Античная этика(софисты и Сократ, Платон) .




Предмет и структура этического знания.

Этика- как наука зародилась в древней Греции и возникла она из недр философии. Самым главным вопросом этики является человек, его взаимоотношения с другими людьми.

Функции этики: Образовательные, познавательные, воспитательные, регулирующие, оценочная, планирующая.

Категории этики: Добро и зло, долг, справедливость, ненасилие, красота, истина, счастье, здоровье и т.д.

Этика -Это практическая философия так ее назвал Аристотель. Это наука как правильно поступать, это наука о морали и нравственности. Мораль - это теоретическая часть этики. Мораль учит каким нужно быть человеком. Нравственность - это практическая часть этики. Область реальных поступков и поведения человека.

Моральное сознание состоит- из простейших правил поведения это такие нормы как не убей и т.д. Сложные нормы поведения гуманизм, патриотизм.

Идеалы - это главные ориентиры в жизни, то к чему нужно стремиться.

Общественно моральное создание воплощается в формах: 1) Научная форма(учебники, монография). 2) На уровне индивида (это обыденное сознание).

Структура этики: 1)Общая этика. 2) История этики. 3)Профессиональная этика.

Виды профессиональной этики: Инженерная, медицинская, дипломатическая, торговая, педагогическая.

Этическая мысль древней индии(Буддизм).

Индуизм изначальное признание в основе мира идеального начала, все материальное это иллюзия Майя. Цель человека приблизиться к абсолюту.

Основатель Буддизма принц Сиддхартха Гаутама.

4 благородных истины: 1) Жизнь есть страдание. 2) Страдание простикает от наших желаний. 3) Есть способ прекращения этих страданий. 4)Есть путь прекращения этих страданий.

Этот путь в Буддизме называется срединным или восьмеричным. Истинное воззрение, истинные поступки, истинный образ жизни. Истинное намерение, истинная речь, истинные усилия и т.д.. Жизнь это постоянное перерождение (колесо сансары). Буддизм- это религия компромисса, в ней нет неверных. Ее еще называют религией без бога, потому что в ней нет творца. Создатель этой религии всего лишь человек.

Этические воззрения древнего Китая(Этика Конфуция, даосизма, конфуцианство, легизма и др.).

В Китае существовало множество школ и направлений которые рассматривали этические нормы с точки зрения пользы. Одним из основных направлений в Китае был даосизм, который проповедовал принцип недеяния отворот от цивилизации. Даусы искренно считали что мораль появляется с отклонением человека от истинного пути. Китайский философ Конфуций создал систему ритуалов в основе которого лежали регулятивные нормы, а основанием этих норм служил признак счастья. Человек не может отгородится от общества, от общения с людьми. Цель жизни это гармоничное отношение с другим человеком.

Три категории в основе учения Конфуция:

1)” Жень”- человека любие. Только такой человек обладающий качеством “жень” может любить человека и может его ненавидеть. 2) Практическое воплощение категории “жень” воплощается “Ли”- ритуале. Конфуций говорил сдерживай себя соответствуй во всем Конфуцием была разработана строгая система ритуалов которая считалась универсальной, подходила для всех случаем в жизни. Эта система просуществовала более 2-х тысяч лет.

В основе “Ли” лежат 2 принципа: 1-“ Сяу”- это принцип ценой почтительности. 2- Принцип исправления имен. Каждый строго знает и соблюдает свое возрастное и социальное положение. Государь должен государем, сановник сановником, отец отцом, сын сыном.

Конфуций считал что новое всегда нужно выводить из старого. Конфуций не был новатором, считал что идеалы нужно искать в прошлом 3- “Вей”- воспитанность.

Идеальный человек по Конфуцию относится ко всем равно одинокого заимствует от окружающих только хорошее, сближается только с лучшими, судит только себя.

Античная этика(софисты и Сократ, Платон).

В ранних трудах античных ученых этика была неразрывно связана с философией. Эти труды отдавали большее предпочтение проблемам устройства мира, космичности человека, его места в этом космосе. Затем, когда многие греческие города стали самостоятельными полисами, в которых утвердилось демократическое устройство, ученые стали уделять внимание морально-этическим проблемам поведения человека в обществе и постепенно античная этика стала определяться в самостоятельную науку. Произошло это приблизительно в 4 в. до н. э.

Основоположниками этических учений стали софисты. Это были учителя философии, которые провозглашали человека мерилом добра и зла. Ярким представителем софистов стал Протагор.

С критикой софистов выступил Сократ, который считал, что моральные законы существуют, и долг человека соотнести с ними свою систему ценностей. Сократ считал, что мораль напрямую связана со знанием, он стал родоначальником этического рационализма.

Платон основал системное этическое учение, опираясь на постулат, что душа человека пребывает до вселения в физическое тело в идеальном мире с высокими ценностями. Каждый человек рождается с душой, наделенной 3-мя свойствами – волей, чувствами и разумом, причем одно свойство, всегда бывает преобладающим. И если человек будет заниматься делом, соотносящимся с преобладающим свойством души, то он будет счастлив, а общество в целом идеально.

Впервые термин «этика» вводит Аристотель. В противовес Платону, он считал, что морально-этические качества человека формируются не в потустороннем мире, а под действием реальной общественной жизни. Достичь счастья можно, постигнув основные принципы этики. Этика по Аристотелю – это опыт общественной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: