РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

.

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ«БЖД НА ПРОИЗВОДСТВЕ»

 

Выполнил: студент заочного отделении

Группа № шифр

Проверил ст. преподаватель

Алибекова И.В.

 

Орел-2011

 

УДК 331.4.658.382.

Рецензенты:

д.т.н., профессор кафедры Сервис и ремонт машин ФГОУ ВПО "Государственный университет - учебно-научно-производственный

комплекс" Ю.Н. Баранов к.т.н., доцент Ю.Г. Шестаков

 

Методические указания по изучению дисциплины «БЖД на производстве» / сост. И. Хуснутдинов - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2011. -32с.

При составлении методических указаний были учтены требования стандартов на обучение, использованы методы и подходы к составлению методических указаний Всесоюзного сельскохозяйственного института заочного образования. Методические указания предназначены для студентов Орёл ГАУ.

Пособие рассмотрено и рекомендовано к использованию на заседании Методического совета ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ (протокол № 4 от 8 декабря 2011г.

 

УДК 331.4.658.382

© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2011 © Оформление «Издательство Орел ГАУ», 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Общие методические рекомендации по изучению………...4

1.1Цели и задачи...................................................... …………………4

1.2Список рекомендуемой литературы.................. …………………5

Раздел 2. Методические указания по изучению... …………………6

Введение................................................................... …………………6

2.1Теоретические основы......................................... …………………6

2.2Правовые и организационные основы дисциплины………………....7

2.3Основы гигиены труда........................................ ……………….…9

2.4Основы травмобезопасности............................ ……………….…10

2.5Оценка обеспеченности работников СИЗ. Комплексная оценка
фактического состояния условий труда на рабочих местах …………..13

2.6Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний. ………………….14

2.7Доврачебная помощь пострадавшим............... ………………….15

Раздел 3. Задание..................................................... ………………….16

3.1Перечень вопросов для рефератов и контрольных работ …………..19

3.2Рекомендации по выполнению реферата, контрольной работы……31

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ИЗУЧЕНИЮ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Дисциплина «БЖД на производстве» ставит своей целью обучение необходимым теоретическим знаниям, практическим навыкам по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Дисциплина, как система нормативно правовых, социально экономических, технических, санитарно-гигиенических, организационных и других мероприятий направлена на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

В результате изучения дисциплины студент должен быть компетентен:

> в вопросах организации безопасных условий труда, обязанностях должностных лиц и их ответственности за создание здоровых и безопасных условий труда,

> в методах анализа травматизма и заболеваемости,

> в вопросах аттестации рабочих мест по условиям труда,

> в способах предупреждения проявления опасных и вредных
производственных факторов,

> в методах и средствах коллективной, индивидуальной защиты,
обеспечивающих безопасные условия труда,

> в основных требованиях безопасности при организации
технологических процессов — создания, хранения, консервации,
расконсервации, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте,
утилизации,

> в причинах пожаров, профилактике и способах их тушения.
Задача данных методических указаний состоит в том, чтобы оказать

помощь студентам, в самостоятельном изучении дисциплины «БЖД на производстве»

Руководствуясь настоящими методическими указаниями, студент приступает к последовательному и глубокому усвоению материала, изложенного в рекомендуемой литературе. При этом он конспектирует основные положения для лучшей проработки их и записывает возникающие неясные вопросы с целью уточнения на консультациях у преподавателя или руководящих работников и специалистов в области «БЖД на производстве» Одновременно знакомится с организацией и планированием работы по «БЖД на производстве» непосредственно на предприятии при прохождении практик.

После изучения каждой темы, студенту рекомендуется устно ответить на вопросы для самостоятельной проверки знаний, приведенные в соответствующем разделе настоящих методических указаний, при необходимости использовать конспект или повторно прочесть

 

 

соответствующую литературу. Когда весь учебный материал дисциплины будет в основном усвоен, тогда студент пишет реферат (выполняет контрольную работу), которую направляет на кафедру и приступает к выполнению лабораторно-практических работ.

После выполнения всех лабораторно-практических работ, студент завершает изучение дисциплины сдачей экзамена (зачета), на котором предъявляет зачтенные реферат или контрольную работу и выполненные лабораторно-практические работы.

При изучении дисциплины нужно руководствоваться данными таблицы 1, где указанны гиперссылки на файлы ВУВ-диска «Учебники и методические указания по изучаемым дисциплинам».

Таблица 1 - Порядок изучения дисциплины и рекомендуемая литература

 

№ п/п Наименование темы Литература
  Введение X:/uimu/btvapk/ptapkot.pdf
  2.1 Теоретические основы X:/uimu/btvapk/ptapkot.pdf
  2.2 Правовые и организационные основы дисциплины X:/uimu/btvapk/ptapkot.pdf
  2.3 Основы гигиены труда X:/uimu/btvapk/ptapkot.pdf
  2.4 Основы травмобезопасности X:/uimu/btvapk/ptapkot.pdf
  2.5 Оценка обеспеченности работников СИЗ. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах. X:/uimu/btvapk/ptapkot.pdf
  2.6 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. X:/uimu/btvapk/ptapkot.pdf
  2.7 Доврачебная помощь пострадавшим X:/uimu/btvapk/algoritm_ras slNS/okaz_dovrach. pdf

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. DVD-диск «Учебники и методические указания по изучаемым
дисциплинам» Ю.Г. Шестаков, С.А. Родимцев, А.Ф. Визиренко, В.Т.
Низамов, Е.В. Яковлева, К.С. Лактионов, И. Хуснутдинов, Е.В. Полехина,
О.В. Тимохин, Е.И. Гаврикова, Т. А. Шендакова Электронный вариант
(Файлов: 624; папок: 75; 4.21 ГБ (4 521 848 832 байт)

2. Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность
жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. — М.: КолосС,
2005. — 512 с.: ил. — (Учебники и учебн. пособия для студентов высших
учебных заведений).

 

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

Введение

Методические советы. При рассмотрении системы «БЖД на производстве» необходимо обратить внимание на социально-экономическое значение, его цели и задачи. Необходимо знать основные термины и определения, используемые в нормативных правовых актах.

Особое внимание необходимо уделить изучению постановлений правительства по созданию безопасных и здоровых условий труда, а также роли государственных органов в решении вопросов безопасности труда.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы задачи БЖД на производстве в свете решений правительства
России?

2. Каковы задачи государственных органов в улучшении БЖД на
производстве?

3. Каково социально-экономическое значение БЖД на производстве?

4. Перечислите основные термины и определения нормативных
правовых актов

5.В чём отличие техники безопасности и охраны труда?

6.Какое министерство ответственно за сохранение работоспособности
населения?

7. Как Вы представляете себя в роли специалиста по БЖД на
производстве?

Теоретические основы

Методические советы. При изучении теоретических основ «БЖД на производстве» студенту необходимо понять систему Охрана труда. Изучить систему «человек-машина-производственная среда» и ее основные характеристики. Особенно следует обратить внимание на эргономические и психофизиологические основы безопасности труда, а также на пути создания безопасных, оптимальных и допустимых условий труда.

Рассматривая эту тему, важно усвоить взаимоотношения системы «человек-машина-производственная среда», особенности условий труда при выполнении различных видов работ, закономерности нормирования и принципы устранения опасных ситуаций и воздействий неблагоприятных условий труда в процессе производства. Необходимо изучить классификацию опасных и вредных факторов и принципы их нормирования. Источники травмирования и причины профессиональных заболеваний в сельскохозяйственном производстве.

Изучить методы исследования условий и оценки безопасности труда, показатели травматизма, основные положении по управлению охраной труда, основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма и

 

профессиональных заболеваний, социально-экономические, политические аспекты охраны труда.

Вопросы для самопроверки

1. Какова классификация опасных и вредных производственных
факторов?

2. Каковы физические, химические и биологические факторы и их
нормирование?

3. Охарактеризуйте систему «человек-машина-производственная
среда» и ее роль в травматизме.

4. Каковы особенности условий труда при выполнении
механизированных работ?

5. Каковы принципы устранения опасных ситуаций и воздействий
неблагоприятных условий труда при комплексной механизации и
автоматизации производства?

6 Психофизиологические возможности человека и их влияние на производительность, и безопасность труда.

7. Какие показатели травматизма Вы знаете?

8. Принципы управления безопасностью труда? Основы
прогнозирования и профилактики производственного травматизма.

2.2 правовые и организационные основы дисциплины

Методические советы. Изучая правовые вопросы «БЖД на производстве», необходимо ознакомиться с законодательством и системой нормативных актов. Основными документами, в которых излагаются вопросы «БЖД на производстве», являются источники, записанные на DVD-диске «Учебники и методические указания по изучаемым дисциплинам». Необходимо изучить систему нормативных правовых документов, стандартов безопасности труда как основу улучшения условий труда и безопасности труда, отраслевые стандарты и соответствующие им нормативные документы (нормы, правила, инструкции). Рассматривая эту тему, необходимо изучить вопросы: 1) охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью, 2) рабочее время и время отдыха, 3) систему социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Необходимо знать, как осуществляется государственный и общественный контроль за БЖД на производстве, кто несет ответственность за нарушение требований безопасности и охраны труда.

Изучая организацию работы «БЖД на производстве», необходимо ознакомиться с организацией службы охраны труда на предприятиях, а также ознакомиться с обязанностями лиц, ответственных за охрану труда на предприятиях.

Рассматривая эту тему, важно усвоить вопросы организации работ по предупреждению травматизма и заболеваемости (планирование и

 

 

финансирование мероприятий, коллективный договор и соглашение по социальным вопросам, обучение работающих безопасным приемам работы, виды и приемы обучения).

При изучении организации работы по «БЖД на производстве» необходимо обратить внимание: на обучение и пропаганду безопасности труда, методику разработки инструкций, аттестацию рабочих мест по условиям труда, сертификацию работ по охране труда и производственного оборудования, повышение квалификации работников предприятий, проведению инструктажей согласно приложения к постановлению Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», ГОСТ 12.0.004-90, расследованию и учету несчастных случаев, а также на особенности организации работы по охране труда в различных условиях хозяйственной деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Изложите кратко вопросы БЖД на производстве, которые
освещаются в Конституции, Трудовом кодексе, в гражданских и уголовных
кодексах.

2. Дайте характеристику системе нормативных документов по
безопасности труда.

3. Какие Вы знаете отраслевые нормативные документы (нормы,
правила, инструкции)?

4. Какой режим рабочего времени в сельскохозяйственных
предприятиях и какие нормативные документы его регулируют?

5.Каковы льготы работающим женщинам и подросткам?

6.Кто осуществляет государственный надзор за работой по охране
труда?

7. Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная
ответственность за нарушение требований охраны труда.

8. Как должна быть организована служба охраны труда на
предприятиях сельского хозяйства?.

9. Каковы обязанности лиц, ответственных за БЖД на производстве?

10. Как должна быть организована работа по предупреждению
травматизма и заболеваемости?

11.Как осуществляется планирование и финансирование мероприятий
по БЖД на производстве?

12.Когда составляется коллективный договор и соглашение по охране
труда?

13.Какие Вы знаете методы обучения безопасным приемам работы?

14.Какие применяются методы для изучения причин травматизма?

15.Какие Вы знаете виды инструктажей?

16.Как проводится обучение лиц, поступающих на работу?

 

17.Какие особенности организации работы по БЖД на производстве в
условиях индивидуальной трудовой деятельности?

18.Для чего проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда,
сертификацию работ по охране труда и производственного оборудования?

19.Какие процедуры предусматривает проведение аттестации рабочих
мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и
производственного оборудования?

Основы гигиены труда

Методические советы. При рассмотрении данной темы необходимо ознакомиться с документами — Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» Раздел III и «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Руководство Р 2.2.2006-05.

При изучении данного руководства необходимо усвоить показатели микроклимата, действие микроклимата на организм человека, ознакомиться с типовыми расчетами отопления производственных и бытовых помещений. Необходимо также усвоить, что все производственные факторы, проявляющиеся в виде пыли, газов, влажности, вибрации, шума, недостаточного освещения, несоответствие температур, электромагнитных излучений, и т.д. подлежат санитарно-гигиеническому контролю и при превышении предельно-допустимых норм (концентрации, уровня) могут оказаться опасными для здоровья человека.

Изучение вопросов освещения студент должен начинать с основных светотехнических понятий. Следует ознакомиться с источниками искусственного и естественного освещения производственных помещений, методами расчета, контроля и ухода.

Рассматривая вопросы производственного шума, вибрации студент должен уяснить, на какие классы подразделяют шум в зависимости от частоты звука и какие различают виды вибрации применительно к организму человека. Студент должен знать принципы нормирования шума и ознакомиться с методами защиты от шума, ультразвука, инфразвука и мерами снижения вибрации машин и оборудования. В этой теме также необходимо изучить защиту от электромагнитных ионизирующих и радиоактивных излучений, основные санитарно-гигиенические требования к генеральным планам предприятий и средства индивидуальной защиты от опасностей и на производстве.

Изучая вопросы ядовитых веществ и средств химизации студенту необходимо уяснить пути проникновения и действия их на организм человека, меры безопасности при их применении, основные положения по безопасности при дезинфекции и дезинсекции, требования к хранению,

 

 

транспортировке, отпуску и уничтожению остатков, меры безопасности при обезвреживании тары, машин, оборудования и помещений.

При рассмотрении этой темы необходимо изучить классификацию средств коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов.

Изучить санитарно-гигиенические требования к генеральным планам производственным и бытовым помещениям.

Вопросы для самопроверки

1.Какие Вы знаете показатели микроклимата?

2.Какие виды отопительных систем Вы знаете?

3. Как осуществляется защита от производственной пыли и
производственных ядов?

4.Как производится нормализация микроклимата в производственных
помещениях?

5.Что такое воздухообмен?

6.Как осуществляется кондиционирование воздуха?

7.Как производится контроль санитарно-гигиенических параметров
воздушной среды производственных помещений и рабочих мест?

8.Какие имеются виды освещения?

9.Как производится расчет искусственного освещения?

10. Какие существуют методы защиты от шума?

11. Как осуществляются меры снижения вибрации машин и
оборудования?

12.В чем состоит защита от электромагнитных и радиоактивных
излучений?

13.Каковы основные санитарно-гигиенические требования к рабочим
местам (зонам)?

14.Действие ядовитых веществ на организм человека.

15.Требования к хранению, транспортировке, отпуску и уничтожению
остатков ядовитых веществ.

16.Какие необходимо применять средства индивидуальной защиты от
опасных и вредных факторов на производстве?

17. Требования безопасности к территории предприятия и
производственным помещениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: