Основные пути повышения эффективности урока




Типы уроков в соответствии с ФГОС НОО

1. Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).

2. Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

3. Урок обобщения и систематизации (обобщающий урок).

4. Комбинированный урок.

5. Урок контроля и коррекции знаний и способов действий.

 

Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

3. Решение проблемы.

4. Первичное закрепление.

5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).

6. Информация о домашнем задании.

7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления)

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

5. Информация о домашнем задании.

6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Урок обобщения и систематизации(обобщающий урок)

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

3. Комплексное применение и систематизация знаний.

4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

5. Информация о домашнем задании (на творческом уровне).

6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Примерное содержание разделов поурочного плана

I. Тема урока

1. Дидактическая цель и задачи урока.

2. Тип, структура урока.

3. Общие методы. Приемы работы учеников.

4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.

II. Повторение опорных знаний

1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.

2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).

3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.

4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

III. Усвоение новых знаний

1. Новые понятия, законы и способы усвоения.

2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.

3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).

4. Проблемные и информационные вопросы.

5. Варианты решения проблемы.

6. Варианты закрепления изученного.

IV. Формирование умений и навыков

1. Конкретные умения и навыки для отработки.

2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.

3. Способы «обратной связи».

4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

V. Домашнее задание

1. Что повторить и приготовить к уроку.

2. Творческая самостоятельная работа.

3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).


 

Оформление конструкта урока

Дата __________

ОУ ___________

Класс ________

Тема _________

Тип урока ___________

Цель (формирование, овладение, развитие …) __________________________

Задачи (учить…., развивать…. воспитывать….) ________________________

Планируемый результат (на основе задач) _____________________________

Оснащение (оборудование и информационные источники) _______________

Ход урока Этапы.

Формируемые УУД.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Основные пути повышения эффективности урока

1. постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

2. оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);

3. стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

4. применение активизирующих методов и средств обучения;

5. организация самодеятельности учащихся;

6. единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;

7. организация оперативной обратной связи;

8. формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;

9. интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

 

Этапы планирования урока и подготовки к нему

1. Определение темы урока, место темы в разделе.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идет определение учебных задач урока.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Проектирование конструкта урока.

17. Заверка конструкта урока: За две недели студент заверяет черновик конструкта урока сначала у учителя, затем у методиста, за неделю - чистовик конструкта. В обоих случаях в конструкте ставится подпись учителя и методиста, а так же дата. Учитель-предметник рекомендует студенту структурно-содержательную сторону урока, заверяет в содержательном плане. Методист заверяет конструкт с методической стороны. Заверка конструкта урока (занятия) у учителя-наставника осуществляется в день практики.


Самоанализ урока

Анализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Основные требования к анализу урока учителем:

1. цель и задача анализа темы;

2. знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

3. умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

4. характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

5. обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

6. обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

7. психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

8. оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

9. выполнение намеченных задач урока;

10. оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

11. умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

12. удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

13. намечаемые меры по устранению недостатков.

Схема анализа урока

Схема полного анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО (рекомендуется на первом этапе пробного урока)

Полный анализ - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Цель посещения:

Дата. Класс, учитель. Количество учащихся в классе. Присутствовали на уроке

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: