Наталия Валентиновна Нищева




Веселые путешественники

Цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Живот­ные». Развитие фонетической стороны речи (автоматизация правильного произношения звуков [с] и [ш] в словах (разные позиции) и предложениях). Развитие фонематического вос­приятия (дифференциация звуков [с] — [ш] в словах и пред­ложениях).

Оборудование. Плоскостные изображения грузовика и автобуса, предметные картинки, содержащие звуки [с] и [ш] в названиях.

Описание игры. Педагог и дети сидят по-турецки на ковре. Педагог раскладывает на ковре картинки, содержащие в названиях звуки [с] и [ш]: собака, кошка, мышка, лиса, слон, петушок, лягушка, барсук. Он предлагает детям рас­смотреть и назвать картинки. Затем педагог ставит на на­борное полотно плоскостные изображения грузовика и авто­буса и предлагает детям поместить в кузов грузовика только тех животных, в названиях которых есть звук [с], а в автобус только тех животных, в названиях которых есть звук [ш]. Дети выбирают картинки и с помощью «липучек» или маг­нитов закрепляют их на грузовике и автобусе. Затем педагог просит их рассказать, какие животные едут в машине, а какие в автобусе. Дети составляют предложения: «В маши­не едут собака, лиса, слон, барсук. В автобусе едут кошка, мышка, петушок, лягушка».

 

Буратино и Мальвина

Цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности». Развитие фонетической стороны речи (авто­матизация правильного произношения звуков [р] и [л] в словах

(разные позиции). Развитие фонематического восприятия (диф­ференциация звуков [р] — [л] в словах и предложениях).

Оборудование. Плоскостные изображения Буратино и Мальвины, предметные картинки, содержащие звуки [р] и [л] в названиях.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки с изо­бражениями (ручка, картон, карандаш, тетрадь, пенал, заклад­ка, обложка, мел, краски, фломастеры), предлагает детям рас­смотреть и назвать их. Затем на наборное полотно помещают­ся плоскостные изображения Буратино и Мальвины. Педагог объясняет детям, что Буратино и кукла Мальвина собираются играть в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлеж­ности, в названиях которых есть звук [л], а Мальвине — в названиях которых есть звук [р]. Если дети не обратят внима­ния на то, что в слове «фломастеры» есть и звук [р] и звук [л], следует спросить у них, почему картинку с изображением фломастеров можно дать и тому и другому герою.

Дети раскладывают картинки. Педагог предлагает расска­зать, что есть у Буратино, а что есть у Мальвины. Дети со­ставляют предложения: «У Буратино есть пенал, закладка, об­ложки, мел, фломастеры. У Мальвины есть ручка, портфель, тетрадь, карандаш».

 

Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, педагог учит детей сначала различать звуки по глухости — звонкости, а потом — по твердости — мягкости.

Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, можно объяснить им, что при произнесении звонких согласных звуков «горлышко дрожит», и предложить, положив руку на переднюю поверхность шеи, про­изнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «в гор­лышке тихо», что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук.

Можно рассмотреть этапы работы по различению согласных звуков [б] и [п]. Сначала педагог объясняет детям, что они будут учиться различать два согласных звука [б] и [п]. Один из этих звуков звонкий, а другой глухой. Дети должны определить, положив руку на переднюю поверхность шеи, какой из звуков звонкий, а какой — глухой. После того как дети определят, что звук [б] звонкий, а звук [п] глухой, и объяснят, почему они так решили, педагог раздает им семафоры и дает задание поднимать белый семафор, если они услышат звук [б], и оранжевый семафор — если они услышат звук [п]. Педагог произносит ряд из восьми-десяти звуков, дети поднимают семафо­ры, услышав звуки [б] и [п]. Аналогично можно поупражнять детей в раз­личении этих звуков в ряду слогов.

При работе над слухо-произносительной дифференциацией данных зву­ков в слогах можно использовать следующее упражнение. Педагог объясняет детям, что он будет начинать слова, а они будут их заканчивать, произнося слоги ба или па. Педагог произносит слоги: гу, ли, ры, шу, ла, Лю, тру, шля, а дети добавляют слог ба или слог па.

Переходя к дифференциации звуков [б] и [п] в словах, можно вновь использовать семафоры или провести игру с использованием предметных картинок и картинок с изображениями мальчика и девочки, предложив отдавать картинки со звуком [б] в названиях мальчику Боре, а картинки со звуком [п] девочке Поле или раскладывать картинки, содержащие звонкий и глухой согласные звуки, в разные стопки, папки, корзинки, машинки и т. п. Можно ввести картинки-символы для обозначения глухих и звонких согласных. Например, колокольчика — для обозначения звонких соглас­ных — и меховых наушников — для обозначения глухих согласных (рис.1). Их можно использовать в качестве сигналов при дифференциации звонких и глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Тогда педагог произносит звуки, слоги, слова, предложения, а ребенок поднимает соответствующие символы.

Рис. 1

Работая над дифференциацией звонкого и глухого согласных звуков, можно провести игру с мячом. Педагог бросает ребенку мяч и произносит слово, содержащее звонкий согласный, ребенок ловит мяч, возвращает его педагогу и произносит слово, содержащее парный глухой согласный, или наоборот.

Аналогично строится работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Как правило, для того чтобы сформировать у детей по­нятие о твердых и мягких согласных звуках, педагоги используют различные игровые персонажи (большого и маленького гномиков, большого и малень­кого мишек и т.п.), один из них «произносит» звук твердо, а другой мягко. Например, игровые персонажи используются в игре «Помоги гномикам». Педагог показывает детям кукол-гномов и объясняет, что гном Паша будет произносить слоги со звуком [п], а гном Петя — со звуком [п']. За гнома Пашу говорит педагог, а за гнома Петю говорят дети. Таким образом, от­рабатывается дифференциация звуков в слогах: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи, пэ-пе. Для обозначения твердых и мягких согласных тоже можно ввести картинки-символы. Например, подушку для мягких согласных и кирпичик для твердых согласных (рис. 2).

Рис. 2

Для дифференциации твердых и мягких согласных широко использу­ются настольно-печатные дидактические игры.

 

Разноцветная мозаика

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение про­изношения звуков [в] и [в'] в словах), Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в] — [в'] в словах).

Оборудование. Игровое поле с нарисованными на нем пред­метными картинками (вата, вилка, волк, ветка, ванна, вишня, буквы, киви, квадрат, цветок, венок, хвост), фишки синего и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят вокруг стола. Педагог помещает на стол перед детьми игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки, затем ставит на стол контейнер с фишками и объясняет, что картинки с твердым звуком [в] в на­званиях нужно закрыть синими фишками, а картинки с мягким звуком [в'] в названиях — зелеными фишками. Дети молча вы­полняют задание. Педагог останавливает игру только в том слу­чае, если допущена ошибка, и предоставляет детям возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

 

Поможем кукле Кате

Цели. Развитие фонетической стороны речи (уточнение про­изношения звуков [к] и [к'] в словах). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [к] — [к'] в словах).

Оборудование. Плоскостные изображения куклы, корзинок синего и зеленого цветов, предметные картинки (кот, кит, конфета, кисточка, мак, эскимо, тапки, букет).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе предметные картинки и пред­лагает детям рассмотреть и назвать их. Затем он ставит на наборное полотно плоскостные изображения куклы и двух корзинок и предлагает помочь кукле Кате разложить картин­ки: положить в синюю корзинку картинки со звуком [к] в названиях, а в зеленую — со звуком [к']. Дети молча выпол­няют задание. Педагог останавливает игру только в том случае, если допущена ошибка, и предоставляет детям возможность разобраться, в чем заключается ошибка и как ее исправить.

Широкие возможности для внесения в занятие игровых моментов предоставляет использование магнитной доски. Например, при работе над дифференциацией мягкого и твердого согласных в словах можно разместить на доске 8—10 картинок, содержащих в названиях эти звуки, и предложить детям обвести синим фломастером картинки с твердым звуком в названиях и зеленым — с мягким.

Не следует спешить с переходом к такому серьезному этапу работы, как формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы.

Сначала нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длин­ных и коротких слов. Педагог раздает детям семафоры, флажки или шарики и предлагает поднимать их только тогда, когда они услышат длинное слово.

Далее педагог произносит ряд слов, включающий длинные трех-, четырех­сложные слова и короткие односложные слова (кот, погремушка, Чебурашка, нос, колобок), а дети поднимают сигналы, услышав длинные слова. Можно проводить подвижные игры, целью которых будет различение на слух длинных и коротких слов. Дети должны будут приседать, услышав короткое слово, и подниматься на носочках, услышав длинное слово, или прыгать на носочках, услышав длинное слово, и кружиться на месте, услышав короткое слово и т. п.

Затем следует научить детей передавать (отстукивать, прохлопывать, про-топывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим не­доразвитием речи долго не находят своего послогового выражения.

Педагог учит детей выполнять эту работу по подражанию. Он отстукивает ритмический рисунок двусложных слов из открытых слогов (ма-ма, па-па, но­ги, ва-та). Дети слушают и отстукивают ритмический рисунок этих же слов. Затем педагог и дети одновременно отстукивают ритмический рисунок новых слов (бо-бы, ко-ты, ды-ня). Далее можно предложить детям самостоятельно попробовать выполнить аналогичное упражнение с новыми словами. После двусложных слов можно предложить детям трехсложные слова, состоящие из открытых слогов, и только тогда научить их передавать ритмический рисунок односложных слов типа «кот», «дом», «бак». Важно научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком, стуком, ударом.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, следует поупражнять в делении на слоги слов со стечением согласных (бан-ка, ман-ка), помня при этом, что деление на слоги всегда происходит на стыке морфем (тап-ки, а не та-пки). Одновременно можно упражнять детей в проговаривании сте­чений согласных, опять же включая в них только те звуки, которые ребенок может правильно произносить (мна-мно-мну, нка-нко-нку, тва-тво-тву, вта-вто-вту). Звуки [п], [т], [к], [в], [ф], [м|, [н], как правило, не вызывают трудностей в произношении и могут широко использоваться в качестве опоры при развитии фонематического восприятия и в работе над слоговой структурой слов. Очень полезна работа по составлению слов из данных слогов. Педагог предлагает детям задания:

— Какое слово получится из слогов ва и та? Какое слово получится, если сначала сказать ки, а потом — но? Составь слово из слогов ва, ны, го.

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза вклю­чает следующие этапы:

анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа;

- выделение начальных ударных гласных звуков из слов типа «утка», «аист», «ослик», «иглы»;

- выделение начальных безударных гласных из слов типа «утка», «арбуз», «индюк»;

- выделение конечных согласных из слов типа «мак», «кот», «дом»; анализ и синтез закрытых (обратных) слогов ак, уп, он, им; анализ и синтез открытых (прямых) слогов типа: па, му, ко;

- выделение начальных согласных из слов типа «нос», «мак», «дым»; определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

полный звуковой анализ слов (сколько звуков в слове, какова их последо­вательность, характеристика каждого звука) типа «осы», «кот», «мама», «вагоны», «бант», «стук», «кит», «бинт», «крик», «маска», «киска», «малина». Следует рассмотреть методы и приемы работы на каждом из этих эта­пов, отметив, что формирование навыков звукового анализа и синтеза про­водится только в игровой форме. Широко используется наглядность. Не менее важен положительный эмоциональный фон занятия.

На первом этапе работы педагог знакомит детей с гласными звуками, вво­дит понятие «гласный звук», объясняет, что гласные звуки можно петь, открыв рот, что во рту при этом нет преграды, и воздух выходит легко и свободно. Вводится обозначение гласного звука: красный кружок. На занятиях исполь­зуется раздаточный материал: пластиковые, деревянные или картонные круж­ки красного цвета. Для фронтальной работы — красные магниты для магнит­ной доски. Педагог поет гласный звук, дети кладут перед собой красный кру­жок. Педагог выясняет, какой звук услышали дети, почему они положили красный кружок. Далее педагог поет слияние гласных звуков, например ау, и задает детям вопросы: «Что я спела? Где так кричат люди? Сколько звуков я спела? Какой звук я пела первым, а какой вторым? Сколько кружков вы поло­жили перед собой?»

На этом этапе детям предлагают первые задания по звуковому синтезу: «Если спеть звук [у], а потом звук [а], что получится? Кто так плачет? Выложите схему из кружков. Что обозначает первый кружок? Что обозна­чает второй кружок?»

На втором этапе работы при выделении начальных ударных гласных из слов педагог закрепляет у детей представления о гласных звуках. Детям предлагаются задания: «Какой звук слышится в начале слов „аист", „астра", „арка", „арфа"? С какого гласного звука начинаются имена Алик, Алла, Ася, Анна? Какие имена, начинающиеся со звука [а], вы помните?»

Аналогично проводится работа по выделению начальных безударных звуков [а], [у], [и] из слов.

На четвертом этапе работы вводится понятие «согласный звук». Педагог объясняет детям, что при произнесении согласных звуков во рту всегда есть преграда, воздух не выходит изо рта так свободно, как при произнесении гласных звуков. Некоторые согласные звуки можно тянуть, а вот петь их, открыв рот, нельзя. Сразу же вводится обозначение согласного звука — синий кружок — и на занятиях используется наглядность, раздаточный ма­териал. На этом этапе для анализа берутся только слова с твердыми соглас­ными звуками. Детям предлагаются задания: «Какой звук слышится послед­ним в словах „мак", „лук", „сок", „урок", „потолок"? Какой звук заканчи­вает слова „дом", „сом", „гном"? Закончи слова, добавив один согласный звук, и выбери соответствующую картинку (ко.., ро.., бегемо...)».

В работе по анализу и синтезу обратных, а потом и прямых слогов используются те же приемы, которые использовались при анализе и синтезе слияний гласных.

На этом этапе можно использовать игру «Живые звуки». Педагог объясня­ет, что девочки будут гласными звуками, а мальчики — согласными. Девочки получают красные кружки, а мальчики синие. Педагог произносит закрытые слоги, а дети выстраиваются перед ним и объясняют, какой звук обозначает каждый из них. Например, педагог произносит слог ук. Пара детей встает перед педагогом: девочка стоит слева, а мальчик справа. Девочка объясняет, что первым был произнесен звук [у], поэтому она встала первой. Мальчик объ­ясняет, что звук [к] был произнесен вторым, поэтому он встал за девочкой.

Переходя к выделению начальных согласных из слов, педагог приме­няет уже известные приемы и широко использует настольно-печатные игры.

 

Кто полетит на Луну?

Цели. Развитие фонематических представлений. Формиро­вание навыков звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование. Плоскостное изображение космического ко­рабля, предметные картинки (кот, корова, крокодил, коза, ка­нарейка, курица, мышка, носорог, павлин, тапир).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Пе­дагог раскладывает на столе картинки с изображениями зверей и птиц и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на магнитную доску помещается изображение космического ко­рабля. Педагог сообщает детям, что они должны отправить на Луну только тех животных, названия которых начинаются со звука [к]. Дети выбирают картинки и закрепляют их с помощью магнитов на космическом корабле.

На этом этапе для закрепления сформированных навыков звукового анализа и синтеза можно использовать игры «Парочки», «Составь цепочку», «Замкни кольцо».

 

Парочки

Цели. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Выделение начальных и конечных звуков из слов.

Оборудование. Предметные картинки (1 — мак, дом, аист, суп, диван; 2 — кот, мука, тапки, папка, носки).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям по одной картинке из первого комплек­та (мак, дом, аист, суп), предлагает рассмотреть, назвать их, выделить последний согласный звук из каждого названия. Затем на столе раскладываются картинки из второго комплек­та (кот, мука, тапки папка). Дети рассматривают и называют их. Педагог предлагает детям выбрать по одной картинке, на­звание которой начинается с того звука, которым заканчива­ется название первой картинки. Составляются пары: мак — кот, дом — мука, аист — тапки, суп — папка.

Эту игру можно провести, закрепив все картинки на маг­нитной доске и предложив детям фломастерами соединить пары картинок. Тогда картинки первого комплекта будут кре­питься, например, синими магнитами, а картинки второго комплекта — желтыми.

Игры «Составь цепочку» и «Замкни кольцо» преследуют ту же цель: закрепление умения выделять начальный и конечный звуки из слов. Слова следует подобрать таким образом, чтобы из них можно составить последо­вательную цепь. Например, гном — мост — танк — кот; кот — танк — ком — мука; астра — аист — танк — караван — носок.

Именно в этот период целесообразно сформировать у детей понятие «мяг­кий согласный звук» и провести работу по различению мягких и твердых со­гласных звуков.

Как правило, пройдя с детьми все описанные этапы работы, педагог не испытывает затруднений при формировании у детей навыка определения места заданного звука в слове. В этой работе тоже используется наглядность. Например, светофоры. Это могут быть картонные или пластиковые полоски, на которые наклеена самоклеящаяся пленка: красная, желтая, зеленая. Педа­гог объясняет детям, что красный цвет — начало слова, желтый — середина слова, зеленый — конец слова. Для того чтобы отмечать место заданного звука в слове, можно использовать машинку, которая будет ездить по «дороге»-сло-ву, мышку, которая будет гулять по «полянке»-слову и т. д. Можно использовать картинки, содержащие в названиях нужный звук. Дети раскладывают картинки на светофоре в зависимости от положения звука в слове. Для совершенствова­ния уже сформированного навыка используются настольно-печатные игры.

 

Разноцветные круги

Цели. Совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове.

Оборудование. Пластиковые или картонные круги красно­го, желтого и зеленого цветов, предметные картинки, содер­жащие в названиях звук [м] (муха, молоток, майка, мартышка, лама, панама, сумка, самокат, сом, дом, альбом, гном), кон­тейнер для картинок.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог кладет на стол круги, ставит контейнер с картинками. Если педагог не уверен, что дети узнают и назовут все кар­тинки, имеет смысл достать их, рассмотреть, назвать и сло­жить обратно в контейнер. Педагог предлагает детям по оче­реди доставать по одной картинке и раскладывать их на круги в зависимости от того, в какой части слова находится звук [м]. Если звук стоит в начале слова, картинку нужно положить на красный круг. Если звук стоит в середине слова, картинка должна оказаться на желтом круге. И наконец, если звук в конце слова, картинку следует положить на зеленый круг. Иг­рока, начинающего игру, можно определить с помощью любой считалки.

 

Кто скорее?

Цели. Совершенствование навыков звукового анализа слов, упражнения в определении места звука в слове.

Оборудование. Игровое поле, на котором нарисованы кар­тинки, содержащие в названиях звук [ш]: шуба, шар, шапка, шмель, кошка, лягушка, рубашка, парашют, камыш, мышь, ландыш, малыш. Контейнер с фишками красного, желтого и зеленого цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле, предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он раздает каждому ребенку по одной красной, желтой и зеленой фишке и пред­лагает закрыть ими картинки на игровом поле. Если название картинки начинается со звука [ш], ее следует закрыть красной фишкой. Если звук [ш] находится в середине слова, картинку нужно закрыть желтой фишкой. Если звук [ш] находится в конце слова, картинка должна быть закрыта зеленой фишкой.

Самой сложной считается работа по анализу и синтезу слов. Педагог дол­жен помнить, что для анализа и синтеза детям предлагают только те слова, написание которых не расходится с произношением. Проводя эту работу, педа­гог предлагает детям задания типа: «Сколько звуков в слове „усы"? Назови их по порядку. Расскажи, какой из звуков гласный, а какой согласный. Обозначь звуки кружками. Сколько в слове гласных звуков? Сколько в слове согласных звуков? Назови второй по счету звук этого слова. Вспомни слова, в которых гласные и согласные звуки расположены в таком же порядке».

Детей можно упражнять в соотнесении готовых схем слов с предмет­ными картинками. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, назвать их, подумать, сколько звуков в словах — названиях картинок, в каком по­рядке они расположены, а затем положить под картинками готовые схемы Можно использовать разнообразные настольно-печатные игры.

В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный сло­говой и звуковой анализы слов. Дети делят слово на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку, Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков. Дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилак­тику нарушений письменной речи.

Фонетическая сторона речи представляет собой взаимодействие основ­ных ее компонентов: звукопроизношения и просодики (темпа, ритма, уда­рения, интонационной выразительности речи). У ребенка сначала форми­руется фонематический слух, то есть различение звуков речи, а их произ­ношением он овладевает позднее.

У детей с диагнозом «общее недоразвитие речи» отмечается поли­морфное нарушение звукопроизношения. Нарушенными оказываются как правило, свистящие, шипящие, сонорные звуки, аффрикаты, часто — переднеязычные, заднеязычные, звук [j]. Звуки указанных групп могут произноситься искаженно, заменяться другими звуками или опускаться Одновременно имеются нарушения интонационной выразительности, темпа, а часто и ритма речи, ударения; дикция, как правило, нечеткая, смазанная.

Работа над фонетической стороной речи осуществляется параллельно с работой по развитию фонематического восприятия по следующим направ­лениям:

- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- выработка направленной воздушной струи; развитие тонкой (пальцевой) моторики;

- уточнение произношения сохранных звуков;

- формирование правильных артикуляционных укладов тех звуков, кото­рые отсутствуют, заменяются другими звуками или произносятся иска­женно;

- автоматизация поставленных звуков;

дифференциация в речи поставленных звуков от звуков, артикуляцион-но и акустически схожих с ними.

При работе над фонетической стороной речи могут использоваться и репродуктивные, и практические методы.

Репродуктивные методы крайне эффективны в развитии имитацион­ной способности детей. Эффективность методов увеличивается, если их использовать в контексте интересных ребенку видов деятельности, прежде всего в игре.

Практические методы используются при формировании речевых навы­ков путем широкого применения специальных упражнений.

От правильного соотношения применяемых методов во многом зависит эффективность логопедического воздействия.

Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, улучшение их подвижности и переключаемости осуществляются в про­цессе выполнения артикуляционной гимнастики. Таким образом, целью проведения артикуляционной гимнастики является выработка полноцен­ных движений, необходимых для правильного произношения звуков. Общая артикуляционная гимнастика включает упражнения, необходимые для подготовки артикуляционного аппарата к правильному произноше­нию звуков всех групп. С ее помощью происходит объединение простых движений в сложные, в артикуляционные уклады различных фонем. В специальную артикуляционную гимнастику включаются упражнения, необходимые для правильного произношения звуков одной группы, ис­ходя из их правильной артикуляции. Необходимым условием для прове­дения артикуляционной гимнастики являются тесный контакт педагога с ребенком на фоне положительного эмоционального настроя, его же­лания подражать педагогу. Педагог должен помнить, что важно не ко­личество упражнений артикуляционной гимнастики, а качество их вы­полнения.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики необходи­мо соблюдать определенные методические требования.

Во-первых, должно быть правильно оборудовано место для проведе­ния артикуляционной гимнастики. Большое зеркало вешают на стену в хорошо освещенной части помещения. Перед зеркалом должны свободно размещаться дети одной подгруппы (три-четыре человека). Над зеркалом закрепляется дополнительный источник освещения — лампа дневного света. Дети садятся на стульчики перед зеркалом так, чтобы каждому ребенку хорошо были видны свое лицо и лицо взрослого, сидящего у него за спиной. Зрительный контроль обязателен на начальном этапе выполнения артикуляционной гимнастики, для того чтобы ребенок мог контролировать и запоминать свои действия, положение и движения ор­ганов артикуляционного аппарата. Такое размещение детей перед зерка­лом позволяет и взрослому осуществлять контроль действий каждого ребенка. Взрослый обязательно показывает упражнение детям, объясняет, как следует правильно выполнять его, делает гимнастику вместе с детьми. Упражнение может выполняться без зеркала только тогда, когда каждый ребенок научится делать его самостоятельно, станет контролировать дей­ствия своего артикуляционного аппарата.

Во-вторых, важно научить детей сидеть правильно во время выполнения артикуляционной гимнастики. Спина должна быть прямой, прижатой к спинке стульчика, но не напряженной. Руки должны свободно лежать на коленях, а ноги — стоять на полу. Педагог должен следить за тем, чтобы в мышцах тела ребенка не возникало напряжение.

В-третьих, после выполнения каждого движения необходимо предостав­лять детям возможность для отдыха, расслабления. Учитывая то, что у детей отмечается гиперсаливация, педагог регулярно напоминает им о необходи­мости проглотить слюну.

В-четвертых, каждое новое упражнение вводится на фоне упражнений, хорошо выполняемых.

Обычно педагог проводит артикуляционную гимнастику в игровой форме, придумывает название каждому упражнению, использует в каче­стве зрительной опоры предметные картинки или игрушки, сочиняет сказки о язычке. Это позволяет заинтересовать дошкольников работой, которой им придется заниматься длительный период времени, внести в нее игровой момент. Особенно воспитанники младшей и средней групп нуждаются в использовании игровых персонажей Они с удовольствием учатся распластывать язычок, как это делает меховая собачка, или по­казывают зубы, как это делает игрушечный динозавр и т.п. Использо­вание игровых персонажей позволяет детям запомнить упражнение и как они должны его выполнять.

Работа по формированию правильных артикуляционных укладов от­сутствующих или неправильно произносимых звуков проводится педаго­гом индивидуально с каждым ребенком. В случае необходимости исполь­зуется механическая помощь, применяются зонды и шпадели. Эффек­тивно использование логопедического массажа1. А вот автоматизацию поставленных звуков в словах, предложениях, контекстной речи, когда дети обходятся уже без зеркала и могут контролировать движения арти­куляционного аппарата, можно проводить на подгрупповых занятиях, используя для этого настольно-печатные и подвижные игры.

 

Помоги Мишке

Цели. Автоматизация звука [ш] в словах (разные позиции), дифференциация звуков [ш] — [с] в словах.

Оборудование. Магнитная доска, игровое поле с изображе­нием мишки и разбросанных вокруг него предметов (чашка, шапка, клюшка, машина, каштан, пушка, мышь, шорты, самокат, самосвал, сапоги, носки), контейнеры с фишками и магнитами.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог помещает на магнитную доску игровое поле с изоб­ражением плюшевого мишки и разбросанных вокруг него вещей, а на стол помещает стопку фишек (картонных или пластмассовых фигур одного цвета) и контейнер с магнита­ми. Он объясняет детям, что нужно помочь мишке собрать предметы, в названиях которых есть звук [ш]. А поэтому сначала стоит «убрать» все предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети молча подходят к доске и закрывают фишками с помощью магнитов изображения самолетика, самосвала, сапог и носков. Затем педагог объясняет, что мишка примет помощь, если дети правильно будут произно­сить звук [ш]. Дети по очереди называют по одной картинке, четко произнося звук

Закрой картинку

Цели. Автоматизация произношения звука [р] в словах (разные позиции). Определение места звука [р] в словах.

Оборудование. Игровое поле с нарисованными на нем предметными картинками, содержащими в названиях звук [р], пластиковые или картонные фишки красного, желтого и зе­леного цветов.

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раскладывает на столе игровое поле с изображения­ми рака, рыбы, розы, барабана, пирамидки, арбуза, топора, забора, помидора, коровы, радуги, светофора, куртки, пер­сика, свитера, ставит контейнер с фишками и предлагает детям по очереди брать фишки, называть и закрывать по одной картинке.

Картинку можно закрыть, только произнеся звук [р] пра­вильно. Кроме того, нужно правильно выбрать цвет фишки. Если звук [р] находится в начале слова, картинку следует закрывать красной фишкой, если в середине слова — жел­той, если в конце — зеленой. Игрока, начинающего игру, можно определить с помощью любой считалки. Дети по оче­реди называют по одной картинке и закрывают их фишками.

 

Украшаем шапки

Цели. Автоматизация звука [ш] в предложении.

Оборудование. Плоскостные изображения вязаных шапо­чек по числу детей, контейнер с предметными картинками, содержащими в названиях звук [ш] (разные позиции).

Описание игры. Педагог и дети сидят за общим столом. Педагог раздает детям плоскостные изображения шапок, ста­вит на стол контейнер с предметными картинками (шишка, лошадка, хлопушка, кукушка, вишенки, груша, ромашка, по­гремушка, солнышко, мишка, машинка, Чебурашка, неваляш­ка, гармошка, шахматы). Объясняет детям, что они будут ук­рашать шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить ее на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапке лошадка» и т. п.

Дети по очереди выбирают картинки, накладывают их на плоскостные изображения шапок, составляют предложения, правильно произнося при этом звук [ш].

Если ко всем вышеперечисленным настольно-печатным играм подо­брать дополнительные комплекты картинок, то они станут многоцелевы­ми. Например, в игре «Буратино и Мальвина» можно поупражнять детей в дифференциации звуков [л] — [л'] (клей, линейка, закладка, обложка, мел, пенал, альбом, фломастер), в делении слов на слоги (бук-варь, днев-ник, порт-фель, пе-нал, ка-ран-даш, ре-зин-ка, фло-мас-тер, об-лож-ка), в различении школьных принадлежностей и игрушек (кукла, машинка, трансформер, конструктор, букварь, тетрадь, пенал, ранец). В игре «Украшаем шапки» можно поработать над дифференциацией зву­ков [с] — [ш] в предложении, подобрав картинки со звуком [с] (слон, сова, собачка, снеговик, лиса, киска, самолет, листок). Можно исполь­зовать плоскостные изображения шапок и для упражнений в определении места звука в слове. Для этого перед детьми нужно положить красную, желтую и зеленую шапки и объяснить, что на красную шапку нужно класть картинку с нужным звуком в начале слова, на желтую — с этим же звуком в середине слова, на зеленую — в конце слова. Варианты игр многочисленны и разнообразны. Желаем вам творческих успехов!

 

 

Наталия Валентиновна Нищева

Играйка 9. Различайка

Главный редактор С. Д. Ермолаев Редактор Ю. В. Маркова Корректор А. В. Соколова Дизайнер С. А. Козубченко Верстка А. Л. Сергеенок

 

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО „ДЕТСТВО-ПРЕСС"», 197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58, 294-70-52 E-mail: detstbopress@mail.ru www.detstvo-press.ru

 

Представительство в Москве: МОО «Разум», 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (495) 976-65-33

 

Служба «Книга — почтой»: ООО «Фоликом», 199053 Санкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д. 13. Тел.: (812) 323-70-04. E-mail: folipost@yandex.ru

 

Подписано в печать 11.03.2009. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ.л. 1,5. Тираж 2000 экз. Заказ №223.

 

Отпечатано в ООО «Профпринт», 194362 Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Ломоносова, д. 113. Тел.: (812) 513-85-44 www.profprint.net



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: