Экспериментальная философия: проблема вагонетки




"Проблема вагонетки"- мысленный эксперимент в философии, впервые сформулированный английским философом Филиппой Фут в 1967 году
Эксперимент относится к этике (дисциплине, изучающей проблемы морали и нравственности) и являет собой классический пример нравственной дилеммы в экстремальных условиях.

Оригинальная формулировка проблемы:

"Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?"
Суть эксперимента состоит в наблюдении за ответом испытуемого, перед которым встает нравственная дилемма- взять на себя ответственность за гибель одного человека, спасая жизнь пятерых или остаться безучастным, не прибегая к каким- либо действиям и наблюдать смерть пяти невинных людей и лишь одного выжившего, при этом осознавая упущенную возможность сделать хоть что- то.

Возможные варианты разрешения проблемы:

1) Переключить стрелку.
Этическая теория утилитаризма гласит, что "мораль и нравственная ценность того или иного действия определяется степенью его полезности", В рамках обстоятельств, ставящих человека перед выбором ответственности за смерть одного или ответственности за смерть пятерых, большая полезность переключения стрелки очевидна.

2) Не переключать стрелку.
Альтернативная точка зрения такова: так как в данной ситуации нанесение моральной травмы неизбежно, переключение стрелки состоит в нанесении травмы, фактически делая случайного свидетеля ответственным за смерть людей (или одного человека), в то время как в противном случае единственным ответственным будет сумасшедший философ. Также оппоненты переключения стрелки подчёркивают невозможность сравнивать человеческие жизни.

Вариации проблемы:
Ниже представлены некоторые из самых популярных мысленных экспериментов, основанных на «проблеме» Филиппы Фут:

1) «Ответвление».
"Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам, к которым привязаны пять человек. Как и в первом случае, вы можете перевести её на запасной путь. К рельсам запасного пути привязан один толстый человек. Однако, после человека запасной путь делает петлю и снова возвращается на главный путь, перед тем местом, где привязаны пятеро. Таким образом, если бы на запасном пути не было бы толстого человека, который может остановить вагонетку, переключение стрелки не спасло бы пятерых. Каковы Ваши действия?"

Единственная разница между этой ситуацией и оригинальной формулировкой состоит в том, что добавлен дополнительный кусок путей. Это выглядит тривиально, особенно с учётом того, что по этому куску вагонетка в любом случае не проедет. Таким образом, интуиция подсказывает, что ответ должен быть таким же, как и в оригинальной проблеме — следует переключить стрелку. Однако, в этом случае смерть одного на самом деле является частью плана по спасению пятерых.

2) «Человек на лужайке».
"Несущуюся по рельсам вагонетку можно нейтрализовать путем столкновения с другой вагонеткой. При этом, сойдя с путей в кювет на насыпи, одна из вагонеток способна обрушиться на лужайку, где в гамаке спит человек (при столкновении спящего и вагонетки летальный исход неизбежен). Каковы Ваши действия?"

В этой формулировке единственное отличие состоит в том, что человек на лужайке не вовлечён полностью в ситуацию. Таким образом, люди думают, что убийство человека на лужайке — «нечестная игра» и его убийство неправильно.

3) "Толстый человек".
"Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам, к которым привязаны пять человек. Вы находитесь на мосту, который проходит над рельсами. У вас есть возможность остановить вагонетку, бросив на пути что-нибудь тяжёлое. Рядом с вами находится толстый человек, и единственная возможность остановить вагонетку — столкнуть его с моста на

пути. Каковы ваши действия?"

Большая часть тех, кто переключил бы стрелку в первой ситуации, не стали бы толкать человека под вагонетку во второй. Различие состоит в том, что в первом случае наблюдатель не взаимодействует непосредственно с человеком: смерть человека на запасном пути является побочным эффектом переключения стрелки. Тем не менее, во втором случае агрессия по отношению к толстому человеку является неотъемлемой частью плана по спасению пятерых.


4) «Донор»:
"У хирурга- профессионала есть пятеро пациентов, срочно нуждающихся в пересадке жизненно необходимых органов (у всех разных), без которых неизбежен летальный исход каждого из них, однако никак не удается найти подходящие органы хотя бы для одного пациента. На профилактический осмотр к хирургу приходит обычный здоровый человек, и в процессе осмотра врач замечает, что пять различных органов пришедшего полностью совместимы с организмами пятерых пациентов, нуждающихся в пересадке. Важно, что при бесследном исчезновении этого здорового пациента никто не начнет искать его, а врач не будет ни в чем заподозрен. Как следует поступить хирургу?"

Это альтернативная трактовка оригинального эксперимента, в условиях которой ничего не говорится о вагонетке и железнодорожной тематике, однако сохранена суть вопроса, поставленного перед испытуемым.

67. Социально-философское измерение феминизма

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.


1) Происхождение понятия
К концу XIX столетия в контексте суфражистского движения появляется слово «феминистка», изначально французское, которым называют активисток женского движения. Таким образом, к началу XX века значение термина постепенно меняется. Последние 100 лет под феминистками мы уже определенно понимаем женщин, которые борются за свои права. Причем права эти могут пониматься по-разному, и борьба не всегда сводится к требованиям формального политического равенства.


2) История феминизма
В Эпоху Возрождения феминизм проявлялся в первых трактатах Кристины де Лизан и Корнелиуса Агриппы, в которых открыто говорилось о подавлении личности женщины и несправедливом отношении к ней со стороны общества.
Следующий этап - Великая Французская революции. Лозунги свободы, равенства и братства всех людей, независимо от их положения в обществе и происхождения, активизировали стремление женщин к равноправию. Однако «Декларация прав человека и гражданина», возникшая в то время во Франции и провозгласившая, что все люди имеют неотъемлемые права, фактически была декларацией о правах мужчин.
«Декларации прав женщины и гражданки», написанная в 1792 году Олимпией де Гуж. В ней выражались понятия прав женщин и требования предоставить женщинам все гражданские и избирательские права, которые имели мужчины, а также возможность занимать государственные посты.
После выхода книги по всей стране начали возникать женские организации и клубы. Однако довольно скоро они были запрещены, сама же Олимпия де Гуж была казнена.
В то же время в Англии Мэри Уолстоункрафт опубликовала книгу «О подчинении женщины», а в Германии вышла работа Теодора фон Гриппеля «Об улучшении гражданского положения женщины».
Различные теории прав человека, развивающиеся в то время в рамках либеральной философии, и различные теории утопического социализма не могли не повлечь за собой протест, проявившийся в виде феминистского течения, поскольку они явно разграничивали понятие человека и женщины.
Пропагандируя роль человека в обществе и государства в целом, и необходимость предоставления ему определенных гражданских прав, они обходили стороной женщину, ограничивая ее в обладании аналогичными правами наравне с мужчинами.
"Вторая волна" в развитии феминизма началась в 60-е годы XX века. В этот период феминизм из одного движения протеста разошелся на три основных течения:

1. Либерально-реформистское направление.
Причину неравноправия женщин либеральные феминистки видели в отсутствии у женщин определенных гражданских и юридических прав.


2. Социалистическое направление.
Синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Основными причинами дискриминации женщин здесь считались частная собственность и классовая структура общества.


3. Радикальное течение
Стало наиболее ярким и влиятельным по своим идеям. Оно обратилось за поиском основания угнетения женщин в глубокую древность и выявило, что причина кроется в патриархате, т.е. системе мужского доминирования над женщинами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: