Эластичность спроса (ЭС)




- это его гибкость, изменчивость, реакция на изменение определяющих его факторов цены или дохода.

Факторы, влияющие на степень ЭС:

ü Степень необходимости данного товара для потребителя (чем выше необходимость, тем ниже ЭС).

ü Наличие на рынке товаров-заменителей (чем их больше, тем более эластичен С на данный товар).

ü Доля расходов потребительского бюджета, кот. приходится на данный товар (чем выше эта доля, тем выше ЭС).

ü Время (в коротком периоде С менее эластичен, т.к. его изменения запаздывают).

Степень ЭС измеряется с помощью коэффициентов. Рассчитывают коэффициенты ЭС по Ц, по Д и коэффициенты перекрёстной эластичности.

Общий вид коэф. ЭС по Ц:

ED= , P – цена; QD – ВС; ΔP – изменение цены.

Коэф. показывает, на сколько % изменится ВС при изменении Ц на 1%.

Процентные изменения ВС по Ц рассчитываются разными способами. Если изменения ВС и опред. её факторов незначительно (лишь 5%), используют коэф. точечной эластичности:

= \ = , - первоначальная ВС.

Если колебания ВС и опред. её факторов более 5%, рассчитываются коэф. дуговой эластичности С по Ц:

= - формула центральной точки.

Коэф. ЭС по доходу рассчитываются аналогично (Y – доход).

Перекрёстная эластичность (ПЭ) – это зависимость изменений С на один товар от изменения Ц другого товара.

Общий вид формулы ПЭ для товаров A и B:

При расчёте ПЭ также используется формула точечной и дуговой эластичности.

Если модуль коэф. ПЭ >1, то С эластичен; если модуль <1, то С – единичная эластичность; если → 0, С абсолютно не эластичен; если → ∞, то С – абсолютно эластичен.

       
   
 

 


QD=const

 

Альтернативный спрос (АС) – это изменение общего Д и Ц. Если Ц и общий Д меняются в разных направлениях, то С эластичен, а если Ц и общий Д продавцов меняются в одном направлении, то С не эластичен. Если при изменении Ц общий Д продавцов не меняется, то С с единичной эластичностью.

Знание степени эластичности С необходимо для установления цен на товары и для налогообложения. Гос-во устанавливает высокие налоги на те товары, С на кот. не эластичен.

 

b) Рыночное предложение и факторы, его определяющие; эластичность предложения

Предложение (П) – это желание и возможность производителей предложить на рынок товар по опред. Ц.

На П влияют следующие факторы:

1) Ц данного товара (чем выше Ц, тем выше величина предложения (ВП)). Эту зависимость называют законом предложения. Она иллюстрируется с помощью кривой П:

 
 

 

 


2) Издержки (И) пр-ва (чем выше И, тем ниже П).

3) Ц других товаров, производимых из аналогичного сырья. Если они растут, то производитель может переключиться на пр-во более дорогих товаров. Тогда П данного товара упадёт.

4) Инфляционные ожидания производителя. В ожидании роста Ц производители задерживают товары на рынок. Текущее П сокращается.

5) Налоги и субсидии (финансовая помощь гос-ва предприятиям). Чем выше субсидии, тем выше П (с налогами наоборот).

Зависимость П от определяющих его факторов представляет собой функцию П:

QS = f (X1,X2,...,Xn)

Различия между П и ВП аналогичны различиям между С и ВС.

 
 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: