ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ БЕЗДНЫ (Откр.17;8) 8 глава




Но м. Антоний обучает и типично индуистскому способу молитвы — медитации: «Когда я только что священником стал, — рассказывает он студентам Московской Духовной Академии (!), — пришла одна старушка из старческого дома и говорит: "Батюшка, вот я четырнадцать лет занимаюсь Иисусовой молитвой, всё время твержу, а никогда не ощутила, что Бог есть; что мне делать?"… — Я сказал — Вот что делать. Приди к себе в комнату, закрой дверь, поставь кресло поудобнее… сядь и пятнадцать минут вяжи перед Лицом Божиим, только не думай ничего благочестивого и не молись (!)… — Старушка моя говорит: Злочестиво же так поступать! (замечательный ответ, хотя, к сожалению, только на словах — прим. ред.) — Я ответил: Попробуй… Она ушла. Через какое-то время пришла снова, говорит: "Знаете что, на самом деле выходит!" Я спрашиваю: "А что выходит?" — Она рассказала: "Вот что вышло… Лампадка горела; сначала волнения всякие еще не утихли, мысли бегали; потом я начала вязать, мысли стали утихать… а потом почувствовала, что эта тишина совсем не потому, что шума нет, а что она какая-то — как она сказала — густая; это не пустота, а что-то. Я продолжала дальше вязать, и вдруг мне стало ясно, что в сердцевине этой тишины Кто-то: Бог…"

Вот попробуйте, — советует он студентам МДА, — не пятнадцать минут, потому что для этого надо быть мудрой старушкой, — а хотя бы пять минут… Один старик, французский крестьянин однажды на вопрос: что ты часами делаешь в церкви, сидишь, даже чёток не перебираешь? — ответил: А зачем? Я на Него гляжу, Он на меня глядит — и нам так хорошо вместе… А что другого вам нужно?» (О встрече. С. 159-160).

"Митр". Антоний часто называет молитву "встречей" и "путешествием", увлекая читателей своей эрудицией в различных областях инославного исповедания, но такая опасная прогулка может окончиться для многих неприятной встречей с психиатром, потому что приводит не к смирению, а, как мы уже показали, к бесовской гордости.

После всего вышеизложенного можно только задаться вопросом, какому же духу приобщаются мiряне Московской "патриархии" от ознакомления с учением м. Антония и подобных ему "старцев"? Ответим словами о. Серафима (Роуз): «В нашем веке отступничества, предшествующего явлению антихриста, сатана освобожден на малое время (Откр. XX, 7), чтобы творить ложные чудеса, которые он не мог творить во время "тысячи лет" благодати Церкви Христовой (Откр. XX, 3), и чтобы пожать в своей адской жатве те души, которые не приняли… истины (2 Фес. II, 10). О том, что время антихриста и вправду близко, нам говорит сам факт, что эта сатанинская жатва ныне свершается не только среди языческих народов, не слыхавших о Христе, но даже более среди "христиан", потерявших соль христианства. Это свойственно самой природе антихриста — представлять царство дьявола, как будто это царство Христа. Сегодняшнее "харизматическое" движение, христианская "медитация" и "новое религиозное сознание", частью которого они являются, — все это предвестники религии будущего, религии последнего человечества, религии антихриста, и их главная духовная деятельность заключается в том, чтобы ввести в обиход христианства бесовское посвящение, до сих пор ограниченное лишь языческим мiром. Пусть даже эти "религиозные эксперименты" часто все еще носят осторожный и случайный характер, и в них, по меньшей мере, равные доли духовного самообмана и подлинных обрядов бесовского посвящения; разумеется, не всякий, кто успешно "медитировал"… в действительности получил посвящение в царство сатаны. Но в этом заключается цель таких "экспериментов", и, несомненно, приемы инициации будут все больше совершенствоваться по мере того, как человечество будет все лучше подготовлено к их восприятию настроем на пассивность и раскрытость новым "религиозным опытам", насаждаемым этими движениями.» (Иеромонах Серафим (Роуз) Указ. соч. Заключение, раздел 2).

2.

Но еще более характерными в поучениях м. Антония являются примеры из жизни хасидов. Восторгаясь, он пишет о молодом раввине Цуссии: «Он [Цуссий] умел воздействовать потрясающим образом на всех людей, возбуждая в них покаяние, возбуждая в них новую жизнь» (Школа молитвы…, с. 489). Видимо, этот раввин потрясающим образом воздействовал и на жидовствующего "митрополита"-экумениста, хвалящего "покаяние" тех, которые никогда не имели истинного покаяния, которые распяли Христа, и сами наложили проклятие на поколения своих потомков, засвидетельствовав: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); и которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (Откр. 2,9).

Ссылается м. Антоний и на иудейского писателя-талмудиста XII века Маймонида44, который, говоря о "тайном имени" своего бога, кощунственно называет святые христианские имена кличками («Настоящее имя — не кличка, как Петр, Иван…». Школа молитвы… с. 255). Каждый православный знает об этом загадочном "имени" из жития святого Сильвестра, где говорится о раввине, который произнесением "тайного имени" своего бога умертвил огромного быка. Убить-то убил, а вот воскресить не смог. Святитель же Сильвестр, призвав имя Христово, не только воскресил, но и сделал до того буйного быка смиренным и кротким45.

Увлечение иудаизмом вообще "в духе времени" и согласуется с официальной доктриной католицизма, признающей тождество еврейского Машиаха и "Христа второго пришествия", а еврейство — иным, нежели прочие народы: не результатом исторических процессов, а особым, уникальным духовным явлением в истории человечества.

Так и Московская "патриархия", будучи одним из духовных центров Нового Мiрового Порядка, в лице своих "лучших" представителей с дерзновением занимается проповедью иудаизма. Сегодня этот факт удивляет только неосведомленных о той длительной, на протяжении многих десятков лет проводимой подготовке к нынешней фейерии духовного блудодейства. Взятый нами в качестве примера м. Антоний такой подготовкой начал заниматься как минимум с 1966 г. Известно, что тогда он впервые побывал в Московской Духовной Академии, студентов которой (будущих "священнослужителей"!) он учил подражать незаурядным (читай — подверженным особой силы беснованию) представителям христианских ересей и инославных исповеданий, вроде упомянутых выше. И, конечно же, не преминул "православный митрополит" обратиться к духовному опыту иудеев: «Есть рассказ, приведенный Мартином Бубером46, о том, как в XVIII веке жил в Польше раввин, — жил в крайней, отчаянной бедности, и каждый день приносил Богу благодарность за все Его щедрые дары… Это замечательный рассказ, потому что в нем мы видим человека, сумевшего верить Богу и Его любить, и понимать через любовь премудрость Божию, непостижимую плотским умом, видим, как этот человек, при предельной своей обездоленности, был богат и был, в каком-то смысле, в Царстве Божием (!! — ред.).» (О встрече. С. 131-132). Это иудей-то, по законам своей религии обязанный проклинать все, связанное со Христом?

При этом обращает на себя внимание то, что цитируемая лекция состояла из 2-х частей, по окончании первой из которых автор высказал желание «завтра продолжить эту тему», «если после строгого суда ректора(!)» ему будет позволено «провести вторую беседу»… (Там же, с. 138).

И вот, несмотря на кажущуюся, для еще совсем недавно вступившей в экуменизм Московской "патриархии", нетрадиционность взглядов м. Антония, ничто не помешало ему в том же духе закончить лекцию на следующий день. А в оставшееся время потрясшему всех своей эрудицией иерарху были заданы студентами МДА вопросы. Многие из них выражали недоумение по поводу прочитанной лекции, погасить которое (т.е. убедить в своей правоте) м. Антонию порою стоило изрядных усилий (известного умения манипулировать цитатами из Священного Писания и Предания Православной Церкви). В конце-концов, после длительного общения был осторожно задан главный вопрос:

— Веровал ли тот еврей в приводимом вами примере во Христа как Сына Божия?

— Нет, не верил. — Отвечает м. Антоний.

— Значит что же, спасение возможно без Христа и благодать действует и вне Церкви?

— Благодать разлита так широко, что мы просто постигнуть не можем(!!!)…» (О встрече. С. 165-166).

Как видно, автор прибегает к простой подмене понятий: в общем и широком понимании слово «благодать» Божия («благодать» Святаго Духа) означает животворное присутствие Божества во всём Его Творении, без чего ничто вообще не могло бы существовать. Поэтому Духом Святым живится всякая душа человеческая, в том числе — даже душа атеиста или сатаниста, пока он живёт на земле. Если иметь в виду такое широкое понимание, то «благодать» действует повсюду, в том числе и по отношению к иудеям (в направлении их вразумления). Но есть и особенное Церковное понимание слова «благодать». Дух — един, но действия Его различны… Один образ действий в людях, вне Христа, вне Церкви пребывающих, другой — в Церкви, в Теле Христовом. Здесь, в Церкви, благодать Святаго Духа прежде всего являет себя в совершении семи таинств церковных, подающих людям «семь даров Святаго духа» и иные духовные дары ко спасению, в том числе — способность видеть истину (!) в явлениях и вещах окружающей жизни.

Но м. Антоний этой способности, очевидно, лишен. На следующий вопрос: «Так значит, возможно спасение без Христа?» — Он отвечает. — «Я бы сказал — да (!); возьмите слова апостола Павла о том, что язычники руководствуются законом Божиим, написанным в их сердцах, что иудеи руководствуются законом Божиим, данным Моисеем, христиане — законом Христовым идут (Рим.2,14 и след.).» (О встрече. С. 166).

Таким образом, м. Антоний словами самого апостола обосновывает возможность спасения кого угодно и вне зависимости от их отношения ко Христу Спасителю. Прежде всего, он намекает на то, что язычники могут оправдаться согласно своей совести, а это совершенно искажает слова ап. Павла, ибо он, говоря что «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2, 15), обосновывает этим справедливость ожидающего их осуждения, о чем и сказал ранее: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут» (Рим. 2, 12). Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3; 23, 24).

Далее, по поводу иудеев м. Антоний, конечно же, ничего нового не открыл, а лишь продемонстрировал, что Московская "патриархия", как и весь западный "христианский" мiр, полностью разделяет гуманистические ценности Нового Мiрового Порядка.

Так например, «под громким заглавием "Христианская Церковь кается" журнал "The Jerusalem Report" от 11 января поместил статью, посвященную взаимоотношениям между западными христианами и иудаизмом. "Если Божественный завет с иудеями остается в силе, — говорится там, — то, как сам папа неоднократно свидетельствовал, надо делать необходимое заключение, что спасение может быть достигнуто без веры в Иисуса. Так, по крайней мере, совершенно определенно учит католическое богословие после II Ватиканского Собора"»47.

Православное же богословие учит прямо противоположному:

«Нет ничего жалче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его? Поэтому, говорит (св. Стефан), жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и утесы, вы присно Духу Святому противитеся (Деян.VII,51), не только нарушением закона, но и неблаговременным желанием соблюдать его.

И еще: упразднистеся от Христа, иже законом оправдастеся: от благодати отпадосте (Гал. V, 4). Ты умер для закона, сделался мертвым, и уже не находишься под игом и неволею его. К чему же всуе и напрасно усиливаешься безпокоить сам себя?»48.

Однако, если даже для иудеев возможно спасение «без веры в Иисуса», то уж тем более неудивительно, что, по словам м. Антония, христианские ереси до сих пор «законом Христовым идут», несмотря на самое отпадение их от Истины, т.е. от Самого же Христа.

«Но они должны подойти ко Христу? — Недоумевают студенты МДА относительно возможности спасения иноверцев и еретиков.

— Они могут и не подойти, — отвечает м. Антоний, — потому что это — историческая возможность. Вы не можете ставить под вопрос вечное спасение человека только на том основании, что он родился в Центральной Африке в эпоху, когда там не было ни одного миссионера; тогда действительно спасение определялось бы географией и историей… Это было бы слишком просто!» (О встрече. С. 167).

Здесь м. Антоний прибегает к обычной для всех проповедников экуменизма уловке, используя простую богословскую неграмотность слушателей. Конечно, в приводимом нами примере со студентами МДА эта уловка работает в силу уже других причин, нежели богословская неграмотность, — здесь имеет место деформация религиозного сознания, происходящая под воздействием глубоко поразившей тело Московской "патриархии" доктрины масонства, основанного на общечеловеческих ценностях добра и справедливости. Но об этом позднее, сейчас же предложим читателю неискажённый православный взгляд на возможность спасения иноверцев и еретиков в изложении свт. Игнатия:

«Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. "Отчего не спастись, — пишете вы, — язычникам, магометанам и, так называемым, еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! это противно даже здравому разуму человеческому! — А еретики — те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это — безумно, и крайне гордо!"

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. — Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, — что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец — не зная Христа — единственное средство нашего спасения! — Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий — разряд существ погибших. Погибель — удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. "Сниду к сыну моему сетуя во ад", — говорит св. патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб возстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, — совершено было Самим безпредельным Богом. Казни — жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: "Что сотворим, да делаем дела Божия?" Господь отвечал им: "Се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он" (Иоан. 6, 28-29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; — но вера — дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно-ж, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшия добродетели падшаго естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущаго Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то, что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, — верою в Искупителя? — Христиане! познайте Христа! — Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех Бога хульства.

"Мыслим убо, — говорит св. Апостол Павел, — верою оправдатися человеку, без дел закона (Рим.3,28 и 22). Правда же Божия верою Иисус-Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божией: оправдаемы туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе". Вы возразите: "св. Апостол Иаков требует непременно добрых дел, он научает, что вера без дел — мертва". Разсмотрите — чего требует св. Апостол Иаков. — вы увидите, что он требует, как и все Боговдохновенные писатели Священнаго Писания, дел веры, а не добрых дел падшаго естества нашего! он требует живой веры, утверждаемой делами новаго человека, а не добрых дел падшаго естества, противных вере. Он приводит поступок патриарха Авраама, дело, из котораго явилась вера праведника: это дело состояло в принесении в жертву Богу своего еднороднаго сына. Заклать сына своего в жертву — совсем не доброе дело по естеству человеческому: оно — доброе дело, как исполнение повеления Божия, как дело веры. Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без него она мертвая, как лишенная всякаго движения. И напротив того, вы найдете, что добрыя дела падшаго естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца — воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькия дела вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, вы хотите им дать спасение.»49.

Но м. Антоний возражает: «Если вы не могли даже и слыхать о Христе, то вы этим не можете осудиться. Иначе это предопределение худшее, чем у кальвинистов, чем в реформатстве, тогда это был бы просто Божий произвол: — в неистовстве восклицает он, — ты родился там, ты и осужден поэтому. Тут никакой нравственной коннотации нет, ничего нравственного нет, есть только или случайность, или злая воля Божия, но не иначе: чем же ты виноват, что родился тут, там или еще где-то?» (О встрече. С. 166).

Короче говоря, м. Антоний утверждает, что суду Божию совершенно невозможно противоречить человеческим представлениям о нравственности, т.е. нашему здравому разуму. Но свт. Игнатий вопрошает:

«Что-ж вам говорит ваш здравый разум? — Что признать погибель добрых людей, неверующих во Христа, противно вашему здравому разуму! — мало того! такая погибель добродетельных противна милосердию такаго всеблагаго Существа, как Бог. – Конечно, было вам откровение Свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? — Нет! но здравый разум показывает это. — А! ваш здравый разум!.. Однако-ж, при вашем здравом разуме, откуда вы взяли, что вам возможно собственным ограниченным человеческим умом постигать — что противно и что не противно милосердию Божию? — Позвольте сказать нашу мысль, — Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, — еще иначе святая Вселенская Церковь открыли нам все (!), что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое недоступное для них…

Странно ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву, вы находите, признаете его в себе? Если вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшаго естества нашего, какого бы он ни был достоинства природ наго, как бы ни был изощрен ученостию мiра, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он — извещенная вера, так превосходно описанная св. Апостолом Павлом в 11-й главе его послания к Евреям. Основание духовнаго разсуждения: Бог. На этом твердом камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падает. Называемый же вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе и не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечем веры и отвержением их. Если же признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами… (Современные модернисты тому замечательный пример — прим. ред.)

Суетно шатание ума человеческаго, когда он ищет определить безпредельнаго Бога!… когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям… кого?.. Бога! Такое начинание — начинание сатанинское!..» (Там же. Письмо 28).

Оно соответствует, в частности, экуменической доктрине католицизма. В католической газете «Свет Евангелия» (1995. № 41), издаваемой в Москве, сообщается, что «прошли времена, когда Церковь провозглашала: "вне Церкви нет спасения". Сегодня Церковь проповедует… уважение к спасительной благодати, присутствующей в других религиях мiра». Итак, после переориентации католицизма в направление суперэкуменизма, обусловленной решениями реформаторского II Ватиканского Собора, спасение, как можно заключить из самых последних «богословских изысканий» католических "отцов", может действовать и без Христа, Который «за ненадобностью» становится как бы лишним, и «мешающим» глобальным проектам единения всех религий на основе некоей «духовности»50.

Что это за духовность, мы уже знаем, как говорил Н. Бердяев, это "духовный взгляд на жизнь, который в XVIII веке нашел себе приют в масонских ложах". Такой взгляд, конечно же, отвергает "фундаменталистскую теорию" об оправдании исключительно верою во Христа Иисуса, и провозглашает возможность спасения, в первую очередь, как мы уже видели, тех, кто, по словам м. Антония, «не мог и слыхать о Нём», а затем, утверждает, что даже «если перед вами станет Истина, и вы пройдете мимо», то «и тут есть слово Христово: всякая хула на Сына Человеческого простится (Мф. 12, 31-32). Значит, — делается глубокомысленный вывод, — можно пройти мимо чего-то (?!) и не осудиться вконец…» (О встрече… с. 165-168).

А что значит "не осудиться вконец"? — Спастись? Стать причастником Духа Святаго несмотря на отвержение Сына Божия?

Это, надо сказать, самый лукавый изворот: духовность вне Истины — такое может быть, действительно, только в масонстве. Православное же учение гласит: «фарисеи, отвергнув Истину, похулили Духа Святаго, — и погибли.» (Свт. Игнатий. Там же. Письмо 30).

Ибо, объясняет свт. Игнатий в другом месте, «Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (Ин. 15:26). Он — Дух, от Отца исходящий (Ин. 15:26). Он — Дух Святый Божий (Ин. 14:26). Он — Дух Сына (Гал. 4:6) как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что Она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим.

Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. …Понеже есте сынове, говорит апостол, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения.

Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6), сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать (1Ин. 2:23), иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36). Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками!… Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает (Ин. 8:43), сказал Господь.

Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным иудеям, отвергшим и Господа и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его!.. Последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него (Пс. 118:29)… Такая душа непременно соделывается причастницей Святого Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя51». (Свт. Игнатий. Там же. О поклонении Богу Духом и Истиною.).

Отсюда ясно, что не поклоняющиеся Господу Иисусу Христу и даже отвергающие хотя бы малейшее изо всей полноты Богооткровенной истины, не могут соделаться и причастниками Духа Истины, т.е. стяжать Благодать Духа Святаго. Об этом же, применительно к еретикам, пишет святитель Игнатий в другом месте:

«Вы говорите: "еретики те же христиане". Откуда вы это взяли? Разве [только] кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы — Бога хульныя ереси! Иначе разсуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшия и продолжительнейшия муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их Бога хульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь — грех ума. Ересь — более грех диавольский, нежели человеческий; она — дщерь диавола, его изобретение, — нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь — злочестием. В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, а ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главнаго греха — Бога хульства.

…Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, — упорно держится в зараженной ею душе — и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси — Бога хульство.

…Замечательно: все древния ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: оне отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшия наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную Литургию, все таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святаго Духа. Они назвали это установлениями человеческими, — дерзче: суеверием, заблуждением! Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый! Принявший и содержащий учение Бога хульное, произносящий Бога хульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрыя дела естества падшаго — он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последняго вашего недоумения, так как и всех прочих, — глубокое незнание христианства!

Не думайте, что такое незнание — маловажный недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленныя книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истиннаго христианскаго учения, как раз можете принять мысль ложную, Бога хульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Бога хульник не спасется!»52.

3.

Таким образом мы вполне показали, что экуменические понятия о спасении не только вне Христа вообще, но даже вне истинного православного вероисповедания, совершенно противоречат Свящ. Писанию и Преданию Церковному, и основываются на отвержении их буквального толкования, т.е., говоря словами апостола, на «превращении Благовествования Христова» (Гал. 1,7). Наиболее ясно это видно из нижеследующих слов взятого нами в качестве примера м. Антония: «нам надо быть очень осторожными, — учит он чтению Священного Писания, — я знаю, у апостола Павла есть место, где говорится, что боги язычников — бесы (1Кор.10:20) — постольку, поскольку они отрицали Христа.» — И не смотря на то, что это полностью соответствует изложенному нами ранее Православному учению о поклонении Богу в Духе и Истине, м. Антоний находит другое объяснение: «Слово "сатана", как вы знаете, по-еврейски значит "противник", это не "черти" (!) в нашем понимании.» (О встрече… с. 66).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: