- это его гибкость, изменчивость, реакция на изменение определяющих его факторов цены или дохода.
Факторы, влияющие на степень ЭС:
ü Степень необходимости данного товара для потребителя (чем выше необходимость, тем ниже ЭС).
ü Наличие на рынке товаров-заменителей (чем их больше, тем более эластичен С на данный товар).
ü Доля расходов потребительского бюджета, кот. приходится на данный товар (чем выше эта доля, тем выше ЭС).
ü Время (в коротком периоде С менее эластичен, т.к. его изменения запаздывают).
Степень ЭС измеряется с помощью коэффициентов. Рассчитывают коэффициенты ЭС по Ц, по Д и коэффициенты перекрёстной эластичности.
Общий вид коэф. ЭС по Ц:
ED= , P – цена; QD – ВС; ΔP – изменение цены.
Коэф. показывает, на сколько % изменится ВС при изменении Ц на 1%.
Процентные изменения ВС по Ц рассчитываются разными способами. Если изменения ВС и опред. её факторов незначительно (лишь 5%), используют коэф. точечной эластичности:
= \ = , - первоначальная ВС.
Если колебания ВС и опред. её факторов более 5%, рассчитываются коэф. дуговой эластичности С по Ц:
= - формула центральной точки.
Коэф. ЭС по доходу рассчитываются аналогично (Y – доход).
Перекрёстная эластичность (ПЭ) – это зависимость изменений С на один товар от изменения Ц другого товара.
Общий вид формулы ПЭ для товаров A и B:
При расчёте ПЭ также используется формула точечной и дуговой эластичности.
Если модуль коэф. ПЭ >1, то С эластичен; если модуль <1, то С – единичная эластичность; если → 0, С абсолютно не эластичен; если → ∞, то С – абсолютно эластичен.
QD=const
Альтернативный спрос (АС) – это изменение общего Д и Ц. Если Ц и общий Д меняются в разных направлениях, то С эластичен, а если Ц и общий Д продавцов меняются в одном направлении, то С не эластичен. Если при изменении Ц общий Д продавцов не меняется, то С с единичной эластичностью.
Знание степени эластичности С необходимо для установления цен на товары и для налогообложения. Гос-во устанавливает высокие налоги на те товары, С на кот. не эластичен.
b) Рыночное предложение и факторы, его определяющие; эластичность предложения
Предложение (П) – это желание и возможность производителей предложить на рынок товар по опред. Ц.
На П влияют следующие факторы:
1) Ц данного товара (чем выше Ц, тем выше величина предложения (ВП)). Эту зависимость называют законом предложения. Она иллюстрируется с помощью кривой П:
2) Издержки (И) пр-ва (чем выше И, тем ниже П).
3) Ц других товаров, производимых из аналогичного сырья. Если они растут, то производитель может переключиться на пр-во более дорогих товаров. Тогда П данного товара упадёт.
4) Инфляционные ожидания производителя. В ожидании роста Ц производители задерживают товары на рынок. Текущее П сокращается.
5) Налоги и субсидии (финансовая помощь гос-ва предприятиям). Чем выше субсидии, тем выше П (с налогами наоборот).
Зависимость П от определяющих его факторов представляет собой функцию П:
QS = f (X1,X2,...,Xn)
Различия между П и ВП аналогичны различиям между С и ВС.