1. Совершенствование форм разделения и кооперации труда;
2. Улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
3. Совершенствование нормирования труда;
4. Улучшение подготовки и повышения квалификации работников;
5. Улучшение условий труда.
Нормирование труда определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение определенного объема работ в конкретных организационно – технических условиях.
Под методом нормирования труда понимается способ исследования и проектирования трудового процесса для установления норм затрат труда.
Различают два основных метода:
- суммарный;
- аналитический.
При суммарном методе предполагают установление норм времени на операцию в целом т.е суммарно, а не на ее составные элементы.
При аналитическом методе анализируют конкретный трудовой процесс, разделяют операции на элементы, на них и устанавливают нормы времени. Он явл. более трудоемким.
Рабочее время - установленная законодательством продолжительность
рабочего дня (рабочей недели), в течение которого рабочий выполняет порученное ему задания. Все рабочее время содержит две части:
- нормируемое время (время, связанное с выполнением задания);
- ненормируемое время (время потерь).
Нормируемое время (Нвр) складывается из подготовительно – заключительного времени (Тпз), времени оперативной работы (Топ), времени обслуживания рабочего места (Том), перерывов на отдых и личные надобности (Тотл), перерывов по организационно – техническим причинам (Тпт).
Нвр = Тпз + Топ + Том + Тотл +Тпт
Методы изучения рабочего времени – это способы получения информации о состоянии использования фонда рабочего времени, рациональности выполнения производственной операции с целью повышения производительности труда.
- Издержки производства и себестоимость продукции
Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей коммерческой деятельности. Часть расходов, связанных с производственной деятельностью, погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Минимальный уровень цен устанавливается с учетом издержек производства и расходов на реализацию продукции.
Издержки производства подразделяются на: постоянные, переменные, и валовые. Постоянные издержки - та часть затрат, которая остается неизмененной независимо от размеров производства (плата за аренду помещений, теплоснабжение)
Переменные издержки – часть затрат, которая трансформируется в зависимости от масштаба производства.
Валовые издержки – сумма постоянных и переменных издержек.
- Себестоимость – это допустимая нижняя граница цены. Установление цен ниже себестоимости может производиться только как временная мера, которая предпринимается в исключительных случаях – в целях удержать выгодного потребителя или определенного сегмента на рынке.
Себестоимость – это денежное выражение затрат предприятия на производство единицы транспортной продукции.
Себестоимость транспортной продукции делятся: на прямые и косвенные.
К прямым относятся расходы, которые могут быть непосредственно включены в себестоимость единицы транспортной продукции: заработная плата водителей, затраты на топливо и смазочные материалы, тех. обслуживание и ремонт подвижного состав.
Косвенными являютсяобщехозяйственные расходы, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных видов продукции, и поэтому они распределяются между ними косвенно.(затраты на содержание производственных зданий -отопление, освещение, амортизация)
Общехозяйственные расходы планируется на год согласно смете и при расчете себестоимости перевозок относятся на 1 автомобиле – день или 1 автомобиле – час. Определение затрат на единицу транспортной продукции наз. калькуляцией себестоимости.
При планирование работы автомобильного транспорта составляют плановую калькуляцию, при проведении итогов за отчетный период – отчетную.
- Ценообразование в рыночной экономике
Ценообразование – сложный процесс, поскольку цена является многофакторным явлением.
Цена отражает, насколько правильно была разработана и успешно осуществлена та или иная программа. Если товар реализуется по намеченной цене, то данный факт свидетельствует об успехе; если же потребитель отказывается приобретать продукцию по предложенной цене, то это неудача.
Виды цен.
1) Внутренние цены используются для оборота средств внутри предприятий и являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений.
2.Оптовая цена отражает верхний предел внутренней цены и определяется исходя из влияния как внутренних так и внешних факторов, характеризующих конъюнктуру рынка.
3) Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
4) Базисная - используется для определения качества товара и служит исходной базой для определения цены фактически поставленного товара, когда его свойства отличаются от оговоренных в контракте, согласованных между продавцом и покупателем.
5) Номинальная - Публикуется в прейскуранта, справочниках, биржевых котировках
6) Рыночная - определяется соотношением спроса и предложения
7) Твердая - устанавливается в договоре купли-продажи и изменению не подлежит.
8) Аукционная - продажная цена товара, реализуемого на аукционе.
9) Государственная - Цена, устанавливаемая государством.
10) Регулируемая - цена, которая может отклоняться от базового уровня по правилам, устанавливаемым государством.
11) Стандартная - цена, устанавливаемая на длительный период времени. Вместо ее пересмотра при увеличении изделия обычно уменьшают размер упаковки, вес товара.
12) Меняющаяся - предприятие специально меняет цену – это реакция на изменения издержек и спроса.
- Экономическая эффективность деятельности предприятия.
Экономический эффект представляет собой разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения.
Если результат экономической деятельности превышает затраты, то достигается положительный эффект, в противном случае – отрицательный эффект (убытки)
Экономическая эффективность - это способность системы в процессе функционирования производить экономический эффект. Следовательно, чем больше экономический эффект и меньше произведенные для этого затраты ресурсов, тем выше эффективность. Таким образом, эффективность отражает степень реализации целей при минимальных, необходимых затратах.
Виды эффективности:
1) по степени значимости для организации различают стратегическую и тактическую эффективность;
2) по отношению к внешней среде - внешняя и внутренняя эффективность;
3) по содержанию - технологическая, экономическая, производственная;
4) по отношению к объекту и субъекту управления.
Производственная эффективность – это степень минимизации затрат при трансформации ресурсов на входе в готовую продукцию на выходе производственной системы.
9.Что такое прибыль. Источники получения прибыли.
- Прибыл ь – финансовый результат деятельности предприятия.
Прибыль это одна из форм чистого дохода, выражающая в основном стоимость прибавочного продукта; также включает часть стоимости необходимого продукта. Таким образом, для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию. Если выручка превышает себестоимость, это свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки.
Источники получения прибыли:
Первый - образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции.
Второй - связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью.
Третий - проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции.
Виды прибыли:
1. Балансовая прибыль – это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов, не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа производства производственных товаров, имеющих натурально- вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Составляется по итогам квартала, года.
2. Валовая прибыль - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может, осуществляется в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законном. Устанавливается как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость.
3 Чистая прибыль это прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.
10.Инновационная и инвестиционная политика.
Важнейшими элементами стратегии развития любого предприятия являются инвестиционная и инновационная политика.
Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Инвестиции бывают двух видов: Реальные и финансовые.
Реальные инвестиции – это вложение в основные фонды предприятия (здания, оборудования и т.д.)
Финансовые инвестиции это вложение в Ценные бумаги (акции, облигации)
Инвестиционная политика предприятия определяется как совокупность стратегических управленческих решений, касающихся способов привлечения и расходования ресурсов на инвестиционные цели.
Инновационная деятельность – это процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:
ü модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции
ü внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов
ü внедрение в производство и управление технологий
ü применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.
Инвестиционная и инновационная политика предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как реализация нововведений обязательно предполагает определение источников их финансирования, т.е. часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации.