личностно-ориентированного подходов к образованию.




Сравнительная характеристика традиционного и

Раскроем основные понятия входящие в наш вопрос.

Понятие "подход" рассматривается как определенная позиция, точка зрения, определяющая исследование, проектирование, организацию того или иного явления (в нашем случае образования). "Подход" в словаре И.В. Даля означает находиться в основе чего-либо. Подход определяется некоторой идеей, основной категорией. Для традиционного подхода это понятие "традиция"...

Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

- основной единицей занятий является урок;

- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер­живать процессы самопознания, самостроительства и само­реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Традиционный подход Личностно-ориентированный подход
Цель Основная цель обучения - это усваивание учениками знаний; - учащиеся – это объекты реализации определенных планов педагога; - репродуктивные знания являются преобладающими (учитывается уровень среднего ученика); - авторитарная модель преподавания является доминирующей среди учителей; - главной целью учеников являются хорошие отметки, в то время как уровень знаний не обладает таким приоритетом. Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: - способность человека к выбору; - умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; - поиск смысла жизни, творчество; - формирование образа “Я”; - ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); - автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
Позиция (учителя или подхода?) Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик "должен", ученик - еще не полноценная личность, бездуховный "винтик". Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья ("всегда прав"); старший (родитель) учит; "с предметом к детям", стиль "разящие стрелы". Позиция подхода: усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). Позиция ученика: ученик сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению. Позиция учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. Позиция подхода: -учитывая уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т. е. ранее приобретенный опыт; - особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу); - особенности характера, темперамента- формировать личность ребёнка.
Методы Преобладание объяснительно-иллюстративного метода в рамках стандартной структуры урока объяснительно- иллюстративный, а так же -репродуктивный -частично-поисковый -словесный -наглядный -практический -игровой Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Авторитаризм процесса обучения проявляется в: - регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур ("школа насилует личность"); - централизации контроля; - ориентации на среднего ученика ("школа убивает таланты"). Методы усвоения знаний основываются на: - сообщении готовых знаний; - обучении по образцу; - индуктивной логике от частного к общему; - механической памяти; - вербальном изложении; - репродуктивном воспроизведении.   Используется вся совокупность методов. Урок выступает как последовательность образовательных ситуаций развивающего типа, в которых учащиеся осуществляют полный цикл деятельности: оценка ситуации — целеполагание – планирование — организация своей работы — снабжение ее недостающими познавательными ресурсами – рефлексия. Методы выбирает учитель, исходя из возможностей класса и целей урока (все методы хороши): - метод проектов -творческие мастерские(В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников.) -системно-деятельностный метод -эвристический метод -исследовательский метод -дискуссионный метод - метод разноуравневого обучения Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: - возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; - образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; - выделение групп учащихся по знаниям, способностям; - распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; - отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Формы Используемые формы проведения занятий – комбинированный урок. Формы взаимодействия учителя и обучаемых – монолог, -фронтальная, -коллективная. Ведущая форма взаимодействия- подражание, имитация, следование образцам. Соперничество преобладает над сотрудничеством.   Разнообразные формы проведения учебных занятий: -индивидуальная, -групповая, -парная. Формы взаимодействия учителя и обучаемых- диалог, полилог. Ведущая форма взаимодействия- совместная деятельность. Сотрудничество вытесняет соперничество.
Преимущества - Систематизация большого объема знаний; - Экономичность;   - Четкая организация учебного процесса;   - Осуществляется эмоциональное воздействие учителя на ученика; - Облегчает понимание сложного материала; - быстрота и прочность усвоения учебного материала; - глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного); - обучение в сотрудничестве; - Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка; - Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия; - Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания; - Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию; - Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию;
Недостатки - Развитие личности не является главной целью; - Недостаточные возможности для индивидуализации; - При таком подходе ученик выполняет пассивную роль; - Слабая обратная связь; - Усредненный общий темп изучения материала; - Единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися; большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате ученики «разучиваются думать»; - Почти полное незнание учителем, усваиваются ли учащимися сообщаемые знания; - Преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания; - Затрудненность самостоятельной работы учеников с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала; - Преобладание нагрузки на память учащихся, т.к. надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит; - Шаблонное построение, однообразие - Нерациональное распределение времени урока - На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания - Учащиеся изолируются от общения друг с другом; - Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день) - Велика степень ошибки педагога, так как отсутствует внешний контроль. - Формирование потребностей ребенка, его жизненных принципов, форм поведения и взглядов зависит только от нравственности и компетентности конкретного педагога. - Ассоциативная связь модели поведения, а также взглядов и принципов ребенка с личностью педагога (не проецируется на окружающий мир). - При смене обстановки, велика вероятность возникновения моральных травм у ребенка. Малая адаптивная способность ребенка в окружающем мире. - Велика вероятность возникновения моральных травм у ребенка при смене педагога. - Велика вероятность смены форм поведения, взглядов и принципов в отсутствие педагога. - Создание педагогических ситуаций требует от педагога высокой квалификации и повышенных затрат жизненно-временных ресурсов.
Результат (можно дополнить) Традиционный подход ориентирован на достижение результатов образования через реализацию - требований к формированию ОУУН и способов деятельности; -требований к уровню подготовки выпускников по каждому учебному предмету; · развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; · воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; · охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; · сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Приоритетом данного подхода является формирование общеучебных умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности. Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…) · Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …) · Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …) Осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении позволило выделить ученика как субъекта учебной деятельности; развить его интеллектуальные и творческие способности до уровня индивидуальных возможностей. Развитие этих способностей обеспечило не только эрудированность, разносторонность мышления, самостоятельность младших школьников, но и создало благоприятные условия для развития личностных качеств детей. Наблюдения за учебной деятельностью детей показывают, что наиболее яркий результат достигнут в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание, рефлексия.  

В таблице 2 представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Таблица 2

Традиционный урок Личностно-ориентированный урок
Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное! Деятельность ученика: ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное. Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: