Тайны кукольного мира или во что и как играть с ребенком




Бытует мнение, что с самого раннего возраста надо приучать детей играть в игрушки, ориентированные на пол ребенка. Уже с младенчества счастливые родители, а особенно папы, заваливают своего сына коллекционными машинками, самолетами, солдатиками и грузовиками, думая, что мальчику, будущему мужчине, нужны и интересны именно такие игрушки. К сожалению, родители часто забывают или просто не знают о том, что в раннем возрасте у ребенка есть интерес к совершенно другим игрушкам и предметам, таким как – неваляшка, кукла, мишка, зайчик и т.д. Поэтому не стоит ужасаться, если Петя или Ваня подолгу рассматривают куклу, обнимают и прижимают ее к себе, вместе с ней кушают, купаются или ложатся спать. В этом нет ничего особенного!

Кукла для всех детей раннего возраста - это не просто игрушка и не только неотъемлемый атрибут каждой девочки, символизирующий игру в дочки - матери. Кукла - это образ самого ребенка, его проекция, его двойник. Поэтому обязательно нужно дать каждому ребенку, будь он мальчиком или девочкой, возможность познакомиться с куклой, играть и наиграться с ней.

К сожалению, часто в семьях, где растут мальчики, мы не сможем увидеть куклу или ее подобие. Именно в таких семьях родители могут с удивлением наблюдать, как в гостях или на площадке их сыновья с интересом наблюдают за игрой в куклы других детей или становятся активными ее участниками. Главное в этой ситуации не одернуть ребенка: «Что это за девчачьи игры?», а всячески поощрить такой интерес и внимание, наблюдать за тем, что же так привлекло и заинтересовало в такой, казалось бы, простой игре, любителя техники и папиных инструментов. Вот как в своих мемуарах известный писатель и драматург Е.Шварц описывает свою тягу к игре в куклы:

«У девочек в комнате стояла этажерка, каждый этаж которой был превращен в комнату – там жили куклы. Я обожал играть в куклы, но всячески скрывал эту постыдную для мальчика страсть. И вот я вертелся вокруг этажерки и ждал нетерпеливо, когда девочек позовут завтракать или обедать. И когда желанный миг наступал, то бросался к этажерке и принимался играть наскоро, вздрагивая и вглядываясь при каждом шорохе».

А может быть стоит купить куклу и показать сыну, как с ней можно играть, используя ваши положительные эмоции, воображение и фантазию. Поверьте, малыш будет в восторге, а вы получите не меньше удовольствия от такой игры!

Обратим ваше внимание на то, что просто, купив куклу и посадив ее на полку рядом с другими игрушками, мы не научим мальчика или девочку играть с ней. В этой ситуации кукла станет, прежде всего, таким же предметом, как и все многообразие предметов, окружающих малыша. Но если в ваших руках эта кукла на глазах ребенка будет ходить, говорить, пить чай, умываться и ложиться спать, то она станет для малыша не просто игрушкой, а настоящим другом, участником всех игр, им самим. Тогда через некоторое время вы с интересом сможете наблюдать, как ваш малыш, который, казалось бы, только что начал самостоятельно ходить и отучился сосать соску, с важным видом укладывает куклу Олю спать или возит ее на коляске, копируя, при этом все ваши жесты, движения, мимику, а позже вашу интонацию и выражения.

Так в каком же возрасте стоит познакомить ребенка с куклой, и какой она должна быть, чтобы заинтересовать и привлечь внимание вашего крохи?

В современной педагогике раннего возраста разработаны игры с показом сюжетных игрушек. В основе этих игр лежит эмоциональное общение матери или близкого взрослого с самым маленьким ребенком, в ходе которого у малыша развивается устойчивое внимание к демонстрируемой сюжетной игрушке (в данном случае - к кукле).

У малыша с начала второго года жизни интенсивно развивается понимание речи. Кроха может некоторое время наблюдать за показами игрушек, ему становятся интересны простые сюжетные действия, которые взрослый демонстрирует ему, понятны его объяснения. Не пытайтесь предлагать малышу повторить показанные действия или продолжать их. Малышке не до этого. Она удивлена, озадачена. Ей необходимо время, чтобы разобраться, что происходит. Через день-два закрепите новые впечатления ребенка. Теперь можно продвигаться дальше – незаметно натолкнуть его на воспроизведение нового. Делайте это ненавязчиво, деликатно. С этой целью создавайте подсказывающую ситуацию: посадите на диванчик куклу, а рядом поставьте чашечку. Пока еще сами предметы диктуют выполнение определенного действия с ними. Ваш малыш, увидев набор знакомых предметов с большим удовольствием, подражая маме, начинает качать куклу, возить ее в коляске, поить ее из чашки, кормить, причесывать.

Кукла в этом возрасте становится для ребенка живым образом человека. Еще раз отметим, что сделать из нее настоящего друга для малыша – это задача для взрослого. Сам ребенок, на основе исследовательского интереса не может открыть в игрушке способов действия с ней. Малыш, которому не показали, как можно играть с сюжетной игрушкой, будь-то кукла, мишка, собачка или зайчик, перенесет на нее те элементарные предметные действия, которые он освоил, играя с погремушками, колечками, шарами, кубиками: он потрясет куклу, переложит ее из руки в руку, бросит, через некоторое время вновь притянет, потрогает нос, глаза, потреплет волосы и вновь отбросит эту игрушку. И никогда впредь эта кукла не станет для него любимой игрушкой, другом, собеседником, живым существом, которое можно положить рядом в кровать, которое утешит и успокоит, когда нет рядом мамы. Но это еще не настоящая игра, а всего лишь первые игровые действия, которые осваивает малыш, мы их условно будем называть игрой. Такие игры с сюжетными игрушками требуют максимального участия взрослого. Для этого нужно не только показывать куклу, но и демонстрировать, характерные для нее действия: кукла может есть, пить из чашки, спать, капризничать, падать и плакать, ее можно кормить, укладывать спать, утешать, поглаживая, покачивая и целуя.

В этом возрасте через игры с сюжетными игрушками взрослый может развивать у ребенка, как понимание речи, так и активную речь. Важно называть игрушку (кукла Оля, Ляля и т.д.) и разговаривать с крохой от ее имени.

Если малыш в первом полугодии второго года жизни освоил некоторые игры с куклой, мишкой, зайчиком, то ближе к 1году 6 месяцам можно постепенно увеличивать количество кукол. Например, пусть в распоряжении ребенка теперь будут 3 куклы – все они разные, в разной одежде, с разными прическами и характерами: пусть одна тряпичная кукла будет веселой – хохотушкой, другая целлулоидная – серьезной, третья резиновая – неуклюжей и т.д., все зависит от вашей фантазии. Научите малыша сравнивать кукол, совершать с каждой из них аналогичные игровые действия, что, в свою очередь, будет способствовать формированию первых обобщений в понимаемой речи и в действиях с игрушками. (Это кукла. И вот это тоже. А это тоже - кукла!) Вы можете спокойно завести разговор по поводу происходящего, уточнять, конкретизировать отдельные моменты. Главное – не скатиться на прямое обучение, дать ребенку возможность ощутить свободу. Когда хочешь – можешь начинать игру, когда хочешь – прекращай. Ведь в игре главное для малыша не результат, а именно само игровое действие, его повторяемость.

Одной из самых интересных игр с куклами для детей этого возраста будет выполнение различных сюжетных действий, которые мамы ежедневно совершают со своими детьми, а именно: кормят, баюкают, причесывают, дают попить и т.д. Только теперь в роли малыша будет выступать кукла (или несколько кукол). Скажите крохе, что кукла очень хочет пить или, что она ударилась и ее надо пожалеть, успокоить и тут же продемонстрируйте, как именно это нужно сделать, и вы увидите, насколько быстро ребенок будет самостоятельно или по вашей просьбе повторять все то, что делали с куклой вы.

Дорогие родители, не скупитесь на эмоции. Не стесняйтесь того, что вам приходится разговаривать за куклу тоненьким голоском, плакать и смеяться, причмокивая пить чай или напевать за нее. Помните, что такие игры не только занимательны и интересны для крохи, но и очень полезны. Они способствуют развитию подражания взрослому (сначала его действиям, а потом и речи), овладению новыми действиями с предметами (сначала по наглядному образцу, который дает взрослый, а потом только по словесной инструкции, следовательно, развивается понимание обращенной речи), расширению круга, используемых в игре игрушек. Сначала малыш кормит, качает и причесывает только одну куклу, но потом будет совершать аналогичные действия и с другими сюжетными игрушками: собачками, кошками, мишками и зайчиками, а, следовательно, и одушевлять их так же, как и куклу, с которой его приучили так играть:

  Куклы спят, шуметь не буду, Я им вымою посуду. Уберу ее в буфет, Приготовлю всем обед.   Все почищу, все помою, Настежь форточку открою. Платья с полу подберу, Подмету и пыль сотру. (М.Клокова. У кукол в доме, 1940)  

Игра «Ходит Ляля»

Покажите малышу куклу. Пусть она походит перед ним, потанцует, спрячется под платочек и вновь покажется, а потом упадет. Показывая малышу действия с игрушкой, рассказывайте ему стишок:

Ходит Ляля ножками, Ножками сапожками. Топ-топ, топа-топ. Топа-топа, топа-топ.   Наша Лялечка идет, Никогда не упадет. Топ-топ, топа-топ. Топа-топа, топа-топ. Бах!

(Русская народная песенка)

Основная задача этой игры – научить малыша подражать вам в действиях с игрушкой.

Игра “Вот какие глазки!”

Вам понадобится кукла, у которой закрываются и открываются глазки.

Достаньте из-за спины куклу, сказав малышу: “Вот кукла – куклу зовут Ля-ля!. Куколка - Ля-ля умеет закрывать и открывать глазки. Вот так!” Покажите малышу, как можно указательным пальчиком закрыть и открыть глазки у куколки. Придерживая ручку и указательный пальчик малыша, помогите ему повторить действия – закрыть и открыть глазки у куколки. Спрячьте куколку и вновь покажите ее малышу, спросив: “Где Ля-ля?” (Выдержите паузу). “Вот куколка – Ля-ля. Где у куколки глазки?” (Снова пауза). “Вот глазки! Закрой глазки!” (Дождитесь действий малыша). “Так-так!”

Играйте вновь и вновь в эту игру, и Ваш малыш научится вытягивать указательный пальчик и находит у куклы глазки.

Игра «Ах вы, сени…»

Вам понадобятся две одинаковые небольшие куколки. Напевайте веселую плясовую мелодию, приподнимая и опуская куколку. Говорите при этом: «Ляля пляшет! Вот как пляшет!»

Дайте малышу куколку и предложите показать, как она пляшет. Выполняйте движение вместе.

Ах вы, сени, мои сени, Сени новые мои, Сени новые, кленовые, Решетчатые.

(Русская народная песня)

Игра «Куклы в коробке»

Вам понадобиться коробка со знакомыми малышу игрушками, среди которых и любимая кукла малыша. Положите в коробку новую куклу, которая будет отличаться от старой, уже изученной. Попросите ребенка найти куклу. Когда малыш найдет знакомую куклу порадуйтесь вместе с ним, похлопайте в ладоши. Но потом с удивлением заметьте: «Ой, да ведь там есть еще одна кукла! Поищи ее! Найди подружку для своей Ляли». Если кроха сам без вашей помощи или подсказки найдет новую куклу, обязательно похвалите его, обнимите, поцелуйте. Изобразите, как кукла радуется, что теперь у нее появился друг. В том случае, если ребенок не смог найти и показать вам новую куклу среди нескольких знакомых игрушек не расстраивайтесь. Достаньте куклу из коробки и познакомьтесь с крохой, от ее имени.

 

Игра "Кукла спряталась"

Вам понадобятся кукла и прозрачный платок.

Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места.

Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:

Вот красивая игрушка, - Наша куколка Катюшка, Может хлопать, может петь, Кто желает посмотреть?

Спрячьте под платок куклу на глазах ребенка, спросите: Где куколка - Ля-ля? Найди! Каждый раз, когда малыш доползет или дойдет до игрушки и снимет платок, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте ее под платок, но уже в другом месте комнаты.

Игра «Куколка идет»

Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:

Уходи с дороги, кот,

Наша куколка идет,

Топ – топ – топ – топ,

Топ – топ – топ – топ.

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

Бах! Упала!

При последних словах уроните куклу, пожалейте ее, продолжая:

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

Топ – топ – топ – топ,

Топ – топ – топ – топ.

Вот какая куколка!

Отдайте куклу малышу, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить ее, ронять, жалеть. Когда малыш научится действовать с одной куклой, научите его переносить эти же действия на другие куклы, а потом и на другие игрушки, например, на мишку, зайку, собачку и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: