Вопрос №2. Механизм функционирования рынка.




Свободный рынок: сущность, структура и механизм действия

 

Вопрос №1. Сущность рынка

Рынок – это совокупность форм и способов взаимодействия хозяйствующих субъектов, кот. продают и покупают эк. блага.

Субъекты рыночной экономики:

· Домашние хоз-ва – это самостоятельные эк. единицы, кот. принимают эк. решения, являются собственниками каких-либо ресурсов и стремятся к max удовлетворению своих потребностей.

· Фирмы – самост. эк. единицы, принимающие решения о способах использования ресурсов, стремящиеся к максимизации прибыли посредством производственной и коммерческой деят-ти.

· Гос-во – правительственные учреждения, использующие юридическую и полит. власть для гос. регулирования экономики. Гос-во использует также свою собственность для ведения предпринимательской деят-ти.

В историческом плане рынок стал результатом пр-ва, обмена и тех условий, кот. породили тов. пр-во и обмен. Эти условия:

ü Общественное разделение труда

ü Обособление производителей как собственников

Рынок формируется, когда тов. пр-во достигает высокой ступени зрелости. В становлении и развитии рынка можно выделить несколько этапов:

1) Формирование рынка (с простейших форм обмена до крупного машинного пр-ва). Пр-во приобретает массовый характер. Роль всеобщего эквивалента закрепляется за деньгами. Сначала формируются локальные рынки, затем они объединяются в нац. рынки, а совокупность нац. рынков образует мировой рынок.

2) Функционирование конкурентного рынка – это этап домонополистического капитализма. Его характерные черты:

a) Независимость эк. субъектов, т.е. свобода выбора деят-ти, право продавцов самим определять цены.

b) Наличие свободных ресурсов.

c) Неограниченное кол-во продавцов, никто из кот. не в состоянии влиять на цену.

d) Достоверная информация о рынке.

Эта модель рынка близка к идеальной. В действительности рынок испытывал ряд ограничений.

3) Монополистический капитализм (рубеж 19-20 вв.) Монополистический капитал производит учёт рынка, делит его на сферы влияния, устанавливает цены и объёмы пр-ва. Впоследствии рынок становится объектом гос. регулирования.

Материальной основой рынка является движение товаров и денег. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат производителей и продавцов, а также к удовлетворению спроса и предложения.

Сущность рынка выражается также в его функциях:

§ Регулирующая – соглосование структуры пр-ва и потребления.

§ Стимулирующая – создание стимула к пр-ву с наименьшими затратами благодаря внедрению достижений прогресса.

§ Ценообразующая – установление эквивалента обмена.

§ Посредническая – установление связи между продавцами и покупателями с помощью механизма цен.

§ Информационная – предоставление информации продавцам и покупателям о спросе и предложении товара с помощью колебаний цен и процентных ставок.

§ Санирующая – вымывание из экономики неконкурентоспособных производителей.

Рынки классифицируются по множеству признаков:

1) По степени конкуренции – рынки совершенной и несовершенной конкуренции;

2) По степени регулирования – свободные и регулируемые;

3) По объёму продаж – оптовые и розничные;

4) По степени соотв. правовым нормам – легальные и нелегальные (теневые);

5) По ширине охвата – местный, региональный, национальный, мировой;

6) По эк. назначению объектов продажи – рынки конечной продукции и рынки ресурсов.

 

Вопрос №2. Механизм функционирования рынка.

a) Рыночный спрос и факторы, его определяющие; эластичность спроса

Основные элементы рыночного механизма – это спрос (С), предложение (П), цена (Ц) и конкуренция (К). Различают 3 вида С:

ü Индивидуальный – С отдельного покупателя;

ü Рыночный – С всех покупателей на опред. товар;

ü Совокупный – С на все товары в масштабах нац. экономики.

Рыночный С – это платёжеспособная потребность в определённом товаре или услуге при данной цене.

На С влияют следующие факторы:

1) Ц данного товара (чем выше Ц, тем ниже величина С на товар). Эту зависимость называют законом спроса (ЗС). Она иллюстрируется с помощью кривой С.

 
 


P – цена

Q – кол-во

D – спрос

 

ЗС объясняется следующими факторами:

a) Закон убывающей предельной полезности – «каждую последующую единицу товара покупатель ценит ниже, чем предыдущую». Поэтому купить большее кол-во товара он согласен по меньшей цене.

b) Эффект дохода. Падение Ц приводит к росту реального дохода покупателя, т.е. его покупательной способности.

c) Эффект замещения. Снижение Ц товара означает, что он становится дешевле относительно других товаров. Поэтому покупатели стараются заменить дешёвыми товарами другие товары, кот. стали относительно дороже.

Из ЗС есть несколько исключений:

§ Эффект Гиффена;

§ Эффект Веблена;

§ Эффект Сноба;

§ Эффект присоединения к большинству; конформизм.

2) Ц других товаров. Различают товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплементы). Рост Ц субститута ограничивает С на него и увеличивает С на основной товар. Рост Ц комплемента сокращает С как на него, так и на основной товар.

3) Доходы (Д) покупателей. Связь между Д и С зависит от характера товара.

· Нормальный товар – это товар, С на кот. растёт по мере роста Д.

· Низший товар – это товар, С на кот. падает или меняется по мере роста Д. К таким товарам, как правило, относятся субституты.

4) Вкусы и предпочтения покупателей.

5) Сезонность потребления товаров.

6) Ожидания покупателей в отношении Ц и Д. Ожидание роста Ц и получение Д увеличивает текущий С.

7) Кол-во покупателей на рынке.

Зависимость С от определяющих его факторов представляет собой функцию С.

QD = f (X1, X2,...,Xn)

QD – величина спроса (ВС)

Xn – факторы

С и ВС – это разные понятия. Различия:

1) С – качественная характеристика, а ВС – количественная. ВС – это кол-во товаров и услуг, кот. потребитель готов приобрести по данной Ц.

2) ВС зависит только от Ц данного товара, а С – от всех остальных факторов, кот. наз-ся неценовыми.

3) Изменение ВС графически отражается движением точки по одной и той же кривой С.

 
 

 


4) Изменение С отражается графически сдвигом кривой С. Новая кривая С показывает, что при одной и той же цене спрос может быть различным.

 
 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: