Структура дисциплины и формы организации учебного процесса по курсу




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра отечественной истории и МПИ

Утверждено

На заседании кафедры

«___»________ 200_ г.

Зав. кафедрой

_________ Н.П. Шмакова

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

 

для студентов, обучающихся по специальности

«032600.00 – История с дополнительной специальностью»

 

 

Составитель – Василенко С.А.

 

Челябинск - 2007


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………………3

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА………………………………………………………………3

2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………...3

2.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА……………………………………………………….5

2.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….11

 

III. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА………………………………………..14

3.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА……………………………….14

3.2. СООТНОШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО МОДУЛЯМ ПРОГРАММЫ(в %)…………..………………………………………….14

3.3. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ…………………………..15

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………………………..22

4.1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ ПО МОДУЛЯМ………………………………………………………………………………….22

4.2. ТЕМЫРЕФЕРАТОВ…………………………………………………………24

4.3. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ……………………………………25

4.4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ………..…………………………………………25

4.5. ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ………………26

 

 

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫПОДГОТОВКИ

учителя истории и (в соответствии с дополнительной специальностью)

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600.00 История с дополнительной специальностью

 

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы  
     
ДПП.Ф.08   Вспомогательные исторические дисциплины Предмет и метод вспомогательных исторических дисциплин. Содержание, история развития и современное состояние вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, генеалогии, нумизматики, ономастики. Функции вспомогательных исторических дисциплин в познании прошлого. Комплексное использование вспомогательных исторических дисциплин для овладения навыками внешней критики документов: их датировки, установления подлинности, авторства, места написания. Возможности использования вспомогательных исторических дисциплин для решения самостоятельных вопросов базового исторического исследования в области социально-экономической, политической истории, а также истории культуры и искусства.    

 

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вспомогательные исторические дисциплины выходят за рамки чисто источниковедческих задач. Они имеют самостоятельное значение в изучении исторического процесса. Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из исторических источников. Изучением исторических источников, определением степени отражения в них объективной реальности занимается источниковедение. Источниковедение дополняют вспомогательные исторические дисциплины, которые занимаются внешним анализом историческим источников.

Вспомогательные исторические дисциплины дают возможность получить информацию о происхождении источника и его текста, времени и месте его возникновения, авторстве, условиях написания, подлинности и, наконец, о возможности восстановления утраченных мест первоначального текста. Вспомогательные исторические дисциплины позволяют уточнить и дополнить информацию, полученную из исторических источников.

Цель данного курса - освоение будущими педагогами-историками основ анализа исторических источников с помощью методов вспомогательных исторических дисциплин как условия их профессиональной компетентности.

Реализация поставленной цели предполагает решение двух групп взаимообусловленных образовательных задач.

Первая группа задач связана с освоением студентами конкрет­ного образовательного содержания, которое включает следующие знания:

- о различных типах письма, о возникновении письменности на территории нашей страны,

- о различных начерках кирилловского письма,

- о различных системах счета времени и их развитии, о создании календарей,

- о методах перевода исторических дат на современную систему летоисчисления,

- о различных системах мер длины, веса и их развитии, о методах перевода измерений в исторических источниках в современную метрическую систему,

- о денежных единицах и их видах, о различных денежных системах и их развитии, о методах исторического анализа информации источников относительно денежных единиц

- о происхождении печатей, их видах, матрицах,

- о происхождении гербов, о законах теоретической геральдики, о происхождении государственного герба России, гербов российских городов, дворянских родов XVIII-XX вв.

Вторая группа задач связана с овладением студентами следую­щими практическими умениями:

- чтения текстов XIII-XVIII вв.,

- перевода дат на современную систему летоисчисления, определения дня недели исторических дат, определения даты Пасхи и датировки событий по указаниям на церковные праздники,

- перевода измерений в исторических источниках в метрическую систему,

- соотнесения денежных единиц в исторических источниках со стоимостью благородного металла,

- составления генеалогического древа,

- анализа происхождения и «расшифровки» географических названий, имен.

 

Преподавание курса “Вспомогательные исторические дисциплины” на историческом факультете предполагает чтение лекций в объеме 22 часов, проведение практических занятий в объеме 10 часов и лабораторных занятий в объеме 4 часов для студентов дневного отделения в течение первого семестра обучения.

Главная особенность данного курса состоит в его практической направленности. Помимо теоретического материала в лекциях даются методики практического применения вспомогательных исторических дисциплин. На семинарских и лабораторных занятиях отрабатываются практические навыки - чтение исторических источников, решение хронологических и метрологических задач.

Изучение курса проходит по модульной программе, включающей 4 модуля, каждый из которых представляет целостный, законченный по смыслу раздел учебного материала.

Особое внимание при изучении курса необходимо уделить организации самостоятельной работы студентов. Инвариантная часть самостоятельной работы обязательна для всех студентов. Выполнение заданий из вариативной части самостоятельной работы позволяет студенту повысить свой рейтинг. Формы организации и контроля самостоятельной работы, соответствующие задания и литература разработаны для каждого модуля и представлены в методических материалах. На зачете студенту разрешается пользоваться всеми материалами, которые он нарабатывает во время семестра - таблицами, скорописными знаками, конспектами метрологических данных.

Работа над курсом предполагает различные формы контроля: устный индивидуальный и фронтальный контроль, письменный экспресс-контроль, а также программированный контроль (компьютерное тестирование).

Данный учебно-методический комплекс содержит: выписку из государственного стандарта, учебную программу, рабочую модульную программу, содержание модулей, задания для самостоятельной работы студентов, терминологический минимум, требования и опорные вопросы к зачету, список рекомендуемой литературы.

 

Структура дисциплины и формы организации учебного процесса по курсу

Вид занятий Всего часов
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО)  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары  
Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа  

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Взаимосвязь вспомогательных исторических дисциплин и комплексный метод их использования Их практическое применение в работе с историческим источником: выявление подлинника, копии, подделки, времени, условий, места его составления и т.д. Использование материала вспомогательных исторических дисциплин.

Период начального «практического» развития вспомогательных исторических дисциплин. Накопление фактических знаний и научное развитие. Дискуссионные и недостаточно изученные вопросы.

Палеография. Предмет, задачи и метод палеографии. Взаимосвязь палеографии с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории развития палеографии.

Возникновение письменность и причины, вызвавшие ее появление. Древнейшие сведения о письменности у восточных славян. Славянские алфавиты: кириллица и глаголица. Спорные вопросы о времени их возникновения и авторстве. Использование букв славянских алфавитов для цифровых обозначений. Реформы кирилловского алфавита.

Старославянский язык и изводы. Кирилл и Мефодий и церковнославянский язык.

Внешние признаки письменных источников Древней Руси (XI – XII вв.). Характеристика письменности и наиболее известных рукописных памятников Древней Руси. Пергамен. История его возникновения. Береста. Общая характеристика уставного письма. Древнейший устав XI – XII вв. и его особенности. Особенности графики берестяных грамот. Орудия письма, чернила, краски. Формат и переплет рукописей. Элементы рукописных книг. Древнерусский (старовизантийский) орнамент. Миниатюра.

Внешние признаки письменных источников Руси XII – конца XV вв. Характеристика письменности и наиболее известных рукописных источников. Причины вытеснения пергамена бумагой. Техника производства бумаги. Водяные бумажные знаки: филиграни, вержеры, пантюзо и их практическое значение для производства и быта. Использование филиграней для датировки бумаги. Поздний устав XIII – XIV вв. и причины его перехода в полуустав. Характерные черты полуустава и его разновидности. Орудия письма, чернила, краски. «Чудовищный» (тератологический) орнамент, его общие черты и местные особенности. Вопрос о происхождении «чудовищного» орнамента. Миниатюра. Тайнопись и ее наиболее распространенные системы. Вязь как декоративное письмо.

Внешние признаки письменных памятников русского государства конца XV – XVII вв. Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных памятников XV – XVII вв. Приказная система и ее делопроизводство. Бумага как основной материал для письма. Бумажные водяные знаки иностранной бумаги, разнообразие их вариантов и постепенное усложнение формы. Справочники бумажных водяных знаков и практическое их использование в работе исследователя. Понятие «черной» и «белой» даты. Эволюция полуустава в скоропись. Особенности скорописи XV, XVI, XVII вв. Дальнейшие судьбы полуустава. Книжное письмо. Орудия письма, чернила, краски. Формат. Особенности столбцового и книжного приказного делопроизводства. Переплет. Балканский и неовизантийский орнамент. Характерные особенности этих художественных стилей. Вопрос о происхождении старопечатного орнамента и его характерные особенности. Распространение орнамента. Московское барокко и его художественные особенности. Поморский стиль. Миниатюра XV – XVII вв. и влияние на ее развитие художественных школ Андрея Рублева и Симона Ушакова. Вязь. Показатели вязи XV – XVII вв. Тайнопись и ее наиболее распространенные системы.

Внешние признаки письменных источников России XVIII – начала XX вв. Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных источников. «Генеральный регламент» и установление порядка канцелярского делопроизводства. Создание архивов и архивного дела. Бумага как основной материал для письма. Организация отечественного производства бумаги. Гербовая бумага, филиграни, клейма, штемпели, цвет, плотность, химический состав, технология производства – показатели времени выпуска бумаги. Факторы, оказавшие воздействие на графику скорописи XVIII – XIX вв. Особенности скорописи XVIII – XIX вв. и ее приближение к современному письму. Академическое и канцелярское письмо и его почерковые особенности. Значение наблюдений за знаками препинания, орфографией, буквенными изменениями алфавита, почерками для датировки и определения авторства. Украшения. Поморский старообрядческий стиль в рукописном орнаменте. Практика использования старообрядцами. Вариантов более ранних художественных стилей. Художественные стили рококо (середина XVIII в.), Людовика XVI (вторая половина XVIII в.) и ампир (XIX в.) в русском книжном орнаменте. Миниатюра. Формат. Орудия письма XVIII, XIX, ХХ вв. Чернила и их химический состав (XVIII-ХХ вв.).

Правила передачи архивных текстов. Археография, как отрасль исторического знания, и ее задачи. Из истории развития археографии. Археографическая передача текстов архивных источников до начала XVI в. Передача текста архивных рукописей XVI-XVIII вв. и допустимые отступления от оригиналов источников. Воспроизведение архивных текстов XIX – ХХ вв. Правила лингвистического издания.

Историческая хронология. Предмет и задачи исторической хронологии. Из истории изучения исторической хронологии. Математическая хронология и понятия астрономических суток, лунного (синодического) месяца и астрономического (синодического) года. Несоизмеримость природных и искусственных (календарных) единиц времени и невозможность создания идеального календаря. Понятие календаря. Солнечные, лунные и лунно–солнечные календари. Древнейшие календарные системы: вавилонская, древнеегипетская, древнегреческая и византийская. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей. Эры и их виды.

Русская система счета времени. Земледельческий календарь славян и названия месяцев. Дни недели. Деление суток. Начало года. Мартовский, ультрамартовский и сентябрьский календарные стили. Эра от сотворения мира. Реформы календарей 1699 и 1918 гг. Проекты всемирного календаря.

Прямая и косвенная датировка. Перевод древнерусских дат на современное летоисчисление. Использование формул и таблиц. Счет индиктами. Круги солнца и определение дня недели. Датировка по переходящим и непереходящим праздникам церковного календаря. Определение дат по астрономическим явлениям (солнечным и лунным затмениям, активности солнца, комете Галлея). Использование косвенных данных других вспомогательных исторических дисциплин для датировки.

Историческая метрология. Предмет, задачи и метод исторической метрологии. Источники изучения метрологии. Из истории изучения метрологии.

Метрология Древнерусского государства (Х – начало XII в.). Меры длинны: пядь, локоть, сажень, поприще, их разновидности, подразделения. Народно-бытовые меры длинны. Меры поверхности (площади). Меры веса и их связь с денежными единицами (гривна, золотник). Меры объема сыпучих и жидких мер.

Метрология периода феодальной раздробленности (XII – конец XV вв.) Меры длины, поверхности, сыпучих тел, жидкостей и веса. Разнообразие местных единиц измерения и причины этого явления. Сохранение некоторых общерусских мер.

Метрология единого Российского государства (конец XV – XVII вв.). Правительственная политика в области унификации мер в едином Российском государстве и пережитки феодальной раздробленности в системе мер: новгородская и московская системы. Меры длинны (путевые и межевые сажени, аршин, вершок). Меры поверхности: четверть (четь), коробья, десятина. Меры налогового обложения: соха, обжа, четверть, выть, копна. Сошное письмо. Социальная сущность сошного обложения. Меры сыпучих тел: четверть и ее части, приимочные и раздаточные меры. Меры для изменения соли. Меры жидких тел: ведро и его части. Серы веса: пуд, фунт, золотник и др.

Метрология XVIII – ХХ вв. Первые попытки организации научного обоснования русских мер в 1737 г. и поверочного дела. Указы 1797 г. и закон 1835 г. «О системе российских мер и весов» и перевод русских мр на английскую систему мер. Меры длины: аршин, сажень, верста. Английские заимствования: фут, дюйм, линия, точки. Меры поверхностей. Меры сыпучих и жидких тел. Меры веса. Аптекарский вес.

Создание международной метрической (десятичной) системы во Франции и вопрос о ее введении в России в конце XIX – начале ХХ в. Переход к метрической системе мер в России в 1919 – 1927 гг. Общая характеристика метрической системы мер. Дальнейшее уточнение и стандартизация мер. Эталоны мер. Международная система единиц измерения.

Сфрагистика. Предмет, задачи и методы сфрагистики. Связь сфрагистики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории изучения сфрагистики.

Происхождение печатей. Виды печатей. Матрицы и оттиски. Способы прикрепления печатей к документам.

Печати Древнерусского государства (X – XII вв.). Княжеские печати «архаической традиции» и «Греко-русского типа». Изображения на печатях. Церковные печати домонгольского периода. Стремление к унификации церковных печатей. Печати должностных лиц. Печати с русской благожелательной надписью, печати с надписью «дънъслово», печати с патрональным изображением двух святых, с изображением княжеского знака и свято. Древнерусские пломбы «дрогического типа». Персональная атрибуция анонимных печатей.

Печати Новгородской и Псковской феодальных республик (XI – XV вв.). Новгородские владычные печати: именные и анонимные. Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов. Печати новгородского совета господ. Новгородские кончанские и монастырские печати. Печати Псковской феодальной республики.

Княжеские печати периода феодальной раздробленности. Анонимные княжеские печати XII – начала XIV вв. (печати Александра Невского и Андрея Александровича). Княжеские печати XIV – XV вв., потеря анонимного принципа их оформления (печати Ивана Даниловича Калиты, Дмитрия Ивановича Донского, Василия I Дмитриевича, Василя Васильевича Темного). Расшатывание иконописного типа патронального святого на печатях.

Печати единого Российского государства XV – XVII вв. Большая государственная печать и ее символика. Малая государственная печать и ее символика. Малая государственная печать («кормленная»). Печати центральных государственных учреждений и отражение их в символике функций конкретных приказов. Печати местных учреждений. Печати должностных лиц. Городские и областные печати.

Печати Российской империи XVIII – начала ХХ вв. Государственная печать Петра Великого. Регламентирование применения большой, средней и малой государственных печатей в 1882-1883 гг. Печати центральных и местных учреждений. Печати частных лиц.

Печати ХХ в. Государственная печать Временного правительства. Государственные печати РСФСР, СССР. Печати учреждений.

Геральдика. Предмет, метод и задачи геральдики. Связь геральдики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории изучения зарубежной и отечественной геральдики. Спорный вопрос определения «что такое герб».

Происхождение гербов. Социальная сущность гербов. Теоретическая геральдика. Составные части герба: щит, его формы. Деление щита и его цель. Гербовые цвета (финифти), металлы и меха. Их графическое изображение. Геральдические и негеральдические фигуры щита и их смысл. Дополнительные (необзательные) элементы герба: шлем, нашлемник, мантия, намет, щитодержатели, сень, девиз. Смысл этих фигур. Геральдическая терминология и порядок описания герба. Строгие правила теоретической геральдики. Наказания герба и его владельца.

Государственный герб России. Его происхождение и смысл символики. Вопрос византийского и западного заимствования двуглавого орла. Внесение дополнительных элементов в государственный герб при Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, Николае I. Учреждение Большого, Среднего и Малого государственных гербов в 1882-1883 гг. и их эмблематика. Изменение государственного герба при Временном правительстве. Создание государственного герба РСФСР, СССР, союзных и автономных республик. Их символика. Возвращение к «старому» Российскому государственном гербу в 1993г.

Частные гербы. Первые упоминания о дворянских гербах в России в конце XVII в. Начало составления частных гербов при Петре I. Оформление герба и условия его получения. Составление «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». Гербы потомков князей Рюриковичей, князей Гедиминовичей и характеристика их эмблематики. Гербы княжеские, графские, баронские, дворянские (родовые и выслужные), гербы «Выезжих» родов их стран Западной Европы и Востока. Примеры гербов и их эблематика. Возрождение дворянских гербов (конец ХХ в.).

Нумизматика. Предмет, задачи и методы нумизматики. Монеты как важнейший исторический источник. Связь нумизматики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории изучения нумизматики. Классификация и систематизация монет. Монетные каталоги. Коллекция монет. Нумизматические общества. Понятия и термины нумизматики.

Обменные операции и эквиваленты денег в древности. Переход к денежному обращению. Древнейшие монеты, их внешний вид и территориальное распространение.

Клады как основной объект и важный исторический источник нумизматического исследования. Методика изучения кладов. Виды кладов. Их датировка и топография.

Монеты и денежное обращение Древнерусского государства. Римские монеты на территории Восточной Европы (денарии, антонианы). Византийские (солиды, милиарисии), восточные (дирхемы), западноевропейские монеты (денарии) на территории Древней Руси. Возникновение русской денежно-весовой системы. Первые русские монеты (златники и серебряники). Дискуссионность вопроса о времени и причинных их появления. Внешний вид первых русских монет.

Древнерусская денежная терминология и денежный счет домонгольской Руси (XII – XIV вв.).

Серебряные платежные гривны-слитки. Безмонетный период в истории Руси XII – XIV вв.).

Русские монеты и денежное обращение XIV – XV вв. Возобновление самостоятельной чеканки монет. Русские монеты XIV – XV вв. Техника монетного производства. Центры монетного производства: Москва, Нижний Новгород, Суздаль, Рязань, Тверь, Новгород Великий, Псков. Особенность местных монетных систем. Московский и новгородский денежный счет. Создание предпосылок для единой монетной системы Русского государства в середине XV в. как результат развития экономических связей.

Русская монетная систем XVI – XVII вв. Реформа 1534 г. Создание единой общегосударственной денежной системы. Копейка и деньга. Происхождение термина «копейка». Постепенное понижение монетной стопы. Польско-шведская интервенция и денежное обращение. Попытка введения крупного монетного номинала и медных денег. Реформа 1654-1663 гг. Талеры в русском денежном обращении их использование в производстве русских серебряных денег. Новые денежные номиналы. Технология чеканки. Расстройство денежно-рыночных отношений. «Медный» бунт. Восстановление дореформенной денежной системы. Монетная стопа конца XVII в.

Русская монетная система в XVIII – начале ХХ в. Монетная реформа Петра I. Цели реформы, ее проведение и значение. Появление новых номиналов серебряных и медных монет. Типы монет. Их названия. Новая техника производства монет. Монетные дворы. Введение проб для монетного металла. Завершение сложения десятичного принципа в денежном счете.

Монетная система России в послепетровское время. Изменения монетной стропы. Выпуск бумажных денег во второй половине XVIII в. Денежная Е.Ф. Канкрина. Кредитные билеты. Их основные номиналы. Денежная реформа С.Ю. Витте и переход к золотому денежному отношению.

Монеты ХХ в. Эмиссия бумажных денег как следствие гражданской войны и иностранной интервенции. Новая экономическая политика и деноминация денежных знаков. Первый выпуск советских серебряных монет и их вес. Денежная реформа 1922-1924 гг. и ее значение. Денежные монетные выпуски 20-30-х гг. Монетный металл и изображения на монетах. Денежные реформы 1947 и 1961 гг. Монетный металл и изображения на монетах. Юбилейные и памятные монеты. Изменение внешнего вида монет в 90-х гг. ХХ в.

Историческая ономастика. Предмет, задачи и метод исторической ономастики. Связь ономастики с другими вспомогательными историческими дисциплинами, историей и социологией. Из истории развития исторической ономастики. Социальная обусловленность имен собственных. Доономастиеское, ономастиеское и отомастическое значения. Форманты имен собственных и их значения.

Историческая топонимика как раздел ономастики. Предмет и задачи. Законы ряда и относительной негативности названий. Роль топонимики для изучения этногенеза и колонизационно-миграционных процессов. Топонимический субстрат. Гидронимия территорий России. Речные форманты. Этимологические типы названий населенных пунктов. Микротопонимия. Топонимия Родного края.

Историческая этнонимика как раздел ономастики, предмет и задачи. Связь топонимики с этнонимикой. Происхождение названий народов России, «ближнего» зарубежья и крупнейших стран.

Историческая антропонимика как раздел ономастики. Предмет, задачи и метод. Социальная обусловленность личного имени. Системы личных наименований и их изменения. Закон ряда в антропонимике. История русских личных имен. Дохристианские имена. Христианизация и адаптация календарных имен. Не календарные имена. Отчество и дедичество. Возникновение фамилий. Разветвление фамилий. Фамилия с формантом
-ский. Посадские фамилии. Фамилии духовенства. Крестьянские фамилии. Имменики разных территориальных и социальных групп. Мода на имена.

Генеалогия и система социального этикета. Предмет, задачи, метод генеалогии. Связь с генеалогии с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории изучения генеалогии. Роль генеалогии в изучении политической истории и процессов классообразования и экономики. Значение генеалогии для архивного дела и историко-биографических исследований.

Методика генеалогического исследования: генеалогические таблицы и росписи. Генеалогические источники. Особенности изучения дворянской и не дворянской генеалогии. Матримониальные связи и редукция предков.

Отечественная генеалогия. Рюриковичи, Гедиминовичи и выезжие князья. Старомосковское боярство. Формирование дворянского сословия. Дворянство XVI – XVII вв. Дворянство XVIII – XIX вв.: потомственные и «выслуженные». Генеалогия посадских и купеческих. Генеалогия крестьянства. Генеалогия рабочего класса и формирование кадрового пролетариата. Перспективы изучения трудовых династий ХХ в.

Система социального этикета. Чины и награды в Российском государстве XV – XVII вв. Табель о рангах 1722 г. Развитие системы чинов и званий в дореволюционной России. Сословно-классовый характер наградной системы в дореволюционной России. Ордена, медали, знаки отличия в царской России. Введение знаков отличий в Красной Армии. Введение в СССР персональных воинских званий и развитие из системы. Не воинские звания в СССР. Возникновение и развитие советской наградной системы. Ордена и медали. Ордена и медали в Российской Федерации с 1992 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: