Основные принципы работы психолога.




Тема 7. Основные принципы и задачи работы психолога

План

1.Основные принципы работы психолога.

2.Основные направления профессиональной деятельности практического психолога.

3.Правовой статус психолога.

 

Основные принципы работы психолога.

Восхождение к вершинам профессии пролегает через создание собственной системы труда. В рамках этой системы достаточно простора, чтобы проявиться на высшем исследовательско-инновационном уровне профессионализма. Именно здесь раскрывается профессиональное творчество через самобытное оригинальное мышление и оптимальный стиль самореализации в профессиональной деятельности, повседневных отношениях, личностном развитии и в совокупном результате труда.

(От чего зависит качественное и быстрое восхождение к вершинам профессии? Что вы понимаете под профессиональным творчеством?)

Характер системы труда практического психолога детерминирован многими требованиями. Ведущим является профессиональная деятельность. Сферу этой деятельности можно очертить в соответствии с перечисляемыми ниже принципами. Рассмотрим основные принципы.

1. Принцип профессиональной компетентности.

Чёткое понимание сущности данного социально-психологического явления или процесса, чёткое представление о своих правах и обязанностях, возможностях и ограничениях, совершенное владение инструментарием, приёмами, технологиями реализации своих обязанностей. Проявление сотрудничества с заказчиком, профессиональное общение и взаимодействие с клиентом, научно обоснованная деятельность для достижения желаемого результата.

 

2. Принцип ненанесения ущерба испытуемому.

Ни процесс, ни результат деятельности не должны нанести вреда здоровью, интересам. Социальному положению человека. Но способствовали проявлению его потенциальных возможностей в труде и жизни. Необходимо проявление взаимоуважения психолога и клиента, соблюдение безопасности для него применения технологии, конкретных методик, приёмов.

3. Принцип беспристрастности.

Требует не допускать предвзятого отношения к человеку, исключать выводы, противоречащие научным данным, выбирать инструментарий и технологии, адекватные целям, особенностям человека и реальным возможностям психолога. Подготавливать обоснованные и взвешенные сведения, передаваемые заказчику.

(Как вы это понимаете?)

4. Принци конфиденциальности.

Любой материал нельзя сознательно или случайно распространять. Чтобы избежать компрометации клиента, руководителя или самого психолога. Строго учитывать полученную информацию, вплоть до применения системы её кодирования, ограниченный доступ другим людям, корректное использование любых сведений.

5. Принцип позитивно ориентованной активности.

Предполагает целенаправленное участие практического психолога во всех сторонах жизни и деятельности клиента. Не упускать блокаторы эффективной деятельности, творческого потенциала человека, отклонения от психических и социальных норм.

В сфере деятельности практического психолога между ним и другими субъектами (заказчик, клиент) и объектами (психологическая проблема, условия, факторы, средства и т.п.) складываются вполне определённые взаимосвязи и отношения.

Деятельность практического психолога может быть представлена в виде цикла:

1.Получение заказа, изучение субъекта труда, определение цели, принятие решения о выполнении профессиональной деятельности.

2.Все рассматриваемые условия и вопросы следует оформить договором, трудовым соглашением, планом или другим актом.

3.Выработать технологию своей практической деятельности для получения ожидаемых результатов.

4.Полученные результаты передать заказчику. Заключения должны содержать обоснованные рекомендации.

2. Основные направления профессиональной деятельности практического психолога.

К основным направлениям профессиональной деятельности практического психолога относятся:

1. Организационно-методическая работа.

Планирование своего труда, подготовительная и непосредственная деятельность, обучение должностных лиц использованию психологии, психологическое консультирование и просвещение клиентов.

2. Исследовательско-аналитическая работа.

Разработка подходов к изучению социально-психологических явлений, анализ полученной информации, поиск закономерностей в изучаемых социально-психологических явлениях. Центральное место занимает психодиагностическая работа по выявлению психологических характеристик клиентов.

3. Психотерапевтическое воздействие.

Целенаправленное изменение необходимых свойств и качеств объекта в интересах выполняемого заказа. Оно заключается в воздействиях на суждения, эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы клиента. Здесь выделяют:

а) психопрофилактику (деятельность по предотвращению нежелательных проявлений в психике клиента);

б) психокоррекцию (целенаправленное воздействие с целью изменения, укрепления, формирования необходимых психологических качеств и состояний);

в) психологическая реабилитация – это система мероприятий, направленная на восстановление, иногда на компенсацию нарушенных психических функций или состояний;

г) психогигиена – работа психолога по созданию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходимых психических функций и состояний клиента.

4. Психологическое консультирование.

Это работа психолога, носящая рекомендательный характер, базирующийся на совместном с клиентом выявлении причин и недостатков конкретных состояний.

5. Психологическое просвещение.

Реализуется в контексте повседневной жизнедеятельности, направлено на повышение психологической культуры клиента.

Данные направления взаимосвязаны и в совокупности составляют профессиональную компетентность психолога.

(От чего зависит профессиональная компетентность психолога?)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: