Основные этические противоречия, на основе которых возникают этические проблемы и «соблазны».




-Между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому, что создает «прекрасную» основу для оправдания манипуляции со стороны психолога.

-Между интересами общества и конкретной личности (конкретных людей).

-Между мировоззрением психолога и конкретного человека-клиента. Например, имеет ли право психолог обозначать в работе свою мировоззренческую позицию? Чего должно быть больше в психологе, специалиста или человека? - Между высокими и благородными устремлениями психолога и его ограниченностью в адекватных методах, когда сложные проблемы он часто вынужден решать на уровне «красивых разговоров».

-Между высокими и благородными устремлениями психолога и прагматизмом нашего времени, когда ради получения «гонорарчиков» некоторые психологи «на все согласны».

-Между все возрастающей свободой выбора (концептуального подхода, методики и т.п.) в работе психолога и усилением его зависимости от конкретного «заказчика-благодетеля», когда можно и не идти к «благодетелю», но «уж больно заработать хочется».,это противоречие между внешней свободой выбора и внутренней несвободой (внутренним «соблазном», «искушением»).

Между различными этическими системами и их уровнями. Данное противоречие порождает проблемы, связанные с необходимостью находить общий язык (точки соприкосновения) с разными клиентами, в том числе, и с такими, кто имеет иные (и даже «чуждые» для психолога) ценностно-смысловые ориентации.

Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога

Чрезмерное экспериментирование, когда психолог ради получения «интересных результатов» ставит интересы науки (или свои карьерные интересы) выше интересов клиентов. Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей. Проблема в том, что для «чистоты» исследования часто приходится работать в режиме «субъект-объектных» отношений, что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психолога-исследователя.

Страх перед исследованием наиболее острых социально-психологических проблем, что может не понравиться администраторам, заказчикам или научным руководителям, которые не хотят из-за «вашей инициативы иметь неприятности с вышестоящим руководством».

 

Проблема недобросовестности исследования. 1) умышленная недобросовестность (подтасовка); 2) низкая квалификация или небрежность исследователя. Некорректное соавторство и откровенный плагиат, что может выражаться в: 1) цитировании или пересказе в больших объемах других авторов без ссылок на них; 2) включение своей фамилии в работы своих подчиненных при отсутствии хотя бы одной строчки написанной собственной рукой и т.п. «Кастовость» и «семейственность» в науке. Проблема «профессиональных секретов»- секреты от клиентов, которым далеко не все следует о полученных результатах исследования (иначе они просто могут травмированы); секреты от администраторов, которым не следует сообщать информации, которая может нанести вред подчиненным или обучающимся в их заведении людям. Но это могут быть и секреты от своих коллег по работе, которые могут и не воспринимать каких-то ваших инноваций и свежих идей.Проблема необоснованного «продвижения» в науке людей, которые не обладают для этого соответствующими достоинствами.Проблема излишней формализации многих аспектов научно-исследовательской деятельности, часто проявляющаяся в излишнем увлечении естественнонаучными методами, например, когда уникальная, неповторимая и не соотносимая ни с какими психометрическими нормами личность «просчитывается» с помощью так называемых «личностных тестов», как это делается по отношению к более простым проявлениям психического (психофизиологическим реакциям, некоторым репродуктивным интеллектуальным способностям и т.п.), где объективный метод вполне применим.

«Подстраивание» под чей-то научный авторитет или прикрытие этим авторитетом и даже откровенная эксплуатация его для достижения своих далеких от науки целей. Откровенная травля своих коллег по работе. «Научное обоснование» и участие некоторых психологов в глобальных общественных манипуляциях.

Основные этические проблемы и «соблазны» практической психологии

Проблема (она же – «соблазн») власти над сознанием клиента, Проблема самокрасования психолога на работе,«Соблазн» следования «методическим модам»

Проблема платности психологических услуг, проблема «денег-подарков»,Проблема близких отношений психолога с клиентом

«Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального сгорания»)

Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента

Главный этический ориентир психолога-практика

Можно примерно так сформулировать главный этический ориентир не только для самоопределяющейся личности, но и для психолога, пытающемуся оказать ему помощь в столь сложном деле – это культивирование права каждого на построение своего неповторимого образа счастья, но права, не ущемляющего таких же прав других людей.

Надо заметить, что во многих этических Кодексах и Уставах подчеркивается «первичность интересов клиента». Мы же считаем, что к этому обязательно необходимо добавлять и интересы тех людей, с которыми данный клиент вступает в реальные взаимоотношения и за счет интересов и достоинства которых наш клиент мог бы решать свои проблемы. В противном случае, мы будем помогать одним людям («нашим» клиентам) и ущемлять такие же права других людей, которые по разным причинам не стали «нашими» клиентами или пациентами. При этом особенно важно, чтобы не пострадала совесть самого психолога, чтобы потом ему не было стыдно за то, что он не столько помогал человеку самоопределиться, сколько просто манипулировал им.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: