Зигмунд Фрейд и психоанализ. Учение о бессознательном, либидо, эго.




Определение. Философия психоанализа – одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее, пожалуй, самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру – искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины.

(Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце XIX –начале XX века, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории)

Кто? Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд – австрийский невролог, психолог и врач-психиатр. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются: разработка трёхкомпонентной структурной модели личности; выделение специфических стадий психосексуального развития личности; создание концепции человеческой психики.

Этапы деятельности Фрейда. В «творчестве» Фрейда можно выделить 2 этапа, на которых он выделял разные структуры психики человека и разные виды энергии, которая движет людьми.

Этап №1. Бессознательное – предсознательное – сознание.
Бессознательное. Фрейд определял его, как ту часть психики, в которую вытеснены все неосознанные желания человека и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. В этой части психики находится такой компонент личности, который Фрейд называет ИД или ОНО. ОНО основывается на принципе наслаждения, то есть, стремится получить всё, что позволит ему чувствовать себя хорошо в данный момент, невзирая на последствия. Его цель – получение максимального и неограниченного удовольствия. Человек не может контролировать эту часть своей психики.

Предсознательное. Реализации запретных желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознаным. Оно осуществляет своего рода цензуру желаний, контроль на подсознательным человека. В этой части психики находится такой компонент личности человека, который Фрейд называл ЭГО или Я. Я считается в первую очередь с реальностью. Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности.

Сознание. Та часть психики, которая полностью может быть проконтролирована человеком и напрямую контактирует с реальностью. В ней находится третий компонент личности, который выделял Фрейд – СУПЕР-ЭГО или СВЕРХ-Я. Это своего рода «внешняя цензура»: существующие законы, запреты, мораль, культурные традиции.

Либидо. Анализируя бессознательное, Фрейд задавался вопросом, что лежит в его основе. Согласно первой психологической системе, которые выдвигает Фрейд, в основе бессознательного лежит либидо. Это – сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо может искать своё выражение в сексуальных действиях, в других сферах жизни через сублимацию (преобразование сексуальной энергии в несексуальную). Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко: «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; вытеснен обратно в бессознательное; подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему опасным. То есть, жизнь человека – это постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Вывод. Со временем психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и другими.

 

57. Критическая теория общества Франкфуртской школы, фрейдо-марксизм (Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм).

Сложившись еще в 20-е годы вокруг Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, Франкфуртская школа развернула активную деятельность после Второй мировой войны, когда вышли в свет такие работы, как «Диалектика Просвещения» Хоркхаймера и Адорно, «Одномерный человек» Маркузе, двухтомный сборник «Критическая теория» и другие. Франкфуртская школа – это неомарксистская и социально-философская концепция, в основе которой лежит антипозитивизм, антисциентизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем «авторитарной личности».

Свою социальную теорию философы Франкфуртской Школы назвали «критической теорией». Тем самым они хотели подчеркнуть направленность своей концепции на критику, отрицание существующих социальных структур и утвердившегося способа мышления и познания мира.

«Критическая теория» противопоставлялась «традиционной» теории. «Критическая теория» была направлена против позитивизма, технократизма и сциентизма (абсолютизирующих роль техники и науки), оценивая их с точки зрения их социальной функции, сводящейся к апологетике (философскому оправданию) такого общества, в котором отчужденный человек подчинен вещам и вещным отношениям. Отдельный человек в таком обществе не знает, почему он думает так, а не иначе, почему его интересует то, а не другое. Поскольку ложное сознание («идеология»), искажающее действительность в определенных социальных интересах, проникает во все сферы познания и апологизирует существующий порядок вещей, имеющееся, традиционное теоретическое знание не соответствует социальной реальности и истинным целям познания - способствовать правильной ориентации человека в мире и установлению подлинно человеческих отношений. Поэтому необходима новая, последовательно критическая социальная теория.

 

Эта теория («критическая теория») разоблачает «квазиестественный» облик социальной действительности как некой данности, показывая его производный характер и его противоречие присущим индивидам разумности, свободе, сознанию цели. В этом франкфуртцы продолжают линию критики, намеченную Лукачем (философ-неомарксист), хотя в отличие от него они уже не уповают на миссию пролетариата. Более того, Герберт Маркузе, критикуя в своей книге «Одномерный человек» всеобщий «конформизм», утверждает, что и пролетариат полностью интегрировался в капиталистическое общество и надеяться теперь можно лишь на «аутсайдеров» - на безработных, угнетенные национальные меньшинства, левых интеллектуалов.

Критическая теория общества утверждает тождество субъекта и объекта в сфере познания (в противовес традиционной теории, где субъект и объект познания в обществе – различны). При этом ориентация на современные научные рационалистические методы с их логико-математическим аппаратом несостоятельна, поскольку позитивизм не может осмыслить современную действительность в ее исторических сдвигах, напряженности, противоречиях. Естественно-научные методы не учитывают фактора господства и всей сложности современной общественной ситуации, в том числе растущей управляемости и манипуляции общественным сознанием. Человеческая деятельность, подчиняясь стихийным законам капитализма, сознательна в индивидуальном, но бессознательна в целом, ибо люди не могут свободно и осознанно договориться между собой. Свободное общество должно развиваться как саморазвертывание сознательного коллективного начала в человечестве.

И еще раз:

  • буржуазное классовое общество превратилось в монолитную тоталитарную систему;
  • революционная роль преобразования общества переходит к интеллигентам и аутсайдерам;
  • современное общество технократично и существует за счёт распространения ложного сознания посредством СМИ, а также популярной культуры;
  • тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием.

 

Фрейдомарксизм развивался в рамках Франкфуртской школы неомарксизма, и представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а, точнее, синтез неофрейдизма и неомарксизма. Основоположниками фрейдомарксизма были Эрих Фромм и Герберт Маркузе (и Вильгельм Райх, но он к этой школе не относится).

Основная идея фрейдомарксизма заключается в установлении прямых аналогий между социальным освобождением трудящихся (через социалистическую революцию) и сексуальным освобождением половых желаний, влечений, либидо (через раскрепощение нравов и сексуальную революцию). Упрощенное толкование Фрейда позволяло понять его учение как «призыв избавиться от комплексов», которые сковывают сексуальное влечение и заставляют подчиняться вытесняющей диктатуре рассудка. Сексуальность отождествлялась здесь с внутренним содержанием индивидуума, и ее структура бралась за модель, которая императивно и нормативно распространялась на всю структуру общества — вопреки традиционным социальным институтам (патриархат, семья, мораль и т. д.). Г. Маркузе, утверждал, что «смысл капиталистической эксплуатации состоит в ограничении влечений», и призывал к отказу от традиционных ценностей, бунту и революционной борьбе за «раскрепощение» инстинктов, в особенности Эроса.

Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, «эмоциональной уверенности» и «психической устойчивости». Разумеется, это имеет место в тех случаях, когда сексуальная энергия имеет свободный выход, не подавляется теми или иными условиями, главным образом социальными. Такой подход соединяется с марксистским учением о социальной природе человека, роли общественных отношений и социальных институтов в его развитии и поведении. Развитие общества объясняется, в частности, процессом «превращения энергии влечений в общественно полезную энергию труда».

Политические отношения, по мнению фрейдомарксистов, также формируются под влиянием сексуальной энергии людей. Утверждается, например, что господство одного человека над другим, в том числе политическое, обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм проявляется «в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам», а садизм - в стремлении превратить человека в «беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом».

Говорится также о решающем воздействии сексуальности на развитие морали и искусства. Указывая на некоторые положительные свойства культуры, прежде всего искусства, фрейдо-марксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное воздействие на жизненные потребности и влечения людей. В своей работе «Эрос и цивилизация» Г. Маркузе развивает идеи о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как «постоянно возобновляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией и стремлением человека к наслаждению».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: