Энергетическая безопасность




 

Что такое энергетическая безопасность? За основу анализа можно взять определение, данное Мировым энергетически советом - это "уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях" [Энергетическая политика России на рубеже веков. В 2-х т. М.: "Папирус ПРО". 2001. Т. 2. Приоритеты энергетической политики: от энергетической безопасности - к энергетической дипломатии. 2001. С. 23, 90]. Добавим - по экономически приемлемым ценам.

В последнее время произошел значительный пересмотр подходов к обеспечению энергетической безопасности. После окончания "холодной войны" уменьшилась политизированность мирового энергорынка, исчез избыточный спрос на энергоносители. Укрепляются тенденции либерализации рынков энергосырья, которые становятся "рынками покупателя", то есть предложение несколько превышает спрос. Поэтому в значительной степени изменилась энергополитика стран-производителей и потребителей энергоносителей.

В результате меняется само понятие "энергетической безопасности" в мире. В частности, наблюдается переход стран-импортеров энергоресурсов от политики всесторонней защиты национальной экономики от возможных перебоев в поставках энергоносителей к формированию каждым из государств или их союзов комбинированных гарантий получения зарубежных источников энергии в обмен на предоставление экспортерам доступа на свои рынки.

Для стран-экспортеров энергоносителей, включая РФ, энергетическая безопасность, как правило, предполагает обеспечение устойчивого функционирования ТЭК и снабжение его продукцией национального хозяйства, достижение стабильности экспортных поставок (но не в ущерб потребностям своей экономики в энергоносителях), а также создание условий для успешной конкуренции собственных энергетических компаний на внешних рынках.

Согласно тексту документа "Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года", в нашей стране под энергетической безопасностью понимается "состояние защищенности страны от внутренних и внешних угроз, связанных с функционированием энергетического сектора".

Указанное состояние защищенности соответствует в повседневных (нормальных) условиях обеспечению в полном объеме потребностей в топливно-энергетических ресурсах требуемого качества и по экономически приемлемым ценам, а при чрезвычайных ситуациях - гарантированному обеспечению минимально необходимых потребностей. Для России, как крупного экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность включает также условия недискриминационного доступа на внешние энергетические рынки.

Таким образом, энергетическая безопасность РФ определяет такое состояние общества, которое позволяет при наличии угроз внешнего и внутреннего характера, действий дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать на основе эффективного использования топливно-энергетического потенциала необходимый уровень национальной безопасности страны, устраняя и компенсируя их негативное влияние. Обеспечение энергетической безопасности России является необходимым условием поддержания требуемого уровня национальной и экономической безопасности на основе использования топливно-энергетического потенциала страны.

На состояние энергетической безопасности оказывают влияние три главных фактора:

- способность ТЭК обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества;

- способность потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

- устойчивость энергетического сектора к внешним экономическим, политическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением этих факторов (неблагоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом, стихийными бедствиями и крупными авариями, внешними военными, политическими и экономическими акциями).

Актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности обуславливается динамичностью и остротой происходящих в России и в ее регионах экономических, социально-политических изменений. Это подтверждается:

- настойчивыми усилиями по ускорению реструктуризации РАО ЕЭС;

- напряженностью топливо-энергетического баланса большинства субъектов Федерации, которые являются энергодефицитными;

- старением и нарастанием физического и морального износа оборудования, ограничением объемов реконструкции и развития основных фондов ТЭК из-за отсутствия финансовых средств;

- утратой проектных и строительных заделов;

- недостатком инвестиционных и оборотных средств предприятий ТЭК;

- наличием ведомственных противоречий и неопределенностью отношений между различными поставщиками энергоресурсов;

- суровыми природно-климатическими условиями большей части субъектов РФ.

Актуальность проблемы энергетической безопасности подтверждается результатами расчетов для экономических регионов и субъектов Федерации, проведенных в Уральском отделении Российской Академии наук. Из 77 субъектов на начало 1999 г. 69 находились в кризисном состоянии (90 %), причем в 16 из них (21 %) наблюдалась кризисная чрезвычайная ситуация. Еще 12 субъектов находились в кризисном критическом состоянии [Татаркин А.И., Куклин А.А., Мызин А.Л., Калина А.В. Энергетическая безопасность регионов России в 1998 году/ Сб. «Энергетика: экология, надежность, безопасность. Мат-лы докл. V Всерос. н.-т. конф., Томск, 1999. – с.120-121.].

Для большинства субъектов Федерации (~ 80% основная доля потребностей в топливе и электроэнергии покрывается за счет поставок извне. При этом добываемые на территории ряда областей энергоресурсы почти целиком поставляются внешним потребителям. Это не представляло бы опасности для жизнедеятельности населения и хозяйственного комплекса области, если бы средства за поставляемые ресурсы поступали бы своевременно и в полном объеме.

В ближайшие годы главными проблемами обеспечения потребителей топливно-энергетическими ресурсами будут:

- нарастание необходимых объемов реконструкции и технического перевооружения электростанций, электрических и главным образом тепловых сетей и других объектов энергетики;

- отсутствие необходимых инвестиционных ресурсов и поиск финансовых возможностей для развития электростанций, электрических и тепловых сетей, объектов транспорта;

- обеспечение платежеспособности потребителей энергоресурсов, включая население и сокращение дотационности;

- обеспечение энергосбережения и повышение эффективности использования энергетических ресурсов на полном их жизненном цикле от проектирования до утилизации;

- сокращение объема сбыта электрической и тепловой энергии и необходимость оптимального управления спросом на электроэнергию и тепло.

Главной целью обеспечения энергетической безопасности субъекта РФ является достижение состояния защищенности граждан, общества и государства от обусловленных внутренними и внешними факторами угроз дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в нормальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Для создания системы обеспечения энергетической безопасности необходимо выполнение следующих мер:

1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз.

Индикаторы могут быть как количественными, так и качественными, отражающими мнение экспертов. По каждому показателю необходимо разработать границы «нормального» изменения показателя, в рамках которых считается, что угрозы энергетической безопасности нет.

2. Для идентификации уже существующих угроз энергетической безопасности требуется проведение мониторинга показателей. В результате мониторинга энергетической безопасности должно обеспечиваться непрерывное (или периодическое) наблюдение за всей совокупностью процессов и состояний топливно-энергетического комплекса с позиций энергетической безопасности.

Объектами мониторинга являются:

- электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети и другие объекты энергетики, главной хозяйственной функцией которых является снабжение потребителей энергией и топливом;

- территориально-хозяйственные объекты, обеспечивающие надежность, живучесть, резервируемость и взаимозаменяемость в обеспечении населения, территории, и хозяйственные комплексы топливом и энергией;

- системы управления регионом, муниципальными образованиями и производственными комплексами;

- природно-климатические объекты, изменение состояния которых может вызывать крупномасштабные негативные последствия для топливо и энергообеспечения;

- система управления персоналов важнейших энергетических объектов и производств.

Если мониторинг показывает, что показатели не выходят за допустимые границы значений, угроза не фиксируется. Если фиксируется выход некоторого показателя за установленные границы, проводится анализ с целью локализации отклонения, выявления остроты угрозы энергетической безопасности, характера и особенностей их проявления, а также для выявления причин отклонений.

3. Для идентификации потенциальных угроз (рисков), проводится периодический анализ ситуации экспертами. Группа экспертов проводит оценку (диагностику) существующего и ожидаемого уровня энергетической безопасности. Сопоставляется перечень возможных угроз с текущим положением дел. При прогнозировании определенной угрозы фиксируется проблемная ситуация.

4. Для выявленных экспертами проблемных ситуаций определяются наилучшие пути их устранения (комплексы мероприятий).

Для каждой из проблемных ситуаций может быть заранее сформирован комплекс мер по нейтрализации угроз (в виде административных и экономических решений). Предлагаемые меры могут быть двух типов: устраняющие ситуацию и компенсирующие. Компенсирующие меры применяются в случае, когда невозможно устранить кризисную ситуацию. Они позволяют, не устраняя проблемы, улучшить значение показателей.

Могут быть разработаны альтернативные варианты мер. В этом случае должны быть разработаны критерии выбора лучших альтернатив (например, время устранения проблемной ситуации, уменьшение потерь, затраты на устранение). Необходимо определить, как сочетаются комплексы мер по устранению каждой из выявленных проблемных ситуаций и выбрать оптимальное сочетание мероприятий.

5. Формируются планы по реализации комплекса мероприятий (с указанием затрат, их источника, сроков, исполнителей) и осуществляется их реализация. В ходе выполнения мероприятий по преодолению или нейтрализации угроз проводится контроль их выполнения и анализ эффективности.

Для реализации описанной технологии необходимо создать систему управления обеспечения энергетической безопасности (СУЭБ) субъекта РФ. Для работы по данной технологии необходимо провести подготовку кадров, участвующих в обеспечении энергетической безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: