Центральные механизмы формирования дыхательного ритма -




Центр вдоха – совокупность инспираторных нейронов продолговатого мозга, обеспечивающих формирование вдоха.

Центр выдоха – совокупность экспираторных нейронов продолговатого мозга, обеспечивающих формирование выдоха.

Центры диафрагмального дыхания – совокупность мотонейронов в передних рогах шейных сегментов спинного мозга (С35), иннервирующих диафрагму.

Центры грудного дыхания – совокупность мотонейронов в передних рогах грудных сегментов спинного мозга, иннервирующие наружные косые межрёберные мышцы.

Центр судорожного дыхания – совокупность инспираторных и экспираторных нейронов продолговатого мозга, обеспечивающих формирование вдоха и выдоха

Частота дыхания – число дыхательных движений (вдохов или выдохов) за 1 мин. В покое 10-18 вдохов в минуту.

Экспираторные нейроны – нейроны, возбуждающиеся во время выдоха.

Эупноэ – нормальная вентиляция в покое, сопровождающаяся субъективным чувством комфорта.

Для достижения поставленной цели необходимо:

Повторить:

1. Понятия: парциальное давление газов, напряжение газов, дыффузия газов.

2. Газовый состав атмосферного воздуха

3. Строение и иннервацию органов дыхания, дыхательных мышц

Изучить литературу:

Основную: 1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998, 2000.– Т. 1. – С. 415-429.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 298-306.

3. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989, С. 72-75.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 136-138.

Дополнительную: 1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х /томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1. - С. 354-366.

2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах /. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996, 2000. – Т. 2. – С. 585-603.

В результате подготовки к занятию необходимо:

Знать:

1. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

2. Характеристику альвеолярного воздуха как газовой константы. Механизмы, обеспечивающие относительное постоянство газовой константы.

3. Парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе, их напряжение в артериальной и венозной крови, тканевой жидкости, клетках.

4. Характеристику диффузионной способности легких и тканей, механизмы газообмена в легких и тканях.

5. Способы транспорта кислорода в крови. Определение понятия кривая диссоциации оксигемоглобина, её характеристику. Факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина. Роль миоглобина.

6. Понятие о кислородной емкости крови. Основные принципы оксигемометрии.

7. Способы транспорта углекислого газа в крови. Характеристику реакций образования и разрушения бикарбонатов, карбгемоглобина. Роль карбоангидразы.

8. Физиологическую характеристику отделов дыхательного центра (пневмотаксического, апноэстического, центра судорожного дыхания), обеспечивающих ритм дыхания.

9. Центральные и периферические механизмы формирования дыхательного ритма. Роль рефлекса с механорецепторов легких в саморегуляции частоты и глубины дыхания.

10. Характеристику понятий: минутный объём дыхания (МОД), минутная альвеолярная вентиляция (МАВ), объём мертвого пространства. Методы исследования МОД и МАВ.

Уметь:

1. Излагать теоретический материал занятия.

2. Рисовать и объяснять кривую диссоциации оксигемоглобина.

3. Писать реакции образования и распада бикарбонатов и объяснять их

4. Изображать на схеме взаимодействие структур дыхательного центра в процессе формирования ритма дыхания. Рисовать схему рефлекса Геринга-Брейера. Объяснять значение центральных и периферических механизмов в обеспечении дыхательной периодики.

5. Выполнять функциональные пробы Штанге - Генче и оценивать их результаты.

6. Оценивать лёгочную вентиляцию в покое и после физической нагрузки.

7. Использовать теоретические знания по теме при решении ситуационных задач и тестовых заданий, для объяснения результатов исследований.

При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:


1. Заполните таблицу 1: Содержание кислорода и углекислого газа в атмосферном, вдыхаемом, выдыхаемом и альвеолярном воздухе.

 

Таблица 1.

 

Содержание газов в % ВОЗДУХ
Атмосферный Вдыхаемый Выдыхаемый Альвеолярный
О2        
СО2        

 

Выберите значения содержания газов из следующего ряда цифр: 21 %, 16 %, 14 %, 5,6 %, 4 %, 0,03 %. Объясните, почему в альвеолярном воздухе в сравнении с выдыхаемым содержится меньше кислорода и больше углекислого газа? Перечислите механизмы, поддерживающие постоянство альвеолярного воздуха.

2. Заполните таблицу 2: Парциальное давление (напряжение) кислорода и углекислого газа в воздухе и крови.

Парциальное давление можно рассчитать, зная содержание газов в воздухе. Для этого примите атмосферное давление воздуха равным 760 мм ртутного столба. Затем вычтете из него давление паров воды. В дыхательной системе воздух насыщается парами воды, которые в альвеолярном воздухе создают парциальное давление 47 мм ртутного столба. Без паров воды суммарное давление газов в дыхательной системе будет равно 760 – 47 = 713 мм рт.ст.. Примите 713 мм рт.ст. за 100 %.Затем составьте пропорции и рассчитайте парциальные давления и напряжения газов.

Например, атмосферное давление 713 мм рт. ст. соответствует 100 % воздуха

Парциальное давление кислорода Х мм рт. ст. соответствует А % кислорода, тогда

Значение А возьмите из таблицы 1.

 

Таблица 2.

 

Парциальное давление (напряжение) газов в мм рт. ст. ВОЗДУХ КРОВЬ
Атмосферный Вдыхаемый Выдыхаемый Альвеолярный Артериальная Венозная
О2            
СО2            

 

Используя данные таблицы, объясните, почему в легких кислород движется в кровь, а углекислый газ в альвеолы. Опишите транспорт газов в тканях.

 

3. Нарисуйте кривую диссоциации оксигемоглобина. По оси абсцисс (Х) отложите значение парциальных давлений кислорода в крови в мм рт. ст., по оси ординат содержание оксигемоглобина в %. Для построения кривой используйте данные таблицы 3. Выделите на кривой области. которые отражают процессы, характерные для тканей, для лёгких.

 

Таблица 3.

 

Показатели Содержание кислорода и оксигемоглобина в крови
рО2 в мм рт.ст.              
% HbO2              

 

4. Ниже приведены реакции образования и распада бикарбонатов. Выберите и запишите в тетрадь сначала реакции, протекающие в лёгких в крови малого круга, затем реакции, происходящие в тканях в крови большого круга кровообращения. Укажите фермент, катализирующий реакции (там, где это необходимо).

1) К+-НвО2 → К+-Нв + О2;

2) Н2О + СО2 ↔ Н2СО3 ↔ Н+ + НСО3-

3) Н+ + НСО3- + К+-Нв → КНСО3 + Н+-Нв;

4) НСО3- + Na+ → NaНСО3

5) Н+-Нв + О2 → Н+-НвО2;

6) Н+-НвО2 + КНСО3 → К+-НвО2 + Н2СО3

7) Н2СО3 ↔ Н2О + СО2

5. Дайте определение понятию «ритм дыхания». Перечислите центральные и периферические механизмы формирования ритма дыхания. Нарисуйте схему взаимодействия центров вдоха, выдоха и пневмотакисического центра. Нарисуйте схему рефлекса Геринга-Брейера (с механорецепторов легких).

Для самоконтроля ответьте на следующие тестовые задания: см. приложение к занятию1

Организация самостоятельной работы на занятии:

Содержание занятия:

1. Входной тест

2. Практические работы:

Работа 1. Определение легочной вентиляции в покое и при физической нагрузке.

Мерой легочной вентиляции является минутный объем дыхания (МОД). МОД в покое составляет 6-10 л/м и зависит от частоты и глубины дыхания. МОД определяют по формуле: МОД = ДО · ЧД, где ЧД – это частота дыхания за 1 мин (в норме у взрослого человека 10-18 в мин). Более точно эффективность дыхания можно оценить по величине минутной альвеолярной вентиляции (МАВ), которую рассчитывают по формуле: МАВ = (ДО – ОМП) · ЧД, где ОМП – это объем мертвого пространства, который составляет для взрослого человека 2,2 мл/кг массы тела.

При физической нагрузке изменяется ритм дыхания: глубина и частота дыхания увеличиваются, легочная вентиляция повышается до 50-100 л/мин, а при максимальной нагрузке может достигать 120 л/мин. Эти изменения происходят за счет стимуляции дыхательных центров, активизации механизмов формирования дыхательного ритма.

Работа выполняется на студентах.

Для работы необходимы: сухой спирометр, съёмные мундштуки, часы, ватные шарики, спирт.

Методика работы. 1) Определите в покое дыхательный объем (ДО) (с помощью спирометра), частоту дыхания за 1 мин (ЧД) (для подсчёта частоты нужно положить руку на грудную клетку и подсчитать число её подъёмов). Рассчитайте минутный объем дыхания (МОД), минутуную альвеолярную вентиляцию (МАВ). 2) ДО, ЧД, МОД, МАВ определите после физической нагрузки (20 приседаний за 15 с).

Данные исследования внесите в таблицу 1:

Таблица 1.

 

Условия Опыта Показатели дыхания
ДО ЧД МОД МАВ
Покой        
Физическая нагрузка        

 

В обсуждении:

Сравните полученные результаты с нормой; отметьте, какие изменения дыхательного ритма произошли, какой из показателей (частота или глубина) в большей степени повлиял на изменения МОД и МАВ.

Сделайте вывод о роли центральных и периферических механизмов в формировании дыхательного ритма.

Работа 2. Оценка резервных возможностей организма по функциональным пробам с задержкой дыхания (пробы Штанге и Генча).

Резервные возможности организма оценивают по длительности задержки. При задержке дыхания на вдохе удовлетворительной считается задержка более 30 с; задержку менее 30 с оценивают как неудовлетворительную. При задержке 10-20 секунд полагают, что имеет место недостаточность кровообращения.

При задержке дыхания на выдохе у здоровых людей время задержки составляет 25-30 с. После физической нагрузки время задержки уменьшается до 5-15 с.

Работа выполняется на студентах.

Для работы необходимы: часы с секундной стрелкой.

Методика работы:

Визуально оцените ритм дыхания в покое.

Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе: определите максимальное время задержки после глубокого вдоха (около 80% ЖЕЛ); отметьте особенности ритма дыхания после задержки.

Проба Генча – задержка дыхания на выдохе: после нормализации дыхания определите время задержки после максимального выдоха (предварительно перед выдохом сделать глубокий вдох). отметьте особенности ритма дыхания после задержки. Полученные результаты занести в таблицу 2:

 

Таблица 2

 

Испытуемый Задержка на вдохе Задержка на выдохе
  норма опыт норма опыт
         
         
         

 

В обсуждении сравните полученные результаты с нормой, Сравните длительность задержки на вдохе и на выдохе, объясните причины различий.

В выводах укажите медицинское значение проб Штанге и Генча.

3. Решение ситуационных задач по теме занятия.

Для контроля усвоения материала самостоятельно решите ситуационные задачи:

1. Перечислите ткани, через которые проходи кислород на своём пути из альвеолярного воздуха до эритроцитов в капиллярах лёгких?

2. Как изменится кривая диссоциации оксигемоглобина и сродство кислорода к гемоглобину, если повысится содержание углекислого газа в крови, снизится содержание углекислого газа.

3. Как изменится кривая диссоциации оксигемоглобина и сродство кислорода к гемоглобину, если увеличится температура, уменьшится температура.

4. У человека после нескольких форсированных вдохов закружилась голова, побледнели кожные покровы. Объясните эти реакции.

5. В результате травмы спинного мозга произошло выключение грудного дыхания с сохранением диафрагмального. Укажите локализацию травмы. Свой ответ объясните.

6. Спинной мозг повреждён между первым и вторым шейными позвонками. Объясните, что произойдёт с дыханием?

7. В опыте произвели перерезку мозна между мостом и рподолговатым мозгом. Как и почему изменится дыхание?

8. Как и почему изменится дыхание животного в эксперименте, если центральный отрезок блуждающего нерва раздражать электрическим током высокой частоты во время вдоха, во время выдоха?

9. Как и почему изменится дыхание животного в эксперименте, если центральный отрезок блуждающего нерва раздражать электрическим током низкой частоты во время вдоха, во время выдоха?

Приложение к занятию 1

Для самоконтроля рекомендуется ответить на следующие тестовые задания:

Выберите правильные ответы:

1. Сила, с которой молекулы газа стремятся проникнуть через аэро-гематический барьер в кровь, называется _____.

1) конвекцией 2) диффузией *3) парциальным давлением 4) атмосферным давлением 5) альвеолярным давлением

2. Скорость диффузии газов через аэро- и гисто-гематический барьеры зависит от _____.

*1) диффузионного расстояния *2) растворимостью газов в жидкости *3) градиента парциальных давлений *4) коэффициента проницаемости газов *5) площади диффузионного барьера

3. В тканях двуокись углерода диффундирует по градиенту напряжений _____.

*1) из клеток в межклеточную жидкость 2) из межклеточной жидкости в клетки 3) из крови в межклеточную жидкость *4) из межклеточной жидкости в кровь 5) из крови в клетки тканей

4. В норме в альвеолярном воздухе парциальное давление кислорода составляет _____ мм рт. ст.

1) 40 2) 47 *3) 100 4) 150 5) 20

5. Парциальное давление углекислого газа в альвеолярном воздухе _____ мм.рт.ст.

*1) 40 2) 47 3) 100 4) 150 5) 20

6. Одна молекула гемоглобина связывает _____ молекулы кислорода.

*1) 4 2) 7 3) 1 4) 5 5) 2

7. Напряжение кислорода в артериальной крови составляет _____ мм.рт.ст.

1) 40 2) 47 *3) 100 4) 150 5) 20

8. В артериальной крови напряжение углекислого газа составляет _____ мм рт. ст.

*1) 40 2) 47 3) 100 4) 150 5) 20

9. Напряжение углекислого газа в венозной крови составляет _____ мм рт. ст.

1) 40 *2) 47 3) 100 4) 150 5) 20

10. В венозной крови напряжение кислорода составляет _____ мм рт. ст.

*1) 40 2) 47 3) 100 4) 150 5) 20

11. Содержание кислорода в клетках тканей составляет _____ %.

1) 40 2) 47 3) 100 4) 150 *5) 0

12. Углекислый газ эритроцитами переносится в виде _____.

*1) карбгемоглобина 2) бикарбоната натрия 3) карбоксигемоглобина *4) бикарбоната калия 5) соединения с карбоангидразой

13. Углекислый газ транспортируется плазмой крови в виде _____.

1) карбгемоглобина *2) бикарбоната натрия 3) карбоксигемоглобина 4) бикарбоната калия *5) растворенном

14. Кислород транспортируется кровью преимущественно в виде _____.

1) дезоксигемоглобина 2) бикарбоната натрия *3) оксигемоглобина 4) бикарбоната калия 5) растворенном

15. При напряжении кислорода равном нулю гемоглобин в крови находится в виде _____.

*1) дезоксигемоглобина 2) карбгемоглобина 3) оксигемоглобина 4) метгемоглобина 5) карбоксигемоглобина

16. В среднем в норме в покое в 1 литре артериальной крови содержится _____ мл кислорода.

*1) 200 2) 500 3) 1000 4) 20 5) 1

17. При напряжении кислорода в крови 60 мм рт. ст. концентрация оксигемоглобина составляет _____ %.

1) 98 2) 60 *3) 90 4) 20 5) 10

18. В крови 90 % гемоглобина связано с кислородом при его напряжении _____ мм рт. ст.

1) 98 *2) 60 3) 90 4) 20 5) 10

19. Графическая зависимость содержания оксигемоглобина от парциального давления кислорода называется _____

1) гиперболической 2) линейной 3) экспоненциальной *4) кривой диссоциации оксигемоглобина 5) дыхательной

20. При алкалозе кривая диссоциации оксигемоглобина смещается _____.

1) вправо *2) влево *3) вверх 4) вниз 5) может смещаться в любую сторону

21. При повышении температуры кривая диссоциации оксигемоглобина смещается _____.

*1) вправо 2) влево 3) вверх *4) вниз 5) может смещаться в любую сторону

22. При ацидозе кривая диссоциации оксигемоглобина смещается _____.

*1) вправо 2) влево 3) вверх *4) вниз 5) может смещаться в любую сторону

23. Максимальное количество кислорода, которое может связать 1 л крови при полном насыщении им гемоглобина, называется _____.

1) кривой диссоциации гемоглобина 2) коэффициентом утилизации кислорода *3) кислородной емкостью крови 4) сродством гемоглобина к кислороду 5) кислородным насыщением

24. При нормальном содержании гемоглобина в крови кислородная емкость крови составляет _____ мл/л.

*1) 150-210 2) 220-280 3) 290-350 4) 360-420 5) 90-140

25. Кислородная емкость крови определяется содержанием в ней _____.

1) кислорода 2) углекислого газа *3) гемоглобина 4) карбоангидразы 5) бикарбоната калия

26. В покое коэффициент утилизации кислорода составляет _____ %.

1) 10-20 *2) 30-40 3) 50-60 4) 70-80 5) 90-100

27. При тяжелой мышечной работе коэффициент утилизации кислорода составляет _____ %.

1) 10-20 2) 30-40 *3) 50-60 4) 70-80 5) 90-100

28. Диффузионная способность углекислого газа по сравнению с кислородом _____

*1) больше 2) меньше 3) одинакова 4) может быть и больше, и меньше 5) зависит от роста

29. Газ растворяется в крови, если его парциальное давление в альвеолах по сравнению с его напряжением в крови _____

*1) больше 2) меньше 3) одинаково 4) может быть и больше, и меньше 5) зависит от роста

30. При повышении температуры сродство гемоглобина к кислороду _____

1) увеличивается *2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

31. При ацидозе сродство гемоглобина к кислороду _____

1) увеличивается *2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

32. Кривая диссоциации оксигемоглобина смещается влево при _____ концентрации углекислого газа в крови.

1) увеличении *2) уменьшении 3) отсутствии изменений 4) и при уменьшении, и при увеличении 5) любом соотношении

33. При гиперкапнии скорость диссоциации оксигемоглобина _____

*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

34. При физической работе скорость диссоциации оксигемоглобина в тканях _____

*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

35. При вдыхании чистого кислорода кислородная емкость крови _____

1) увеличивается 2) уменьшается *3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

36. При вдыхании угарного газа кислородная емкость крови _____

1) увеличивается *2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

37. Коэффициент утилизации кислорода в покое по сравнению с физической нагрузкой _____

1) больше *2) меньше 3) одинаков 4) может быть и больше, и меньше 5) зависит от роста

38. Коэффициент утилизации кислорода при физической нагрузке _____

*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

39. При увеличении тонуса центра вдоха частота возбуждения нейронов моторных центров дыхания в спинном мозге _____

*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

40. Взаимное торможение инспираторных и экспираторных нейронов дыхательного центра называется _____

*1) реципрокным 2) возвратным 3) латеральным 4) сеченовским 5) торможение торможения

41. Инспираторные нейроны активность нейронов пневмотаксического центра _____

*1) увеличивают 2) уменьшают 3) не изменяют 4) могут и уменьшать, и увеличивать 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

42. Пневмотаксический центр возбудимость экспираторных нейронов центра судорожного дыхания _____

*1) увеличивает 2) уменьшает 3) не изменяет 4) может и уменьшать, и увеличивать 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

43. При повреждении передних рогов грудных сегментов спинного мозга дыхание _____

1) прекратится 2) не изменится 3) станет глубоким и редким *4) станет менее глубоким 5) станет глубоким и частым

44. Дыхание станет частым и поверхностным после перерезки мозга на уровне _____

1) выше варолиевого моста 2) С7 в спинном мозге *3) верхней трети продолговатого мозга 4) С1 в спинном мозге 5) ниже грудных сегментов спинного мозга

45. При перерезке мозга выше варолиевого моста дыхание _____

1) прекратится *2) не изменится 3) задержится на вдохе 4) станет поверхностным 5) станет судорожным

46. При разрушении продолговатого мозга дыхание _____

*1) прекратится 2) не изменится 3) станет глубоким и редким 4) станет поверхностным 5) станет глубоким и частым

47. Дыхание прекратится при перерезке мозга на уровне _____

1) выше варолиевого моста 2) С7 в спинном мозге 3) верхней трети продолговатого мозга *4) С1 в спинном мозге 5) ниже грудных сегментов спинного мозга

48. Внешнее дыхание практически не изменится после перерезки мозга на уровне _____

*1) выше варолиевого моста 2) С7 в спинном мозге 3) верхней трети продолговатого мозга 4) С1 в спинном мозге 5) ниже грудных сегментов спинного мозга

49. После перерезки мозга между варолиевым мостом и продолговатым мозгом дыхание _____

1) прекратится 2) не изменится *3) задержится на вдохе 4) станет поверхностным 5) станет судорожным

50. После перерезки спинного мозга между С1 и С2 дыхание _____

*1) прекратится 2) не изменится 3) станет глубоким и редким 4) станет поверхностным 5) станет глубоким и частым

51. После перерезки блуждающего нерва дыхание _____

1) прекратится 2) не изменится *3) станет глубоким и редким 4) станет поверхностным 5) станет глубоким и частым

52. Инспираторные нейроны обладают свойствами _____.

*1) возбудимости *2) проводимости *3) автоматии 4) эластичности *5) раздражимости

53. Центр судорожного дыхания продолговатого мозга состоит из _____ отделов.

*1) инспираторного 2) пневмотаксического *3) экспираторного 4) апноэстического 5) моторного

54. Только во время вдоха в центре судорожного дыхания активны _____ нейроны.

*1) инспираторные 2) пневмотаксического центра 3) экспираторные 4) постинспираторные 5) моторные

55. Только во время выдоха в центре судорожного дыхания активны _____ нейроны.

1) инспираторные полные 2) пневмотаксического центра *3) экспираторные 4) инспираторные ранние 5) моторные

56. Дыхательный центр, расположенный в области продолговатого мозга, называется центром ______ дыхания

*1) судорожного 2) пневмотаксического 3) произвольного 4) апноэстического 5) моторного

57. Дыхательный центр, расположенный в области варолиевого моста, называется центром _____ дыхания

1) судорожного *2) пневмотаксического 3) произвольного 4) апноэстического 5) моторного

58. В дыхательном цикле пневмотаксический центр варолиевого моста обеспечивает торможение фазы _____.

1) и вдоха, и выдоха 2) ни вдоха, ни выдоха *3) вдоха 4) выдоха 5) очень глубокого выдоха

59. Возбуждение пневмотаксического центра способствует в дыхательном цикле формированию фазы _____.

1) и вдоха, и выдоха 2) ни вдоха, ни выдоха 3) вдоха *4) выдоха 5) очень глубокого вдоха

60. Сигналы от рецепторов растяжения легких поступают в дыхательный центр по афферентным волокнам _____ нерва.

*1) блуждающего 2) языкоглоточного 3) лицевого 4) симпатического 5) диафрагмального

61. Высокочастотная стимуляция центрального отрезка перерезанного блуждающего нерва прекращает в дыхательном цикле фазу _____.

1) и вдоха, и выдоха 2) ни вдоха, ни выдоха *3) вдоха 4) выдоха 5) очень глубокого выдоха

62. Рефлекс Геринга-Брейера исчезает при пересечении _____ нервов.

*1) блуждающего 2) языкоглоточного 3) лицевого 4) симпатического 5) диафрагмального

63. При раздражении периферического отрезка перерезанного блуждающего нерва дыхание _____

1) прекратится *2) не изменится 3) станет глубоким и редким 4) станет поверхностным 5) станет глубоким и частым

64. При высокочастотной стимуляции центрального отрезка перерезанного блуждающего нерва во время выдоха длительность этой фазы _____

*1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) может и уменьшаться, и увеличиваться 5) сначала увеличивается, потом уменьшается

65. Раздувание легких во время вдоха вызывает _____

*1) укорочение вдоха 2) укорочение выдоха 3) удлинение вдоха 4) удлинение выдоха 5) нормальный ритм дыхания

66. Инспираторные нейроны продолговатого мозга тормозятся при активации рецепторов _____

1) диафрагмы *2) растяжения легких и бронхиол 3) плевры 4) интрафузальных 5) Гольджи

67. Рефлекс Геринга-Брейера формируется с рецепторов _____

1) диафрагмы *2) растяжения легких и бронхиол 3) плевры 4) интрафузальных 5) ирритантных

68. Количество воздуха, проходящего через легкие за 1 минуту, называется _____

1) резервным объемом выдоха 2) резервным объемом вдоха 3) дыхательным объемом *4) минутным объемом дыхания 5) жизненной емкостью легких

69. Для определения минутного объема дыхания необходимо знать _____

1) резервный объем выдоха 2) резервный объем вдоха *3) дыхательный объем 4) объем мертвого пространства *5) частоту дыхания

70. У взрослого здорового человека минутный объем дыхания в покое составляет ______

1) 1-2 л *2) 6-10 л 3) 3-6 л 4) 12-20 л 5) 50-100 л

71. У взрослого здорового человека минутный объем дыхания при физической нагрузке составляет ______

1) 1-2 л 2) 6-10 л 3) 3-6 л 4) 12-20 л *5) 50-100 л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: