Этап - конструирование способа работы со словарем.




У: Спасибо. Ребята, вам не кажется, что у словаря есть свои секреты? Для того, чтобы найти любое слово в словаре, нужно знать эти секреты. Давайте откроем эти секреты. Откройте все словари на первой странице. Давайте прочитаем первые| слова.

Катя: Читает первые слова: абажур, и т.д.

У: Что вы заметили?

Д (после минутного обсуждения в паре): Слова в словаре находятся в алфавитном порядке.

У: Итак, мы открыли первый секрет словаря. Слова находятся в словаре в алфавитном порядке. Поэтому для того, чтобы найти любое слово в словаре, что нужно сделать? Правильно, нужно знать алфавит.

Итак, с какой буквы начинается наше слово?

Д: С буквы Л.

У: А между какими буквами расположена буква Л?

Целесообразно, чтобы на этом этапе урока у каждого на столе был алфавит, чтобы дети не тратили время на вспоминание алфавита (стоит другая задача), а быстро могли в нем ориентироваться. У детей такого алфавита под рукой не было.

Д: Между буквами К и М.

У: Теперь мы можем попытаться найти наше слово в словаре?

Д: Да.

У: Тогда у меня к вам еще один вопрос. Скажите, мне пожалуйста, чтобы найти слово «лопата» в словаре, мы будем читать все слова на букву Л?

Не нужно было здесь опережать события. Данный вопрос преждевременный. Нужно было дать ребятам вновь обратиться к словарю (после с первого секрета), чтобы они попытались найти нужное слово. А после отрефлексировать способы работы разных учащихся. И тогда бы сам собою всплыл вопрос учителя...

Коля: Надо смотреть, чтобы после Л шла буква А или О.

У: Какие слоги мы будем пробегать глазками? (И сама же отвечает). Посмотрим слог ЛА, и если не найдем, то слог ЛО.

Коля: У меня дополнение. В некоторых словарях на верху страницы пишутся три буквы, чтобы легче было найти это слово.

У: Хорошо. Итак, мы рассмотрели главный секрет словаря (слова находятся в алфавитном порядке), и выяснили, как будем искать слово в словаре. Поэтому давайте сделаем вторую попытку и постараемся найти наше слово в словаре.

Д: Работают со словарем. Те, кто нашел с первого раза, помогают своим соседям по парте. Остальные работают индивидуально.

Во время работы у одного мальчика (Сережи) был постоянный вопрос. Он его фиксировал с помощью знака «?». Так и оставался этот ребенок со своим вопросом все последние 15 минут урока...

У: Поднимите руку те, кто со второго раза нашел это слово?

Дети практически все, за исключением нескольких человек, нашли слово.

У: Хорошо. Тогда нам нужна третья попытка. Но все равно к концу урока мы все найдем это слово. Итак, скажите (будем работать с теми, кто нашел это слово), какое слово вы нашли в словаре?

Этим действием учитель практически отсекает детей (5 человек), которые так и не нашли слово, вместо того, чтобы привлечь других учащихся через рефлексию для помощи детям, имеющим затруднения.

Алиса: Лопата.

У: А у нас какое слово было?

Д: Лопатой.

Д: А какая разница?

У: А в словаре есть слова «лопатой»? А нужно ли нам искать слово «лопатой»? Мы нашли слово «лопата». С помощью слова «лопата» можно узнать как пишется слово «лопатой». Сейчас посмотрим, все ли буквы мы можем проверить в этом слове. Кстати, мы открыли еще один секретик словаря. Секрет будет заключаться в следующем: слово «лопата» называет один предмет, т.е. находится в единственном числе, и для того, чтобы найти это слово (показывает на написанное слово «лопатой»), нужно поставить его в начальную форму. И поэтому в словаре только слово «лопата». Согласны?

Д: «Угу».

Посмотрите, учитель «забросал» детей такой информацией!...- единственное число, начальная форма... В ответ дети смогли только сказать: «Угу».

У. Теперь кто может пойти к доске и вставить на доске буковки в это слово.

Гера: Идет к доске. Вставляет буквы и у него получается

Л О П А Т А Й

Обратите внимание! То, что предсказывали в начале разбора урока (дети не смогут правильно написать предложенное учителем слово), подтвердилось. Дети в слово «лопатой» вставляют буквы из слова «лопата». И самое главное, практически все дети (за исключением Карена) согласились с записью Геры. Эта проблема у детей осталась, справиться с нею они пока не могут, нет средств; поэтому и нужно было избежать учителю подобных слов (с орфограммами слабых позиций в окончании).

У: У меня вопрос. Ты все буквы из словаря вставил сюда. Да? Все дети согласны с Герой?

Д: Все до единого поднимают знак «+», т.е. все согласны (кроме Карена).

У: Все согласны?

Карен: Я сомневаюсь в букве «а».

У: Молодец. И правильно делаешь, что сомневаешься. Оказывается, букву на конце слова нельзя писать. Здесь пока орфограмма слабой позиции остается.

Почему? Эта проблема повисла в воздухе. Ясно, что сейчас нет оснований для решения этой задачи. Но хотя бы как-то знаком вопроса можно было бы в сознании детей это зафиксировать (в углу школьной доски обозначить этот вопрос и пообещать через некоторое время вернуться к нему). Другого выхода нет, коль такая ситуация на уроке случилась.

Итоги по данному этапу урока:

Основной недостаток данного этапа заключается в том, что весь способ работы со словарем учитель сконструировал САМ. Сам ставит задачу, сами решает. А что делать тем ребятам, которые с первого раза нашли это слово. Учитель не учел при проектировании урока, что могут быть дети, которые быстро, сразу найдут решение. При такой ситуации можно было бы развернуть рассмотрение секретов словаря через рефлексию детей, которые справились с нахождением слова, задав им вопрос: "Что помогло вам так быстро найти заданное слово?". Тогда, возможно, дети сами вышли бы на секрет словаря.

И второй момент - отсутствовала фиксация секретов словаря в специальной тетради открытий.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!