ВЕРБАЛЬНАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИКИ




(Все ответы испытуемого записываются в специальном регистрационном листе)

 

Субтест № 1 «ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ»

Инструкция: начинайте исследование с 5 вопроса для всех испытуемых. Если с вопросами 5 и 6 (обоими!) испытуемый не справляется, предъявите с 1 по 4 вопрос и продолжайте исследование с вопроса 7.

Если ответ неполный или неясный, и экспериментатор затрудняется понять и оценить ответ или разобрать слова, то испытуемого просят уточнить ответ (или повторить).

Можно прекратить исследование после пяти неудач испытуемого подряд (когда на пять вопросов подряд ответы испытуемого оцениваются нулем), но лучше проверить больше вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ, плюс “кредит”, т.е. оценка 4 балла для тех испытуемых, у которых вопросы с 1 по 4 не проверялись. При двух вариантах вопроса в нашей модификации засчитывается только один правильный ответ.

Максимальная оценка – 29.

Вопросы и сущность приемлемых ответов на вопросы приводятся ниже. Три точки (здесь и в следующих субтестах) разделяют варианты приемлемых ответов.

Вопросы к субтесту «Общая осведомлённость» Приемлемые ответы
1. Какого цвета российский флаг? белый, синий, красный
2. Какой формы мяч? круглый, (шар)
3. Сколько месяцев в году?  
4. Что такое термометр (градусник)? прибор для измерения температуры
5. Сколько дней в году?  
6. При какой температуре кипит вода? 1000 С
7. Назовите столицу Италии Рим
8. Назовите фамилии 4-х глав нашей страны (любые) после Хрущёва Н.С. любые 4 фамилии
9. Из чего делают резину? из (сока) каучуконосных растений (дерева) … или синтеч. (нефть, спирт)
10. Почему в тёмной одежде теплее (жарче), чем в светлой? поглощает солнечные лучи … (белая) отражает
11. Где находится Египет? (на каком материке, континенте, в какой его части) в (Северной) Африке
12. В каком направлении полетит самолёт из Москвы в Болгарию? (по компасу) юго-западном … южном
13. Кто написал «Гамлет»? Шекспир
14. Каково в настоящее время население России? 150 млн. ± 20
15. Назовите 3 вида кровеносных сосудов в человеческом теле вены, артерии, капилляры (можно: “аорта”)
16. Кто такой Тютчев? поэт (можно: “писатель” и “дипломат”)
17. Почему дрожжи поднимают тесто? брожение … образуются пузырьки газа, которые увеличивают объём
18. Где находится Бразилия? в Южной Америке
19. Что такое Ватикан? центр католической церкви … дом, резиденция папы
20. На какой срок избираются депутаты в Государственную Думу? 4 года
21. Какова основная тема (о чём рассказывает) Евангелие? об Иисусе Христе, его рождении, земной жизни, смерти, воскресении … “благая весть” о жертве Христа и спасении человечества
22. Кто написал «Фауст»? Гёте … Гуно (любой ответ)
23. Что такое фольклор? художественное народное творчество
24. Что такое Коран? магометанское (мусульманское) священное писание … магометанская (мусульманская) Библия (“исламская” вместо “магометанская мусульманская” также приемлемо)
25. Каково расстояние от Москвы до Владивостока? 10.000 км (±2 тыс. км)
26. Кто написал «Илиаду»? Гомер
27. Что такое этнография? наука о народах и народностях
28. С какими государствами Россия граничит на западе? с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, Украиной. Калининградская область граничит также с Литвой и Польшей.
29. Что такое гносеология? наука о законах познания

 

Субтест № 2 «ОБЩАЯ ПОНЯТЛИВОСТЬ»

Инструкция: начинайте с 3 вопроса для всех испытуемых. Если с любым из вопросов 3, 4 или 5 испытуемый не справляется, проверьте 1 и 2 вопросы, прежде чем продолжать исследование дальше.

Иногда испытуемый обнаруживает трудность в запоминании всего вопроса. В таком случае экспериментатор может повторить вопрос, но не может изменить или сократить его. Если есть необходимость (трудно оценить ответ), попросите: "Пожалуйста, объясните подробнее" или "Скажите мне больше об этом". Если испытуемый не даёт ответа после 10 или 15 секунд, экспериментатор должен повторить вопрос. Ответы испытуемого записываются в регистрационном листе полностью.

Можно прекратить исследование после 4-х неудач испытуемого подряд (когда ответы оцениваются 0), но лучше проверить больше.

Оценка: вопросы 1 и 2 оцениваются 2 или 0 баллов за каждый ответ (по 2 балла, если не проверяются). Вопросы 3-14 каждый оценивается 2, 1 или 0, в зависимости от точности, полноты и степени обобщенности ответа. Хорошая вербализация не очень важна (ответ на 2 балла может быть плохо сформулирован). При двух вариантах вопроса засчитывается только один правильный ответ.

 

Вопросы к субтесту «Общая понятливость»

1. Почему мы стираем бельё (одежду)?

2. Для чего у (машины) автомобиля имеется мотор?

3. Что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с написанным на нём адресом и наклеенной маркой?

4. Почему нам надо держаться в стороне от дурной (плохой) компании?

5. Как бы Вы поступили, если бы, сидя в кино или театре, заметили дым или огонь (начинающийся пожар)?

6. Что означает пословица "Куй железо пока горячо"?

7. Почему люди должны платить налоги?

8. Почему законодательство ограничивает рабочий день подростка?

9. Если бы Вы заблудились в лесу днём, что бы Вы сделали, чтобы выбраться из леса?

10. Почему государство не разрешает вступать в брак до 18 лет (ограничивает возраст вступления в брак)?

11. Что означает поговорка: "Пустая бочка гремит пуще"?

11а. "Шумен мелкий ручей" (или "Маленький ручеек больше шумит" – вариант

предыдущего).

12. Почему человек, который родился глухим, обычно не может говорить?

13. Почему земля в городе стоит дороже, чем в сельской местности?

14. Что означает пословица "Одна ласточка лета не делает"?

 

Приемлемые ответы и их оценка

1. Бельё (одежда): 2 балла – идея чистки (грязь..., микробы)

2. Мотор: 2 балла – идея движущей силы

_____________________________________________________________________

3. Письмо:

2 балла – опустить в п/я... отправить по почте... доставить на почту (больше

подходит для жителей села)

1 балл – понимание, что чужое (надо вернуть), но плохо представляет, что с

ним делать: скажу милиционеру... передать в ящик находок... постараюсь найти владельца (по адресу)

0 баллов – нет ни идеи, что чужое, ни что с ним делать

4. Компания:

2 балла – идея дурного влияния: развращение... искушение... самому стать

таким... испортиться, стать похожим на них... люди склонны к искушению... не всегда могут противостоять искушению

1 балл – конкретный негативный результат: подорвать репутацию, попасть в

беду... станешь преступником... вором … (конкретно)

0 баллов – намёк на то, что это плохо, дурно или нежелательно без

объяснения и конкретизации: там нет ничего хорошего... не учат ничему хорошему... она доставляет неприятности... от неё одни неприятности... чтобы не схватили (арестовали) вас... чтобы не попасться.

5. Пожар:

2 балла – уведомить администрацию (работника кинотеатра)

1 балл – разумное активное действие: тушить... пожарный кран …

огнетушитель... вызвать пожарников

0 баллов – действия, которые вызвали бы панику или не предотвратили бы

несчастья: закричу: "Пожар!"... постараюсь улизнуть... сказал бы соседям... оставался бы спокойным... пошёл к ближайшему выходу... пойду за водой

6. Куй железо (Если другая, близкая по смыслу пословица – пусть объяснит её):

2 балла – абстрактное обобщение: возможность – пользуйся...

время – действуй... случай – используй…

1 балл – не совсем адекватное обобщение или конкретный случай: не

откладывай на завтра... если пришла хорошая мысль…

0 баллов – нет понимания, что это пословица: буквальное истолкование,

детализация, туманное объяснение

7. Налоги:

2 балла – помощь, поддержка государству, общественным организациям,

чтобы они могли функционировать

1 балл – конкретным инстанциям (армия, милиция, дороги, школы,

больницы...)

0 баллов – одна конкретная организация или служба, непонимание того, что

налоги нужны для функционирования всей государственной структуры

8. Подросток (законодательство о труде подростка):

2 балла – любые два-три основания из следующих: здоровье, образование,

общее благосостояние, эксплуатация, использование дешёвого труда

1 балл – одно из этих оснований

0 баллов – формальное или смутное представление без объяснений: потому,

что они несовершеннолетние

9. Лес:

2 балла – любое аргументированное объяснение использования

естественных явлений или систематического подхода к задаче: шёл бы в одном направлении, используя ориентиры (солнце, мох, деревья и пр.)... использовал бы часы как компас (подробно объясняет)... нашёл бы ручей или тропинку, чтобы не кружить

1 балл – часть ответа на 2 балла или без объяснений: по солнцу... мху...

пошёл бы по тропинке... шёл бы в направлении солнца... залез бы на высокое дерево и стал бы искать ориентиров... поискал бы ориентиров для координатов…

0 баллов – ненадежное или нелепое использование каких-либо способов,

надежда на помощь других: искал бы тропинку, по которой вошёл в лес... ждал бы лесника... стал бы кричать...

10. Брак:

2 балла – причины физиологические, психологические, социально-экономические: 2 из них (или все 3-4)

1 балл – одна из них

0 баллов – ни одной причины из указанных трёх

11. Пустая бочка:

2 балла – (Если ответ – другая, близкая по смыслу пословица – попросить

объяснить её): абстрактное обобщение: пустые, глупые люди часто говорят много (громко)... стараются выделиться (показать себя)

1 балл – конкретный случай

0 баллов – никакого понимания, что это пословица

11а. Ручей:

2 балла – если нет глубины – много поверхностного... пустые,

поверхностные люди много говорят... люди умные, толковые, не нуждаются в том, чтобы хвастаться

1 балл – люди с комплексами часто много говорят, чтобы прикрыть свои

недостатки... люди, которые много говорят, неглубокие

0 баллов – никакого понимания, что это пословица, буквальное

истолкование

12. Глухой:

2 балла – понимание того, что надо слышать звуки, чтобы научиться

воспроизводить их: человек должен слышать звуки (или речь, слова), чтобы имитировать их... потому что они не слышали и не знают, что такое речь... потому, что научиться можно только слушая...

1 балл – понимание, что речь и слух связаны, но не ясно, как именно:

потому, что он не слышит, что ему говорят

0 баллов – нет понимания: должно быть нервы не в порядке... такими уж

родились... связаны нервами... врач ухо-горло-носа...

13. Земля:

2 балла – действие закона спроса и предложения или упоминание о спросе с

подтекстом об ограниченном предложении: больше людей хотят землю в городе... потому что её меньше, а хотят её больше людей... чем больше используется, тем больше людей заинтересованы... труднее получить в городе (объясняют как большой спрос);

– в землю в городе больше всего вложено: средства коммуникации... телефонизация... водоснабжение... газ... канализация и проч.

1 балл – только об ограниченном предложении без упоминания спроса или,

наоборот: больше людей в городе... меньше земли в городе;

– упоминание более чем одного преимущества в городе, как: бытовые удобства и услуги... санитарные условия, асфальтированные улицы... театры... магазины... транспорт... службы безопасности... так как лучше дороги и больше разных служб (удобств) – милиция... пожарные... водоснабжение... канализация... лучше (больше) возможности для деловых людей (бизнеса, предпринимательства)... трудоустройства по разным специальностям... учебы детям

0 баллов – ответ, свидетельствующий о плохом понимании или полном

непонимании действующих здесь экономических законов: больше работы в городе... больше платят... заводы, фабрики строят на городской земле... большие дома, они стоят дорожа … мало кто хочет жить в сельской местности... в городе больше всякого... напряжённость жизни в городе... перенаселенность... разные налоги (недостатки жизни в городе)

14. Ласточка (Если ответом будет другая, близкая пословица – пусть объяснит её)

2 балла – абстрактное обобщение смысла пословицы: нельзя обобщать по

единичному случаю... не делай поспешных выводов... из одного случая ничего не предскажешь

1 балл – конкретный случай или близкое по смыслу, но не совсем эквивалентное обобщение: одно указание на успех ещё не предполагает полного успеха... часть это ещё не целое... одна скрипка – не оркестр... одна птица может опередить других, а лето будет ещё далеко

0 баллов – никакого понятия, что это пословица или искажение смысла: летом их бывает больше чем одна... это значит, чтобы решить какой-нибудь вопрос, требуется много людей... один в поле не воин

 

Субтест № 3 «АРИФМЕТИКА»

Инструкция: при переходе к этому субтесту не сообщайте, что это будет арифметическое задание. У некоторых испытуемых имеется негативность или отрицательное отношение к решению арифметических задач и поэтому такое начало может вызвать аффективную реакцию на это задание. Поэтому начинайте субтест, сказав только: "Теперь давайте попробуем это".

Начинайте с пробы 4-й для всех испытуемых. Если обе пробы 4 и 5 не выполнены, дайте пробу 1, 2, 3. Если и эти пробы не выполнены, прекращайте субтест, но если одна из них (1-я, 2-ая или 3-я) выполнена, приступайте к 6 пробе.

Если испытуемый обращается с просьбой повторить, или если затрудняется в понимании, экспериментатор может повторить задачу, но не может изменить слов. (Отметьте в протоколе, что задача была повторена).

Ограничение времени указано (в регистрационном листе и далее в тексте) для каждой пробы. Начинайте регистрировать время сразу после предъявления каждого вопроса. Если вопрос повторен, время отсчитывается от первого предъявления.

Для регистрации времени заготовлены графы в регистрационном листе, для каждой пробы отдельно. Для проб 11-14 даются дополнительные баллы за быстрые ответы (см. в регистрационном листе: для проб 11 и 12 за правильный ответ в течение 10 сек.; для пробы 13 за правильный ответ в течение 15 сек.; для пробы 14 за правильный ответ в течение 20 сек.).

Прекращайте исследование после 4-х неудач испытуемого подряд.

Оценка: 1 балл для каждого правильного ответа. 3 балла даётся испытуемым, у которых пробы 1, 2 и 3 не проверены. За быстрое выполнение даётся 1 дополнительный балл (т.е. 2 балла, как это показано в регистрационном листе).

Максимальная оценка – 18.

 

Вопросы к субтесту "Арифметика" Правильные ответы и лимит времени
1. Используйте кубики из 9-го субтеста: располагают 7 кубиков, все с красной стороны, в группе по 3 и 4 кубика с приблизительным расстоянием на 1 см. между кубиками и 5 см. между группами, затем говорят: “Скажите, сколько кубиков здесь всего, вместе?” Уберите кубики до ответа 15 сек.  
2. Если у Вас три книги и одну Вы отдали, сколько книг у Вас осталось? 15 сек.  
3. 4 руб. и 5 руб., сколько это будет? 15 сек. 9 руб.
4. Если человек купил хлеб на 4 руб. и даёт 10 руб., сколько он должен получить сдачи? 15 сек. 6 руб.
5. Ученик купил 6 листов бумаги по 25 коп. лист. Сколько он истратил денег? 30 сек. 1 р. 50 к.
6. Сколько кг. в 2,5 центнерах? 30 сек. 250 кг.
7. Сколько пирожков можно купить на 36 руб., если один пирожок стоит 6 руб. 30 сек.  
8. Сколько времени потребуется человеку, чтобы пройти 24 км., если он идёт со скоростью 3 км/час? 30 сек.  
9. Если человек купил 7 почтовых марок по 2 руб. и даёт 50 руб., сколько он должен получить сдачи? 30 сек. 36 руб.
10. Из 18 руб. человек израсходовал 7 руб. 50 коп. Сколько денег у него осталось? 30 сек. 10 р. 50 к.
11. Цена двух банок сгущённого молока 31 руб. Сколько стоит 12 банок? (Добавление 1 балла за правильное решение в 1-10 сек.) 60 сек. 186 руб.

 

12. Человек приобрёл подержанную мебель за 2/3 стоимости новой. За это он заплатил 400 руб. Сколько стоила новая мебель? (Добавление 1 балла за правильное решение в 1-10 сек.) 60 сек. 600 руб.
13. Майка первого сорта стоит 60 руб., 2-го сорта стоит на 15% дешевле первого. Сколько стоит 2 сорт? (Добавление 1 балла за правильное решение в 1-15 сек.) 60 сек. 51 руб.
14. Восемь человек могут выполнить какую-то работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы выполнить эту работу за полдня? (Добавление 1 балла за правильное решение в 1-20 сек.) 120 сек.  

 

 

Субтест № 4 «СХОДСТВА»

Инструкция: начинайте с 1-й пробы для всех испытуемых. Спросите: "В чем сходство, что общего у апельсина и банана?". Если испытуемый объясняет, что оба фрукта или что их едят, скажите "хорошо" и переходите к пробе 2.

Если испытуемый вспоминает различия, затрудняется с ответом или говорит, что они не имеют сходства, оцените эту пробу “0” и скажите: "Они сходны тем, что оба фрукты, Вы едите их, оба имеют кожуру", затем переходите к заданию 2.

Каждую пробу начинайте словами: "В чем сходство, что общего у...". Если испытуемый выполняет правильно, через некоторое время вторую формулировку ("что общего") можно опустить. Начиная с 3-й пробы ничего не объясняйте испытуемому.

Прекращайте исследование после 4-х неудач испытуемого подряд (можно проверить больше).

Оценка: каждая проба оценивается 2, 1 или 0 баллов.

Максимальная оценка – 26.

Слова к субтесту "Сходства"

1. Апельсин – Банан

2. Пальто – Платье

3. Топор – Пила

4. Собака – Лев

5. Стол – Стул

6. Север – Запад

7. Глаз – Ухо

8. Поэма – Статуя

9. Похвала – Наказание

10. Яйцо – Зерно

11. Воздух – Вода

12. Древесина – Спирт

13. Муха – Дерево

 

Критерии оценки и примеры ответов

Общими критериями для оценки 2, 1 или 0 для любой пробы является следующее:

2 балла: любая общая классификация, которая является наиболее уместной

для обоих слов пары.

1 балл: любой специфический присущий признак, общий для 2-х слов и который

составляет подходящее сходство.

0 баллов: специфические свойства, присущие для каждого отдельного слова пары,

обобщить которые не уместно или различия.

Нижеприведенные примеры являются некоторыми типическими стандартными ответами и иллюстрируют, как они могут быть оценены. Слова "Оба являются" или "Оба имеют" обычно предшествуют большинству ответов.

1. Апельсин – Банан.

2 балла: фрукты.

1 балл: Пищевые продукты... Их едят... Имеют кожуру... Одинакового цвета...

Растут на юге... Содержат витамины…

0 баллов: Круглые... Одинаковой формы... Вкусные... Содержат калории.

2. Пальто – Платье.

2 балла: Предметы одежды... Одежда (одеяние)... Обмундирование.

1 балл: Сделаны из ткани... Сохраняют тепло... Одевают (покрывают) тело...

Их одевают… Вещи, чтобы одевать (носить).

0 баллов: Пальто теплее, чем платье... Сделаны из одного материала (такой же

ткани)... Пальто одевают поверх платья... Имеют пуговицы...

3. Топор – Пила.

2 балла: Инструменты... Отрезающий инструмент... Режущий инструмент

(орудие).

1 балл: Используются плотниками... Отрезают (разделяют)... Металлические

изделия... Скобяные товары.

0 баллов: Сделаны из металла... Оба острые (опасны)... Имеют ручки... Для пилки

(пиления) и колки (два разных действия).

4. Собака – Лев.

2 балла: Животные... Млекопитающие... Звери... Хищники

1 балл: Ноги... Шерсть (мех, шкура)... Хвосты... Относятся к одному роду (виду).

0 баллов: Похожи друг на друга… Лев больше, рычит, собака меньше, лает...

Опасны.

5. Стол – Стул.

2 балла: Мебель... Предметы мебели... Предметы домашней обстановки (домашнего обихода, домашнего хозяйства)

1 балл: Домашние предметы... Находятся в кухне, столовой (ресторане)... Используются тогда, когда Вы едите пишу.

0 баллов: На столе едят, на стуле сидят... Имеют 4 ножки... Деревянные предметы.

6. Север – Запад.

2 балла: Направления... Направления компаса (части света)... Компасные точки... Стороны света (страны света).

1 балл: Показывают (говорят), куда (в каком направлении) идти...

Места на карте.

0 баллов: Расстояние... Удаленность... Идти или в том, или в другом направлении... Погода (климат) похожи.

7. Глаз – Ухо.

2 балла: Органы чувств (ощущений и восприятия)... Органы ощущения... Ощущения... Чувства... Рецепторы... Восприятие стимулов окружающей среды

1 балл: Органы... Части тела (лица, головы)... Вы узнаете от них… Вы получаете знания через них.

0 баллов: Необходимы человеку... Видите глазом, ухом слышите... Оба – отверстия (имеют отверстия)... Узнаете о том, что вам говорят... Вы читаете по губам, а ухом слышите, о чем говорят... Вы нуждаетесь в обоих... Расположены на голове.

8. Поэма – Статуя.

2 балла: Произведения искусства... Художественные творения (произведения)... Выражение эстетических (художественных) чувств, идей.

1 балл: Созданы человеком... Нечто прекрасное... Волнующие (возбуждающие) чувства... Выражение эмоции или идеи (мысли)... Символичны... Являются мемориальными... Сделаны для памяти (увековечения)... Рассказывают историю.

0 баллов: Поэма описывает статую... Создаются известными людьми... Они неживые... Неодушевленные предметы... Вы читаете поэму и смотрите на статую... Они нравятся людям... Сохраняются долгое время, если хорошие.

9. Похвала – Наказание.

2 балла: Средства (меры) дисциплины (воспитания)... Метод критического разбора (оценки)... Средства воздействия на других... Методы побуждения (мотивирования).

1 балл: Для воспитания людей... Чтобы выразить свое отношение... Применяются к людям, чтобы получить (достигнуть) определенных цели, результата… Способы получения того, что нужно.

0 баллов: Идут на пользу человеку.

10. Яйцо – Зерно

2 балла: Начало жизни... От них происходит размножение, воспроизведение... Воспроизводят то, из чего они сами происходят.... Эмбрионы (зародыши)... Происходит потомство от обоих.

1 балл: Что-то вырастает из обоих... Производят... Дают жизнь (неполное объяснение)... Могут создавать... Пища... Имеют оболочку... Что-нибудь развивается из обоих... Средства воспроизведения, размножения... (кроме этого больше не объясняет).

0 баллов: Растут... Один происходит от другого... Имеют желток (белок)... Являются круглыми... Курица клюет зерно и несет яйца.

11 Воздух – Вода.

2 балла: Необходимы для жизни... Нам необходим воздух, чтобы жить и мы должны иметь воду, чтобы жить... Необходимы для функционирования человеческого организма... Без них невозможно жить.

1 балл: Элементы, стихии ("Четыре стихии": земля, воздух, огонь, вода)... Помогают нам жить... Средства (среды) транспортирования (передвижения)... И то и другое необходимо, нужно... Оба нужны человеку... Жидкие (флюиды текучие).... Содержат кислород.

0 баллов: Повсюду на земле… Продукты природы… Содержат воду… Вдыхаете воздух и пьёте воду... Вода субстанция и воздух субстанция.

12. Древесина – Спирт.

2 балла: Органические соединения (вещества)... Содержат углерод... Углеводороды.

1 балл: Горючие (горят)... Используются в производстве (сырье для промышленности)... Используются как топливо.

0 баллов: Продукты дерева (получают из дерева)... Спирт (алкоголь)

делают из древесины... Полезны...

13. Муха – Дерево.

2 балла: Живое (живые)... Имеют жизнь... Живая природа.

1 балл: Дышат... Растут... Нуждаются в пище... Увеличиваются...

Нуждаются в солнечном свете, чтобы жить... Созданы природой... Природа.

0 баллов: Живут на воздухе и в воздухе... Муха имеет крылья, дерево имеет листву... Муха маленькая, дерево большое... Полезны человеку... Мухи разносят микробов.

 

Субтест № 5 «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЯМОМ И ОБРАТНОМ

ПОРЯДКЕ»

(Смотри регистрационный лист к методике, где даны цифры)

I часть. Воспроизведение чисел в прямом порядке

Инструкция. Начинайте с первого задания первой пары из 3 цифр для всех испытуемых. Начиная, скажите: "А теперь я хочу, чтобы Вы повторили за мной несколько цифр. Слушайте внимательно и когда я кончу, назовите их в том же порядке".

Для любой пары (из одинакового количества цифр), если испытуемый повторил первое задание правильно, приступайте к следующей паре. Если испытуемый не справляется с первым заданием пары, дайте второе задание той же пары цифр, затем продолжайте следующее задание. (Второе задание пары даётся только в том случае, если первое задание не выполнено).

Исследование прекращается после неудач испытуемого на двух подряд заданиях любой пары.

Оценка – это количество цифр в последнем задании, с которым испытуемый справился.

Максимальная оценка – 9.

 

II часть. Воспроизведение чисел в обратном порядке

Инструкция. Перед началом II части этого субтеста скажите: "Теперь я хочу, чтобы Вы называли цифры, после того, как я их перечислю, в обратном порядке. Например, если я скажу: "7-9", что Вы должны сказать?

Если испытуемой отвечает правильно, скажите: "А теперь другие цифры" и дайте первое задание. Если испытуемый неправильно понимает задание, дайте правильный ответ и скажите: "Запомните, что повторить их надо в обратном порядке:"7-9, значит 9-7" и дайте как и в I части первое задание.

Исследование прекращается после неудач испытуемого на обоих заданиях любой пары из одинакового количества цифр.

Оценка: оценка это количество цифр в последнем задании, с которым испытуемый справился без ошибок (как в заданиях I части).

Максимальная оценка – 8.

ПОЛНАЯ ОЦЕНКА для воспроизведения чисел в прямом и обратном порядке – это сумма оценок I-й и II-й части субтеста.

Максимальная полная оценка – 17.

 

Субтест № 6 «СЛОВАРЬ»

Инструкция. Скажите: "А теперь я хочу, чтобы Вы объяснили мне значение некоторых слов". Спрашивайте каждый раз: "Что такое... "или "Что значит..." (для глаголов и прилагательных).

Начинайте с 4-го слова "ЗИМА". Если 0 оценено любое слово на 4-8 месте, сразу проверьте слова 1, 2 и 3 и оцените их. Затем продолжайте исследование дальше. Например, если 0 оценено слово 7 (СПЕШИТЬ), экспериментатор проверяет слова 1, 2 и 3, затем продолжает со слов 8, 9 и т.д. до тех пор, пока 5 слов подряд будут оценены 0 баллов.

С более интеллектуальными испытуемыми формальный вопрос "Что такое..." может быть пропущен после 3 или 4 слова, только надо произносить слова четко, со стандартным произношением. Бывает, что из определения испытуемого не ясно, насколько он понимает слово и как оценить его ответ. В этом случае экспериментатор может попросить: "Скажите мне подробнее об этом" или "Объясните более полно", или сделать другое нейтральное побуждение.

Исследование можно прекратить после 5-ти неудач подряд, когда ответы оценены 0, но лучше проверить больше.

Оценка: каждая из проб 1-3 оценивается 2 или 0 баллов, каждая из остальных проб оценивается 2, 1 или 0 баллов, 6 баллов за слова 1-3 ставятся испытуемым, у которых эти слова не проверены ("кредит").

Максимальная оценка – 80.

Слова к этому субтесту в бланке протокола исследования (регистрационном листе). Ответы испытуемого записываются полностью.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК И ПРИМЕРЫОТВЕТОВ

Приемлемо любое признанное значение слова, не обращая внимания на форму ("элегантность") выражения. Однако бедность содержания снижает оценку, так же как смутное (неясное) понимание значения слова.

 

Общие принципы для оценки ответов

2 балла: 1. Хороший синоним.

2. Общая классификация, к которой слово принадлежит (указание на род) и видовое отличие.

3. Одно из основных значений или значение, в котором слово употребляется наиболее часто.

4. Одна или более основных определяющих черт (признаков).

5. Несколько правильных описательных черт, которые не являются точно определяющими, но которые в совокупности указывают на понимание слова.

6. Для глаголов – определяющий пример действия или причинного отношения (причинной связи).

1 балл: Ответ, который не является неправильным, но показывает бедность содержания:

1. Указание только на родовое понятие или только на видовое отличие.

2. Неточный или неясный синоним.

3. Второстепенное (менее частое, не главнее – основное) или неточное употребление слова.

4. Признаки, которые являются правильными, но не определяющими или отличительными.

5. При использовании того же самого слова (например: Ремонтировать – "ремонтировать квартиру"), в случае, когда при дополнительном вопросе или просьбе обойтись при объяснении без названного экспериментатором слова, дается неточное, не очень ясное определение.

6. Правильное определение родственной формы слова, например: Спешить – "торопливость" вместо "торопиться" или "затруднение" вместо "затруднять" на слово Препятствовать.

0 баллов: 1. Очевидно неправильный ответ.

2. Вербализм (тавтология), например: Ремонтировать – "ремонтировать квартиру", когда и после выяснения, беседы, не видно действительного понимания слова.

3. Ответы, которые показывают очень большую бедность содержания или очень неясные даже после опрашивания.

 

Примеры содержат лишь немногие из ответов, которые может дать испытуемый, но могут облегчить оценки этого субтеста.

1. КРОВАТЬ

2 балла: Предмет (вид) мебели, чтобы спать или отдыхать на ней: Лежать на ней и отдыхать... Железная вещь, на которой спят... Спать на ней... Койка... Постель.

0 баллов: Сам акт сна, а не вещь, на которой спят, например: Спать... Мягкая.

2. КОРАБЛЬ

2 балла: Устройство (приспособление), которое передвигается или перевозит людей, грузы по воде или по воздуху... Вид транспорта… Пароход... Лодка... Плавает по морю... Имеет паруса... Плавает или летает по воздуху (воздушный корабль, лайнер).

0 баллов: Ехать на нём... То, на чем люди ездят – они везут на нём вещи... Люди садятся на него.

3. РУБЛЬ

2 балла: Деньги. На что можно что-то купить: Монета... Его можно истратить... Мелкие деньги... Мелкая "серебряная" монета.

0 баллов: Круглый... Маленький... Как серебро.

4. ЗИМА

2 балла: Указание на время года (род) и видовое отличие от весны, лета, осени: Холодное время года (сезон)... Время года, когда солнце светит косыми лучами, находится низко над горизонтом... Время года между осенью и весной... Холодный сезон... Последний сезон года после осени... Время года, когда солнце нижа экватора... Холодные месяцы... Время года, когда лёд и снег.

1 балл: Только время года или только холодная погода: Время года... Холодная погода... Когда холодно... Когда природа замирает и отдыхает... Противоположность лету... Холодно, нужно тепло одеваться.

0 баллов: Климат... Изменяется погода.

5. РЕМОНТИРОВАТЬ

2 балла: Восстанавливать, исправлять, приводить в порядок что-то, что было повреждено: Переделывать заново... Чинить... Обновлять... Приводить в первоначальное состояние... Вернуть в рабочее состояние... Исправлять сломанное... Реставрировать... Починять...

1 балл: Восстанавливать конкретную вещь: Чинить стул... Когда что-то сломалось, Вы должны это исправить... Переделывать.

0 баллов: Приготовить что-то... Заменить... Ремонтировать стул… дом (и пр. – тавтология).

6. ЗАВТРАК

2 балла: Первое принятие пищи или пища, которую едят утром: То, что Вы едите утром... Утренняя пища... Ранний приём пищи... Еда утром... Самый важный приём пищи дня – первый.

1 балл: Прием пищи или пища: Еда... Пища... То, что мы едим.

0 баллов: Конкретные виды пищи: Яйца... Кофе... Чай.

7. СПЕШИТЬ

2 балла: Торопиться... Выполнять быстро... Ускорить движение, работу... Делать что-то быстро.

1 балл: Быстро... Скоро... Бежать... Работать быстро...

0 баллов: Опаздывать... Когда опаздываешь...

8. ОГРОМЫЙ

2 балла: Очень большой... Громадный.

1 балл: Большой... Больших размеров.

0 баллов: Дом огромный... Не маленький.

9. РАСХОДОВАТЬ

2 балла: Тратить... Использовать... Потреблять... Употреблять.

1 балл: Издержать... Терять... Уменьшать.

0 баллов: Что-то конкретное купить... Расходовать деньги.

10. СКРЫВАТЬ

2 балла: Прятать... Хранить в секрете... Не говорить никому... Таить... Утаивать (хранить в тайна).

1 балл: Пытаться спрятать что-то (конкретное)... Не давать знать то, что знаете сами... Замаскировать... Не показывать.

0 баллов: Скрывать что-то от кого-то... Чтобы никто не знал... Говорить неправду.

11. ДОМАШНИЙ

2 балла: Принадлежащий дому... Комнатный... Прирученный... Воспитанный в домашних условиях... Ручной.

1 балл: Уютный... Располагающий... Домашнее животное – кот.

0 баллов: Сделал сам что-то... Работа дома...

12. ДЕТАЛЬ

2 балла: Часть целого... Часть какой-то структуры... Часть чего-то.

1 балл: Заготовка, обрабатываемая на станке... Часть станка... Часть чего-то конкретного... Заготовка.

0 баллов: Требуется для предмета... Что-то сделано... Производство чего-либо.

13. СМЕЛЫЙ

2 балла: Храбрый... Отважный... Бесстрашный... Небоящийся... Ничего не боится.

1 балл: Решительный... Мужественный... Уверенный в победе.

0 баллов: Дерётся... Угрожающий.

14. СТОЙКОСТЬ

2 балла: Непоколебимость... Твердость... Упорство... Волевая черта характера... Сила характера (воли)... Поведение человека, который упорно отстаивает свои взгляды.

1 балл: Мужество... Выносливость... Стоять на своём.

0 баллов: Храбрость... Долго стоит... Решимость.

15. ЗАКАНЧИВАТЪ

2 балла: Завершать... Доводить дело до конца... Подходить к концу (финалу)... Прекращать... Финишировать.

1 балл: Кончать... Заключать в конце... Не продолжать дальше...

0 баллов: Заканчивать работу... Бросить работу.

16. ЗДАНИЕ

2 балла: Большой дом... Архитектурное сооружение для жилья, производства, учреждения.

1 балл: Дом... Постройка... Помещение.

0 баллов: Что-то вроде учреждения.

17. ЖАЛОСТЬ

2 балла: Сочувствие другому в несчастьи... Сострадание... Сопереживание по поводу несчастья другого человека.

1 балл: Чувство... Чувствовать (переживать) за другого, которому плохо... Утешать.

0 баллов: Заботиться о ком-либо... Жалеть человека.

18. НЕСРАВНЕННЫЙ

2 балла: Ни с кем (чем) не сравнимый... Бесподобный... Не имеет подобного (равного)... Непревзойдённый... Неповторимый.

1 балл: Не похожий ни на кого (ни на что)... Лучше всех... Лучший... Предмет ни на что не похожий по своему качеству... Трудно с чем сравнить.

0 баллов: Не имеющий границ... Великий... Прекрасный.

19. СПОКОЙНЫЙ

2 балла: Уравновешенный... Тихий... Смирный... Невозмутимый.

1 балл: Тот, кто редко волнуется... Уверенный в себе... Черта характера.

0 баллов: Бережёт своё здоровье... Хороший человек... Не кричит.

20. БЕДСТВИЕ

2 балла: В ответе должна быть идея масштабности или стихийности несчастья: Большая беда... Несчастье большого числа людей... Несчастье вследствие природной стихии... Голод... Засуха.

1 балл: Несчастный случай... Человек попал в аварию... Природные стихии (подробнее не объясняет).

0 баллов: Побили... Драка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: