Особенности современного общества в концепции Фредерика Джеймисона




Остановимся на более подробном рассмотрении каждой особенности современного общества по Ф. Джеймисону. Прежде всего, нужно отметить, что постмодернизм возник в качестве реакции против устоявшихся форм высокого модернизма, так как ранее скандальные художественные стили перестали вызывать шоковое состояние у общества. Главной особенностью постмодернизма является стирание граней между высоким и коммерческим искусством. Спустя годы, глядя на современное общество, мы можем с уверенностью подтвердить слова американского мыслителя о том, что границы между элитарной и массовой культурой разрушились.

В главах, посвященных пространству и архитектуре, Ф. Джеймисон приходит к выводам о том, что постмодернизм является реакцией людей на изменившееся чувство пространства и времени. При этом под категорией времени понимается история, прогресс, движение вперед, жизненная энергия, стремления к изменениям. Категория пространства, напротив, выражает инертность и безжизненность, некий эмоциональный застой. По мнению Ф. Джеймисона, «модернизм характеризуется доминированием времени над пространством, тогда как постмодернизм - это культурная доминанта пространства над временем» [3]. В наши дни наблюдается угасание интереса к истории, зачастую она выглядит как произвольное собрание фактов, почти не имеющих связи между собой. Из этого следует вывод, что в постмодернизме восприятие мира сконцентрировано исключительно на настоящем.

На этой основе мировая экономическая система ищет свою выгоду. В связи с новыми темпами жизни ускорился оборот товаров, в них заложено быстрое устаревание. Человек стал во многом зависимым от моды и смены стилей, пытаясь угнаться за современностью, что приводит к стандартизации общества. Большую роль в данных процессах играет небывалое распространение рекламы, телевидения и средств массовой информации, которые стремятся как можно быстрее перевести злободневное событие в архив прошлого. Таким образом, постмодернизм поощряет механизмы исторической амнезии, но Ф. Джеймисон не отвечает на вопрос, как оказать им сопротивление, а делает предупреждения обществу.

Помимо времени, у человека изменилось восприятие пространства, он больше не способен ориентироваться в окружающем мире так, как раньше. Фредерик Джеймисон обладает способностью широко смотреть на предметную область своих исследований, поэтому разрабатывает методы изучения целого города как постмодернистского пространства. Он отмечает, что окружающий мир радикально изменился и подвергся мутации. Для изучения нового гиперпространства американский мыслитель предлагает попытаться расширить наш сенсорный мир. Способы для данной цели пока выглядят невозможными – необходимо иметь новые сверхсовременные органы, чтобы выдержать темпы эволюции окружающего пространства. В качестве примера можно привести современную архитектуру, созданную по сложным проектам с помощью расчетов компьютерных технологий. Она вызывает удивление, восхищение или растерянность у посетителей за счет того, что люди не подготовлены к встрече с пространством нового типа. Здесь возникает ощущение, что человеческое восприятие не поспевает за эволюцией своего выстроенного окружающего мира.

Для того чтобы человек избавился от растерянности в большом городе и смог идентифицироваться в пространстве, Ф. Джеймисон разрабатывает концепцию когнитивной картографии. Ориентация на местности была необходима еще в древности, однако сейчас она строится на совершенно иных принципах с новой системой координат. Метод когнитивной картографии тесно связан с понятием воображаемой социальной тотальности, которая также должна быть картирована. Когнитивная карта – это образ знакомого пространственного окружения, который может видоизменяться в результате взаимодействия с окружающим миром. Данный метод подразумевает перенесение пространственного анализа на область социальной структуры и на всю историческую ситуацию в целом, что позволит субъекту ощутить свое место в глобальной системе. Ф. Джеймисон полагает, что если появится некая политическая форма постмодернизма, то её основной целью будет являться именно разработка пространственного картографирования.

Анализируя главы, посвященные в большей мере области искусства, следует отметить, что произведения эпохи модерна воспринимались затруднительно. Искусство во всех своих проявлениях выглядело уродливым, шокирующим, провокационным, диссонансным, его понимали лишь немногие. Для современного человека оно уже не выглядит настолько отталкивающим, так как он привык ко всему странному. Более того, эпатажные художники, создатели шедевров эпохи модернизма стали классиками для своего времени, их изучают в университетах. Постмодернизм кардинально поменял сознание людей: в мире не осталось ничего шокирующего, а все экстравагантные формы искусства стали коммерчески успешными и наиболее востребованными в массовой культуре.

В связи с этим, Ф. Джеймисон в своих работах говорит о шизофрении как об особом концепте языкового беспорядка. О.Н. Назарова при исследовании философии американского мыслителя подмечает, что шизофреник – это «человек, не сумевший найти выход из лабиринтов языка» и задается вопросом: «Но что же делать, если язык всё время меняется, особенно в современном мире, где всё претерпевает изменения и темпы общественного развития постоянно набирают обороты?». Еще не так давно человек стремился к постижению глубинного смысла, а теперь в процессе шизофренического расщепления он утрачивает эту способность и начинает воспринимать все буквально. Таким образом, происходит смешивание означающего и означаемого.

Важным отличием постмодернизма от предыдущих эпох является «смерть субъекта» или, другими словами, исчезновение индивидуализма. Если в период модернизма каждому творцу важно было показать свой неповторимый стиль, свойственный только ему, то сегодня ситуация изменилась: уникальность личности утратила свое значение. Более того, появилась новая точка зрения, пришедшая из постструктурализма, что индивидуальность вообще никогда не существовала, а были только философские механизмы, заставляющие людей поверить в собственную неповторимость. Ф. Джеймисон более склонен считать, что индивидуализм существовал ранее, но исчез с приходом постмодернизма. Это обусловлено тем, что в современном мире возник неожиданный феномен – невозможность создавать новые стили, так как все возможное уже создано. Единственный выход в развитии искусства – искать новые комбинации, состоящие из старых направлений. Но в этом случае абсолютное новаторство не является возможным, так как все новое будет являться лишь подражанием прошлому.

Другой характерной чертой постмодернизма, которая следует из потери индивидуализма, является пастиш – имитация искусства в форме игровой критики, сознательно деформированная копия оригинала, которая акцентирует его основные черты. При этом пастиш существенно отличается от пародии, так как не имеет в себе сатирического импульса и является стилистической маской, утратившей чувство юмора. Из всего вышесказанного, можно привести пример из области массовой культуры, отражающий особенности эпохи постмодернизма. Ф.Джеймисон анализирует популярный американский фильм «Звездные войны», относя его к пастишу. На первый взгляд, в те времена фильм мог показаться новым благодаря своей межгалактической тематике, однако подобные элементы и приемы уже давно были использованы в других кинолентах, но забыты зрителями. Следовательно, пастиш удовлетворяет ностальгическое желание аудитории вновь пережить ушедшие из памяти эмоции, и при этом здесь нет проявления индивидуализма в чистом виде – новый облик создан с помощью комбинаций уже заимствованных элементов.

В эпоху постмодернизма из разных стилей создается искусственное прошлое, где «и без того сумбурное представление современного человека об истории приобретает еще более фрагментарный характер, а в сознании соседствуют причудливо соединенные осколки различных эпох и цивилизаций». Так как историчность в сознании людей утрачивается, на смену ей приходят некие ретро-суррогаты, способные подобным образом вызывать чувства ностальгии. В эпоху постмодерна потребители стали без должного удивления относиться к псевдособытиям. В связи с этим, Ф. Джеймисон применяет античное понятие симулякрума – копии, оригинала которой никогда не существовало. В нашем случае, данная концепция относится к самому историческому времени и его событиям.

Ф. Джеймисон считает, что в романах заключена глубокая и неосознанная тоска по более простой и человеческой системе. Место действия, которое будет вызывать ностальгию у читателей, выглядит как небольшой городок в северной части Америки. Во многих фильмах сентиментального содержания главные герои или их родители проживают именно в провинции в окружении красивой природы, находясь вдали от шумных мегаполисов.

Если обратиться к другим жанрам, например, к фантастике или к боевикам, здесь важно рассмотреть и проанализировать источники беспокойства. Главной угрозой в американских фильмах является мировой коммунизм, который представлен, как правило, в искаженных чертах, но уже закреплен в массовом сознании людей. Основной страх в научно-фантастических фильмах – иностранное или инопланетное вторжение. Такой сценарий для США может быть по праву назван симулякрумом, так как обществу предлагается следить за решением проблемы, никогда не существовавшей в реальности.

Ф. Джеймисон предполагает, что фильмы, показывающие коллективное бессознательное, в действительности нацелены на попытки определить собственное настоящее. Представителей поколения 1960-х он критиковал за отсутствие целей, при этом делая прогноз на будущее о том, что для следующих десятилетий будет характерно отсутствие неловкости и следом индивидуальности. Что касается 1980-х годов, по мнению Ф. Джеймисона, они повторили многие стилевые тенденции из 1960-х. При этом американский мыслитель отмечает, что процесс идентичности – это не циклический процесс, а существенная дилемма эпохи постмодернизма.

Итог

Фредерик Джеймисон пришел к выводу о том, что все новые фильмы когда-нибудь станут аллегориями их собственного воплощения в виде синтеза ностальгии и привнесения какой-либо новой тенденции. Здесь появляется другая проблема – художественный язык и подлинная историчность крайне редко будут совпадать в будущем. Тем не менее, несмотря на ослабление историчности, прошлое сохранило некую привлекательность для современного человека, поэтому методы ностальгии продолжают активно использоваться в массовой культуре и в разновидностях коммерческого искусства.

65. Основы спекулятивного реализма.

Спекулятивный реализм (спекулятивный материализм) - течение в современной философии, определяющее себя как метафизический реализм и противопоставляющее господствующим формам посткантианской философии (корреляционизму).

 

1. Спекулятивные реалисты несогласны с философиями о предельности человека. Их объединыет попытка преодолеть корреляционизм и философии привилегированного доступа.

Антропоцентризм:
Корреляционизм
(по Мейясу) - идея, согласно которой мы имели доступ только к корреляции между мышлением и бытием, и ни один термин не рассматривался по отдельности (т.е. у мысли нет прямого выхода к реальности). Нет объектов, событий, законов, сущностей, которые не были бы всегда уже скоррелированы с точкой зрения, субъективным доступом. Корреляционизм – это доктрина, согласно которой мы можем говорить только о взаимодействии человек/мир, но не о человеке или мире самих по себе.

Философии привилегированного доступа
- учения, которые наделяют человека привелегиями по сравнению с предметами.
Основной тезис Хармана можно сформулировать так: любая спекуляция в качестве своего объекта имеет реальное, установка любого мышления реалистична.Мышление в основе своей реалистично,оно не может заинтересоваться собой в той же степени, в какой уже в момент рождения увлечено другим.

 

2. Поддерживают различные формы реализма против доминирующих сейчас в философии форм идеализма.

 

3. Представители: Мейясу, Квентин, Грэм Харман, Грант, Иан Гамильтон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: