Критика практического разума»: категорический императив, постулаты практического разума. «Нравственное» доказательство бытия бога




«Критика практического разума» - главный труд Канта, посвященный практическому применению разума, то есть выявлению оснований определения воли.

Критика практического разума” отвечала на второй фундаментальный вопрос Канта: “Что я должен делать?” Кант вводит различия между теоретическим и практическим разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический разум “определяет” предмет мысли, то практический разум призван “осуществлять”, т. е. производить нравственный предмет и его понятие (нужно иметь в виду, что у Канта термин “практический” имеет особый смысл и означает не какую-то производящую деятельность, а просто поступок). Сфера деятельности практического разума — сфера морали.
Точно так же, как в рассудке есть основоположения чистого разума, Кант в произведении «Критика практического разума» выделяет практические основоположения. Под этими основоположениями он понимает максимы и законы.
Максимы
– это субъективные принципы воления, присущие отдельно взятому индивиду.
Законы – это объективные (в смысле общезначимости) принципы воления, которые присущи всем индивидам.

Такого рода закон, которому присущ характер долженствования и носит характер объективного принуждения к поступкам, Кант называет императивом.

Категорические императивы – императивы, исполнение которых не зависит от каких бы то ни было условий, т.е. они безусловны. В этике – это поведение ради долга. У Канта категорический императив имеет две формулировки:
ü «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»
ü«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Постулаты практического разума:

Нравственность и душа - 1-я идея практического разума

Душа должна быть бессмертна, чтобы реализовать категорический императив, следовательно бессмертие души - вещь в себе.

Нравственность и свобода - 2-я идея практического разума

Нравственность и свобода отождествляемы. Без свободы нет возможности выбора, а следовательно, не возможен категорический императив. Свобода объясняет возможность выбора подлинного закона.

Нравственность и Бог - 3-й постулат практического разума

Кант отделяет мораль от религии. Нравственность выводит не из религии. Кант говорит о Боге как гаранте нравственности. Т.е. Бог - вещь в себе и гарант нравственности.

 

Нравственное доказательство бытия бога:

В своей критике он утверждал, что от наличия нравственного закона нет достаточных логических оснований заключать о бытии Законодателя. Но для гармонии между добродетелью и блаженством, чего требует наше нравственное сознание, необходимо признать Бога, ибо эту гармонию осуществить и вполне реализовать может только один Бог.

41. Философия неокантианства.

НЕОКАНТИАНСТВО — одно из идеалистических философских на правлений, возникшее в Германии во 2-й половине 19 в. Энгельс относил его представителей к «выродившемуся потомству классической немецкой философии». Под лозунгом «назад к Канту» объединились философы, психологи, социологи, экономисты, естествоиспытатели. Поэтому И. включало ряд ответвлений и школ. Основными из них были марбургская школа (Коген, Наторп, Кассирер и др.) и фрейбургская (баденская) школа (Виндельбаид, Риккерт и др.). Возврат к Канту означал пересмотр его философии с позиций идеализма. устранение из нее материалистических элементов («вещи в себе»), усиление агностицизма. На первый план неокантианцы выдвинули положение Канта об априорном характере наших знаний. Рассматривая науку как систему понятий, сконструированных мышлением по определенным правилам, они заменяли реальный мир мыслительной логической конструкцией, а законы природы считали созданием мыслящего рассудка. Особое внимание уделяли неокантианцы опровержению материалистического понимания истории. Риккерт и Виндельбанд, противопоставляя науки о природе наукам о культуре, пытались обосновать невозможность познания закономерностей общественного развития. В природе, утверждали они, есть повторяемость явлений и, следовательно, там (с помощью т. наз. номотетического, генерализирующего, метода) можно обнаружить законы. В истории мы имеем дело с индивидуальными, исключительными явлениями, здесь нет законов, поэтому задача историка лишь систематизировать факты, опираясь на систему вневременных идеальных ценностей (идеографический, индивидуализирующий метод). Основную роль в обществе, по мнению неокантианцев, играют мораль, нравственные отношения между людьми. Коген, Наторп и др. создали теорию «этического социализма», рассматривающую социализм как нравственный идеал, к к-рому человечество движется путем постепенного морального совершенствования. Основным содержанием этой теории была проповедь классового сотрудничества и отрицание необходимости революции. Поэтому Н. оказалось удобным идеологическим оружием в борьбе буржуазии против марксизма и революционного рабочего движения. Теоретические положения Н. использовались для ревизии марксизма Бернштейном, «легальными марксистами», «экономистами», меньшевиками. Сторонниками неокантианства в России были Введенский, Челпанов и др.

42. Наукоучение Фихте.

Попытку развить идеи Канта сделал его младший современник, немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814). Человек волевой, весьма склонный к умственной независимости, Фихте выразил эти свойства своего характера и в созданной им философской системе.

Фихте считал, что Кант не разработал до конца следующие стороны своего философского учения:

1) Заявив, что истинная сущность «вещей в себе» непознаваема, Кант всё же не решился устранить этот внешний человеку мир целиком и без строгих доказательств настаивал на его реальности. Фихте же полагал, что само представление о вещах в себе следует признать плодом умственной деятельности человеческого Я.

2) Структура априорных форм рассудка у Канта довольно сложна. Сам он наметил (в виде так называемых схем) связь между пространственно-временными интуициями и 12 основными логическими категориями. Но, по мнению Фихте, эта часть метафизики не получила у Канта достаточного развития, ибо он так и не указал единый принцип познания, из которого и интуиции, и категории вытекали бы с непреложной необходимостью.

Уже из постановки этих вопросов видно, что кантовский критицизм должен был получить в философии Фихте ещё более яркий субъективистский уклон. Фихте считал свою теорию «субъективного идеализма» прямым продолжением «критического идеализма» Канта, хотя сам Кант отнёсся к ней неодобрительно.

Главные положения своей гносеологии (теория познания) Фихте развил в серии работ под общим названием «Наукоучение». Центром всего он, подобно Декарту, признаёт неопровержимый факт самосознания. Наше самосознание необходимо предполагает понятие о внешнем, об объекте, который противостоит мыслящему субъекту. Акт самосознания распадается на три неизбежных момента: 1) самоощущение Я, 2) представление о Не-Я, 3) осознание того, что без Не-Я нет Я. Высшая цель деятельности Я, по философии Фихте, состоит в том, чтобы одухотворить, интеллектуализировать противостоящее ему Не-Я. Первичный акт сознания, которым создаются Я и Не-Я, субъект и объект, зависит от другого – абсолютного, сверхиндивидуального Я. Оно, подобно Богу, даёт начальный толчок к деятельности ума, которая, получив его, затем идёт свободно. Сверхиндивидуальное Я создаёт массу таких существ, которые взаимодействуют и побуждают друг друга к коллективному преодолению косного противодействия Не-Я.

Фихте представляет сознание деятельным, тогда как Кант больше склонен считать его пассивно-созерцательным. В этом – корень различия между их системами, отсюда проистекают все главные их несходства.

43. «Философия тождества» Шеллинга. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм. Философия откровения.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) — представитель классической немецкой философии (на рубеже 19-20 веков этопонятие перекочевало во многие учебники, где представителями считались Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Шеллинг, ГеоргВильгельм Фридрих Гегель)

Энгельс прибавляет к ним ещё Людвига Фейербаха, который обозначает границу этой традиции и делает возможным переход ккритической материалистической философии

Немецкая классическая философия = немецкий идеализм

Важнейшей основной характеристикой классической немецкой философии является также попытка осознания самой философии какодной из наук.

Главная идея — идея свободы

Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежитутверждение о первичности идеи по отношению к материи в сфере бытия

Наиболее известные работы: «Идеи к философии природы» (натурфилософия), «Система трансцендентального идеализма»,«Изложение моей философской системы» (здесь презентует систему абсолютного тождества идеального и реального, учение обАбсолюте, очищенное от элементов, мешавших его развёртыванию в прежних работах), «Дальнейшее изложение моей философскойсистемы», «Философские исследования о сущности человеческой свободы»

*(Влияние Фихте) Воодушевившись поначалу идеями Фихте, вскоре он осознал необходимость их радикальной трансформации. Признавая правотуучения Фихте о приоритете деятельности над статичным бытием, Шеллинг в то же время стремился восполнить пробел фихтевского наукоучения,состоящий в излишней психологизации этой деятельности. Внимание Фихте к человеческому Я обернулось игнорированием им природной сферы.Природа сводилась у Фихте к абстрактному не-Я как инструменту морального совершенствования. Он словно не видел, что она являет собой сложныйорганизм, образованный взаимодействием разнообразных сил. И Шеллинг предлагает взглянуть на природу так, как Фихте смотрел на человеческоеЯ. Одно время Шеллинг считал, что этот шаг просто расширяет наукоучение Фихте. На деле он вел к изменению всей онтологической модели.Противопоставление субъекта и объекта, принимавшееся Фихте как факт сознания, становилось у Шеллинга внутренним качеством бытия.

  1. Натурфилософия


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: