Произношение трудных звуков: М и Н




Диафрагмальное дыхание

как известно верхнее (грудное) дыхании на речь пагубно влияет на речь.

Напряжение верхнего грудного мышечного пояса передается артикуляторным мышцам, чем в целом создается серьезная преграда для речи. Обычно заикающиеся по незнанию совершают типичную ошибку, стараясь преодолеть эти напряжения еще большим напряжением, чем вызывают общий мышечный спазм, доходящий до судорог. Штангист, поднимая вес, напряжен настолько, что является хорошим примером того, в каком состоянии говорит заикающийся.

Юлия Борисовна на сеансе наглядно показывала этот спазм как одну из причин заикливой речи. Она предлагала «детям» растопырить пальцы рук и вызвать максимальное напряжение в них. Это напряжение передается и другим мышцам. «Такими руками, – говорит она, – невозможно выполнять мелкую работу, например, собирать горох! Потому и речь невозможна в таком напряженном состоянии!»

Выход прост – надо научиться расслабляться. В первую очередь, научиться расслаблять верхний грудной мышечный пояс включением в работу межреберных мышц и переходом на нижнее диафрагмальное дыхание.

 

О произношении трудных звуков

 

Произношение трудных звуков: П, Т, К

Основная ошибка в произнесение глухих согласных звуков П, Т и К состоит в сильном напряжении, переходящим в спазм языка, губ и нижней челюсти.

Представьте себе пушинку, лежащую на запястье. Поднесите руку ко рту и контролируйте напор выдыхаемого воздуха. При любом из этих звуков (повторю еще раз – ГЛУХИХ!) воображаемая пушинка должна остаться на месте, никуда «не улетая».

Звук П – расслабленные (!) губы смыкаются и свободно расходятся под легким напором выдыхаемого воздуха, челюсть расслаблена, язык расслаблен и в образовании звука не участвует (!).
Звук Т – кончик расслабленного (!) языка касается верхней десны и отходит под легким напором выдыхаемого воздуха, губы и челюсть расслаблены.
Звук К – корень расслабленного (!) языка отодвинут назад, легкий напор выдыхаемого воздуха.

Произношение трудных звуков: М и Н

Эти очень красивые звуки являются сонорными, они заполняют всю черепную коробку, и физический резонанс чувствуется макушкой. Губы расслаблены (!).

Звук М – ПРОИЗНОСИТСЯ ЧЕРЕЗ НОС (!), заканчивается легким размыканием губ, язык не участвует (!). Полезно потренироваться: МИ-МИ-МИ, МЭ-МЭ-МЭ, МА-МА-МА, МУ-МУ-МУ!
Звук Н – ПРОИЗНОСИТСЯ ЧЕРЕЗ НОС (!), губы расслаблены и раскрыты, кончик расслабленного языка прижимается к верхним зубам, далее, свободно отходит от них. То же: НИ-НИ-НИ, НЭ-НЭ-НЭ, НА-НА-НА, НУ-НУ-НУ!

Подчеркну еще раз – при произнесении этих звуков никаких сильных напряжений губ, языка и челюсти БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! – за этим надо обязательно следить! «Трудные» звуки перестают быть трудными при постоянном применении этих простых правил, и количество переходит в качество.

 

Основной принцип: никто не заикается на открытых слогах! Речь строится на полном стиле произношения (ПСП), основой которого являются элементарные открытые слоги, состоящие:
1) либо из отдельно произносимого гласного звука: Э-Я (два слога)
2) либо из слитно произносимых согласного и гласного звука: РО-ДИ-НА (три слога)
3) либо (преобразованный слог - при последовательно стоящих в слове нескольких согласных подряд) слитно произносимых согласного звука и добавляемого нейтрального звука «э»: Зэ-Дэ-РА-Вэ-Сэ-Т-ВУ-Й-ТЕ (девять слогов, в отличие от трех грамматических).

ЛЮ-БО-Е Сэ-ЛО-ВО П-РЕ-О-Бэ-РА-ЗУ-Е-Т-СЯ Вэ ПО-Сэ-ЛЕ-ДО-ВА-ТЕ-ЛЬ-НО-Сэ-ТЬ
О-Т-К-РЫ-ТЫ-Хэ Сэ-ЛО-ГО-Вэ.

Особо произносятся трудные звуки – П, Т, К (без добавления нейтрального звука «э») и без напряжения органов артикуляции.
Сонорные звуки М и Н произносятся через нос (без напряжения губ, только расслабленное смыкание их).
Гласные звуки подчеркиваются голосом, выделяются, это называется «поливанием» гласных.
Очень важно - вся последовательность слогов проговаривается РИ-Т-МИ-Чэ-НО (пять слогов).


Темп речи поначалу должен быть намеренно невысоким, таким, чтобы научиться осознанно (!) выполнять все правила ПСП. Для соблюдения невысокого темпа на первых этапах освоения ПСП делаются преднамеренные паузы между слогами («дубовый» стиль), по мере наработки паузы уменьшаются и речь сглаживается.

Некрасова: Прежде чем начать говорить, необходимо решить, о чем же конкретно, и в уме, в основном, простроить фразы. Лучший экспромт это подготовленный
Э-К-Сэ-П-РО-Мэ-Т (семь слогов). Не бояться пауз в разговоре, наоборот, использовать их для точного эмоционального выражения (и одновременного продумывания того, что предстоит сказать)


Некрасова: Внимательно отслеживать малейшие мешающие напряжения, возникающие в теле. Уметь владеть собой и своим телом, уметь расслабляться, в первую очередь, это относится к органам артикуляции и верхним грудным мышцам. Эффективное нижнее диафрагмальное дыхание, нарабатываемое гимнастикой
Сэ-Т-РЕ-ЛЬ-НИ-КО-ВЫ-Хэ (восемь слогов).
Две формы речи: энергичная (публичное выступление) и спокойная (доверительная беседа).

Плюс к этому в методике Некрасовой Ю.Б.существует еще и мощный психологический пласт.

Некрасова нарушения общения лечит общением же, учит сознательно восстанавливать естественную обратную связь путем концентрации внимания на своем голосе – не спроста ему уделяется столько внимания в методике!

«Голос – это личность!» – один из главных принципов методики Некрасовой.

СЛУШАЙТЕ свой голос. Слушайте, как мощно подчеркиваются гласные звуки, слушайте, насколько легко произносятся трудные согласные, слушайте, как расслаблены органы артикуляции, слушайте, насколько спокоен и уверен ваш голос, слушайте себя.

Это практикуется с первых дней занятий, начинается в аутотренинге в состоянии полного расслабления с проговаривания трудных звуков. Учимся говорить «дубовым» стилем, и начинаем внимательно слушать себя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: