Приобщение язычников к христианству. Крещение княгини Ольги.




 

Вдова князя Игоря (912 - 945, годы правления) Ольга (945 - 957, годы

правления), управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение.

Некоторые ученые считают обращение Ольги в христианскую веру тактическим

ходом в сложной и запутанной дипломатической игре с Византией, но это не

совсем справедливое суждение. Конечно, переход главы любого государства (и в

особенности монархического) в то или иное вероисповедание всегда имеет

определенное политическое значение, но мотивы обращения могут быть и далекими

от политики, связанными с духовной жизнью человека. Расчет был точным, но

главным фактором было, возможно, личное побуждение Ольги. Не следует видеть в

каждом поступке человека, в том числе и государственного деятеля, только

расчет; и Ольга, и ее внук Владимир, при котором христианству было суждено

стать официальной религией Руси, руководствовались не только политическими

соображениями. Другое дело, что последствия крещения русских князей выходили

далеко за пределы их индивидуальных религиозных переживаний.

Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,

отправилась в Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император

Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов

из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была

исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила

удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был

восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и сделать императрицей.

Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости:

язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не

крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда

опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня

женою, если сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги

и отпустил ее с большими дарами. Эта классическая версия одного из самых

эпохальных событий – крещения Руси - известна давно.

Но все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и

русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или

957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином.

 

Роль братьев-просветителей Кирилла и Мефодия в

Распространении христианства на Руси.

 

Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух

братьев-просветителей - Кирилла и Мефодия. Именно они составили кириллицу -

новую азбуку, пришедшую на смену старым славянским письменам, и эта азбука из

Моравии и Чехии попала на Русь. Разумеется, давно принято именовать братьев

«православными византийского обряда»...

Однако все было несколько иначе. Во-первых, по логике азбуку следовало бы

именовать не кириллицей, а константиницей - потому что брат Мефодия

именовался как раз Константином, а имя Кирилл принял незадолго до смерти,

уйдя в монастырь. К тому времени новая славянская азбука давно была им

совокупно с братом составлена...

Во-вторых, вся жизнь и деятельность братьев свидетельствуют о том, что они в

первую очередь были посланцами Рима.

Сначала Константин и Мефодий и в самом деле жили в Константинополе - и были

пока что не священниками, а учеными книжниками-мирянами. В 862 г. князь

Ростислав, правивший Великой Моравией, прибыл к византийскому императору

Михаилу и поведал ему, что Моравия отреклась от язычества, стала соблюдать

христианский закон, но не имеет учителей, которые проповедовали бы

христианскую веру на славянском языке.

Тогда-то император и поручил ученым братьям ответственную миссию. Составив

новую азбуку, Константин с Мефодием прибыли в Моравию и более трех с

половиной лет проповедовали там христианство, распространяя Священное

Писание, начертанное той самой кириллицей. После чего намеревались вернуться

в Константинополь... но, встретив в Венеции папского гонца, приглашавшего их

в Рим, последовали за ним. Именно в Риме папа Адриан II рукоположил братьев в

сан священников! Сохранилось письмо папы моравским князьям Ростиславу,

Святотополку и Коцелу, где, в частности, говорится: «Мы же, втройне испытав

радость, положили послать сына нашего Мефодия, рукоположив его и с учениками,

в Ваши земли, дабы учили они Вас, как Вы просили, переложив Писание на Ваш

язык, и совершали бы полные обряды церковные, и святую литургию, сиречь

службу Божью, и крещение, начатое Божьей милостью философом Константином».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: