной сферы дошкольника?

 

Готовность к школьному обучению – проблема, предъявляющая свои требования к отбору диагностических методик. Существуют два варианта, которые выбирают психологи:

· применение стандартизированных методик готовности к школьному обучению (представляют собой целостный набор диагностических методик в соответствии с концептуальными предпочтениями его составителя), например, «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека;

· составление собственного комплекса диагностических методик в зависимости от представлений о структурных компонентах готовности к школе (при этом можно придерживаться определенных концепций, например, концепций Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой или Е.Е. Кравцовой).

Подумайте, какие могут быть плюсы и минусы у данных вариантов?

Каковы цели диагностики готовности к школе? Может ли разнообразие целей диагностики готовности к школе повлиять на подбор диагностических заданий?

 


Тема 3.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ

(4 часа)

 

План

1. Общая характеристика коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми

3. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми

4. Методы коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ

 

 

Общая характеристика коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

 

Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития личности, не соответствующих оптимальной модели.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие орга­нической основы и не представляющие собой такие устой­чивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

 

В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка (или взрослого) в определенной области какой-либо из сфер личности, характеризующаяся низким уровнем развития, необходимо с первых этапов работы ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. В этом и заключается единство коррекции и развития.

Раскройте принцип единства коррекции и развития на примере преодоления агрессивного поведения ребенка.

 

Коррекционно-развивающая работа охватывает 3 сферы деятельности психолога:

- работа с детьми (основное);

- работа с семьей;

- работа с педагогическим коллективом.

 

Данное направление деятельности психолога в ДОУ включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

· групповые психокоррекционные занятия с детьми (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

· индивидуальные психокоррекционные занятия с детьми (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах, обусловленная специфической направленностью психокорекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения);

· индивидуальные занятия с одаренными детьми;

· групповые и индивидуальные занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

· социально-психологические тренинги с педагогами ДОУ;

· тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары) и др.

Какие еще формы коррекцонно-развивающей работы могут быть использованы в ДОУ?

 

2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми

 

Основной целью коррекционно-развивающей работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию.

 

По сведениям Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г. Лидерса, максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80%).

Как вы думаете, почему?

Содержание коррекционной работысвязывается с наиболее типичными трудностями детей, среди которых можно выделить:

· несоответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме;

· неготовность к школьному обучению; неуспеваемость; низкая познавательная и учебная мотивации;

· негативные тенденции личностного развития; коммуникативные проблемы;

· неорганизованность поведения, низкий уровень произвольной регуляции;

· эмоциональные нарушения поведения;

· дезадаптация в детском саду, семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: