Конспект ЛИЧНОСТЬ
Личность – стойкое сочетание социальных качеств индивида, характеризующее неповторимый склад его индивидуальных свойств. Все социально обусловленные черты человека.
Структура личности: характер (ядро); знания, опыт, навыки; взгляды, убеждения, ценности
Темперамент – совокупность устойчивых, индивидуально неповторимых, биологически обусловленных динамических проявлений психики.
Характер - основанная на приобретенном опыте общения и деятельности устойчивая система типичных для индивида способов поведения
Индивидуальность – уникальный неповторимый набор личностных качеств и свойств
Индивид – человек, наделенный уникальным набором особенностей. Компоненты: биологический (врождённые, передающиеся по наследству особенности), социальный (приобретенный в процессе социализации черты)
Биологические составляющие индивида:
Конституция – уникальный набор биологических свойств организма. Виды: биохимические (особенности обменно-метаболических процессов), морфологические (структурные особенности строения организма; типы телосложения – астеник (высок рост, худой, эпигастр угол <90), нормостеник (физиол рост, пропорцион, эпиг =90), гиперстеник (низк рост, коренастый, эпиг >90), физиологические (особенности протекания физиологических процессов в организме)
Темперамент - особое протекание первично-психических процессов, физическое состояние, передающееся по наследству и неподдающееся коррекции (излечению)
Модели Т:
1) Гиппократа-Галена – по преобладанию биологических жидкостей (холерик – желчь, флегматик – лимфа, сангвиник – кровь, меланхолик – черная желчь) Классификация удобна, с биологической жидкостью связаны интермедиаторы => особенности поведения
2) Шелдона – делится на 3 группы по преобладанию зародышего листка: экзо-, эндо-, мезо-дермальный
3) Кречмера – конституциональный подход. Все поведение зависит от особенностей строения, предрасположения к определенному заболеванию тоже зависит от строения (астеник, нормо, гипер)
4) Юнга (интроверт- замкнутый, малообщительный, склонный к самоанализу; экстра – направление психической реакции во внешний мир)
5) Павлова – нейрофизиологическая, НС характеризуется 2мя процессами: возбуждение, торможение. От соотношения этих процессов зависят и психические процессы: Сила – степень выраженности психических процессов Уравновешенность – соотношение торможения и возбуждения Подвижность – скорость перехода от Т-к В и обратно. На этой основе: Холерик (сильный, подвижный, неуравновешенный), сангвиник (сильн, подвиж, уравн), флегматик (сильн, уравн, инертный), меланхолик (слабый)
По взаимодействию полушарий ГМ: художественный тип (правое), мыслительный тип (левое)
Культура:
1) склонности, интересы, соц направленность
2) мировоззрение – наиболее общие представления об окр мире система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации
Характер – наиболее устойчивые черты личности, определяющие стереотипность его поведения. (7-10 особенностей, запускающих поведение). Биологическая основа – темперамент. Составляющие: отношение к людям, к себе (самооценка), к повседневной деятельности (к труду).
Гармоничный характер – обладает параметрами: адаптивность (способность приспосабливаться к окружающей среде, гибкость, воспринимание объективной реальности), самоактуализация (самооценка, принятие самого себя, адаптация к себе), здравомыслие, приветливость
Негармоничный характер – совокупность стереотипно-психологического поведения, приводящие к внутри или межличностным конфликтам
Каузальная атрибуция – наклонность человека объяснять свое поведение, приписывая причины этого окружающим явлениям (Не мы такие – жизнь такая)
Типы характера:
1) Гипертимный (общительный, активный, подвижный, жизнерадостный, позитивный (оптимист), уверенный). Основа - сангвиник
2) Дистимный (пессимист, склонность к эмоциональным расстройствам, сниженная самооценка, пессимистичное отношение к миру)
3) Циклоидный (смена эмоциональных реакций зависит от настроения, сочетает 1 и 2 тип)
4) Истероидный (эгоцентризм(в центре внимания), эгоизм (использует окружающих в своих целях), эмоционально неустойчивый (лёгкая смена настроения, капризность, депрессивность), повышенная самооценка)
5) Шизоидный (интроверт, малообщительный, эмоционально холодный, замкнутый + способность к сопереживания)
6) Тревожный (сенситивный, чувствительно ранимый, эмоционально восприимчивый, снижена самооценка)
7) Психастенический (склонность к рефлексии, навязчивостями, перфекционизму, педантичности)
8) Возбудимый (раздражительные, конфликтные, эмоционально возбудимые, повышена скорость реакции). Основа – холерик
9) Эпилептоидный (застреваемость на эмоциональных переживаниях, злопамятность, целеустремленность, педантизм). Основа – флегматик
10) Неустойчивый (слабость волевой регуляции поведения, трудно преодолевать препятствия, слабость, нет самооценки)
11) Эмоционально неустойчивость (повышенная эмоциональная восприимчивость, чувствительность, ранимые, впечатлительные, легко сменяется настроение)
12) Смешанная (сочетание возбудимых и тревожных характеров)
Генез характера – формируется с первых дней жизни до 18-25лет. Черты стереотипного поведения
Возрастные поведенческие реакции
Реакции детей (поведенческие):
1) Реакция Отказа – примитивная форма реагирования, которая характеризуется нежеланием что-либо делать, выполнять требования взрослых. Причина – некий дискомформт, протест
2) Оппозиции – «на, получи»; реакции «наоборот» - иди мой руки, а тот засунул руки в горшок с землей. Причина – некий дискомфорт, микросоциальный травматизм, несогласие с требованием
3) Иммитации – воспроизведение наблюдаемого поведения в социальной среде. Механизм формирования – отсутствие критики
Реакция отрицательной имитации (формирование поведения противоположного наблюдаемым: в семье алкоголика растет добрый мальчик с отвращением к алкоголю. Включается тогда, когда поведение взрослого для ребенка травмт)
4) Компенсации – стремление к достижению особых успехов в какой-либо сфере с наличием недостатков в другой
5) Гиперкомпенсации – стремление к достоинствам в той сфере, где есть недостатки
Подростковые поведенческие реакции (12-16лет):
1) Эмансипация – стремление к независимости; подросток стремится проявить какие-то свои нестандартные оригинальные черты, стремление в чем-то себя проявить
2) Группировка со сверстниками – стремление получения поддержки у людей, если взрослые не одобряют мотивов, то подросток стремится к себе подобным
3) Р-ции увлечения – концентрация на особых интересах. Телесно-мануальные (танцы, спортзал), интеллектуально-эстетические (музыка, книги), накопительские (коллекционирование), демонстративные (характерно для истероидной личности)
4) Р-ции либидо – обусловлены формированием сексуального влечения, поведение направленное на привлечение противоположного пола. Основа – биология человека, выброс половых гормонов в кровь
Все эти р-ции явл нормой
4 признака отклоняющегося характера от нормы:
1) гиперализация – выход поведения за пределы рамок нормы поведения
2) стереотипизация – становление этой р-ции стереотипной, привычной
3) превышение условно-нормального порога реагирования для данной возрастной группы – формы поведения выходящие за пределы нормы
4) дезадаптация – поведение начинает нарушать приспособление к соц условиям
Акцентуализация (акцентуация) – усиление черт характера в рамках нормы: явная (проявление в любой ситуации), скрытая (латентная – проявл при нагрузке (определ условиях)
ПСИХОПАТИИ – стойкая, развивающаяся в детстве и наблюдаемая в течении всей жизни патология личности проявляющаяся в ее общей дисгармоничности и выраженная в такой степени, что приводит к нарушению межличностных контактов и социальной дезадаптации.
Основные проявления – нарушения эмоции, воли, влечений. От акцентуализнации отличается выской степенью дезадаптации.
Одна из причин психопатй – неправильное воспитание. Виды психопатий:
1) Гипоопека (недостаток воспитательных воздействий – безнадзорность): подозрительность, недоверие, застенчивость, стеничность, паранойяльная личность; неустойчивый тип, тревожный тип, эпилептоиды (зависит от темперамента)
2) Гиперопека (гиперпротекающая): потворствующая гиперпротекция (кумир семьи => истерическая психопатия (эгоцентризм) => истероидный характер); доминирующая гиперопека (повышенные требования, правила, лишение инициативы, лишение возможности решать свои проблемы -> сниженная самооценка, чувство страха, социальная пассивность, нет навыков => тревожная психопатия); «ежовые рукавицы» (любое отклонение от требований – наказание => сниженная самооценка, страх)
3) Эмоциональное отчуждение (по типу Золушки) – не формируется социальное чувство, пренебрежение => самостоятельный, внутренне организованный, высокий уровень волевого контроля эмоций, целенаправленность(форм эпилептоидный тип)
4) Парадоксальная коммуникация (по типу «двойного зажима») – предъявление разнонаправленных требований от мамы и папы => страх перед неправильным поведением (шизоиды, психастеники, тревожность)
Критерии Ганнушкина триада (все критерии должны быть единовременно приводят к стереотипно-аномальному поведению, аномальный характер человека): тотальность (все черты характера являются аномальными, дисгармоничными), стабильность (устойчивы, неизменны в течение жизни), соц дезадаптация (постоянно конфликтны, неспособны приспособиться к соц среде)
Генез психопатий (от 0 до 18-22лет):
1) Ядерный (врожденный) – патологическая наклонность
2) Органический (обусл ранним онтогенезом) – повреждение нервной ткани
3) Социальный (формиров патохарактерологических/психопатологических типов поведения) – аномальная асоциальная среда
Реакции имитации – повторение поведения
Состояния: психопатич личности
компенсации | декомпенсации |
Сглаживание патологических черт, но не исчезновение; нахождение в сост социальной адаптации | Усиление патологических черт. Причины: эндогенные (гормон изменения, пубертат, климакс), соматогенные (заболев сомы => астения), психогенные (возд психотравмы) => часто условно-патогенных |
Адаптация (усиление других людей, но не его самого) | дезадаптация |