В развитии личности младшего школьника




 

В курсе «Окружающий мир» заложены большие потенциальные возможности для разностороннего развития ребенка младшего школьного возраста. Выделяют физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны развития.

Предмет «Окружающий мир» имеет большое значение в развитии эмоциональной сферы личности. Чувства ребенка чрезвычайно сильны и интенсивны, они возникают значительно быстрее, чем у взрослого, что связано с большей возбудимостью.

Природа – источник положительных эмоций. Общение с природными объектами в живом уголке, наблюдения в природе создают общность эмоциональных переживаний и формируют отзывчивое отношение к живым объектам природы. Дети испытывают удовольствие, радость, внешними проявлениями которых являются улыбки, оживление, стремление потрогать объект руками, разговоры детей. Эмоции под действием ценностных ориентаций личности развиваются, перерастают в более глубокие чувства, которые выражают целостное отношение к миру в форме непосредственного переживания (любви, сочувствия).

Педагог должен уметь вызвать у детей радость и восхищение от встречи с природой, симпатию к живому существу и желание позаботиться о нем, удивление и гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Развитие положительного эмоционального отношения к природе основано на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных ситуациях. Опора на положительные эмоции в наблюдениях за природными объектами при оценке их состояний становится условием воспитания эмпатических чувств. Однако отрицательные эмоции также могут иметь положительный смысл, так как они создают необходимый контраст в ощущении природы. В частности, демонстрация примеров негативного воздействия на природу вызывает у детей чувство эмоционального дискомфорта, неприятие, развивает сострадание, помогает детям почувствовать свою ответственность за судьбу наших «соседей» по планете.

Курс «Окружающий мир» имеет большое значение в социальном развитии детей, которое трактуется как процесс усвоения опыта общественной жизни и культуры человеческих отношений, освоение социальных ролей и функций, умений эффективно взаимодействовать с другими людьми (Н.Ф. Виноградова). Результативность социализации младших школьников определяется по показателям социальной компетентности (нравственно-правовые представления, ценностные ориентации, умения ставить цели и адекватными способами достигать их, коммуникативные навыки, активность, инициативность и самостоятельность в деятельности, ответственность за себя, свое здоровье и свою деятельность, самоконтроль).

Курс «Окружающий мир» помогает ребенку осознать себя как уникальную частицу мира, несущую определенные функции в обществе (члена школьного коллектива, гражданина своего города и страны, жителя планеты Земля); призван защитить индивидуальность маленького человека; развивать личность школьника в соответствии с гуманными идеалами.

В процессе изучения окружающего мира в первом классе происходит адаптация ребенка к новым социальным условиям. Изучение тем о школе направлено на формирование у ребенка готовности принять новый социальный статус и новую социальную роль – ученика, занимающего иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе и имеющего круг важных обязанностей и прав. У детей формируется личностное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе как субъекту. Они учатся общаться с одноклассниками и педагогами, осваивают нормы поведения в школе.

Правовой аспект является важным в социальном развитии и воспитании ребенка. В задачи курса «Окружающий мир» входит знакомство с правами и свободами как общечеловеческими ценностями, формирование ответственного отношения к правам и обязанностям, воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости, развитие правового мышления как необходимого условия жизнедеятельности.

В содержание программ начальной школы включены элементы гражданского права, сведения о законах как нормативных документах, о правах человека и правах ребенка, о статусе ребенка в семье и школе; о направлениях работы детского фонда ЮНИСЕФ и ООН в деле сохранения мира на Земле.

Изучение современной общественной жизни, знакомство с родным краем и своей страной, оценка исторических событий и фактов создают условия для нравственного развития младших школьников, воспитания патриотизма и интернационализма, чувства гражданского долга, уважения к государству, органам, власти, государственной символике, законам, Конституции.

На занятиях ознакомления с окружающим миром дети осознают непреходящую ценность таких нравственных качеств, как честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, совесть, бескорыстие, гуманизм, уважение к старшим. Осваивают требования общественной морали – исторически сложившихся норм и правил поведения человека, определяющих его отношение к обществу, труду, людям.

Овладение основами нравственно-правовой культуры происходит в форме встреч с работниками правовых органов; бесед, способствующих выявлению нравственных качеств в себе и окружающих. У детей формируются нравственные суждения, которые отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные суждения переходят в нравственные убеждения и проявляются в действиях и поступках, которые дети отражают при составлении «книжек добрых дел». Используются сюжетно-ролевые и социализирующие игры, моделирующие варианты поведения в конфликтных ситуациях, тренинги, стимулирующие нравственные чувства – переживания своего отношения к нравственным явлениям.

Изучение окружающего мира способствует психическому развитию детей. Развитие личностных психических свойств происходит в процессе деятельности, целью которой является разрешение встающих перед ребенком учебных и жизненных задач. В учебной деятельности, прежде всего, развиваются познавательные процессы (восприятие, мышление, память, воображение).

Развитию внимания (направленности сознания на объект) и восприятия (чувственного отражения наблюдаемых объектов) способствуют наблюдения в природе. Формирование представлений о природе осуществляется на основе отражения свойств, качеств, признаков предметов и явлений. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии объектов, тем полнее формируется представление о нем.

У первоклассников внимание отличается неустойчивостью, а восприятие – слабой дифференцированностью. Уроки ознакомления с окружающим миром помогают овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять существенные признаки предметов, видеть в предметах много разных деталей. Эффективными приемами организации восприятия являются сравнение и группировка. Необходимо учить детей сравнивать сходные предметы, находить незаметные различия между ними, группировать природные объекты по внешним признакам (форме, цвету и др.). На уроках по изучению внешних особенностей природных объектов используются игровые упражнения: «взвешиваем в руках», «измеряем на глазок», «звуковые коробочки», «ящик ощущений» и др.

Изучение объектов и явлений природы способствует развитию памяти – свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Яркий фактический материал, наблюдения в природе развивают образную память. Но в начальной школе необходимо развивать так же и логическую память.

Младшие школьники стараются дословно запомнить учебную информацию, что связано с недостаточным развитием речи. Учителю следует поощрять смысловое запоминание. Лучшему запоминанию учебного материала способствуют определенные приемы:

· использование опор (наглядный материал, ассоциации, запись темы урока и основных понятий, фиксация отдельных фактов, связей в знаковых опорах);

· составление плана (для первоклассников план составляется в виде последовательного ряда картинок);

· смысловая группировка материала;

· аналогии (например, при запоминании определений);

· схематизация.

На уроках ознакомления с окружающим миром для развития памяти используются игры и упражнения: «запоминаем вместе», «чей предмет», «запоминаем текст», «прогулка в картинках», «пересказ по кругу», «кто больше запомнит», «запоминаем, рисуя».

Важнейшей задачей курса «Окружающий мир» является развитие мышления учащихся. Мышление – процесс сознательного отражения действительности в ее объективных свойствах, связях и отношениях, недоступных непосредственному чувственному восприятию.

Непосредственное общение с природными объектами на экскурсиях, яркость и красота природы оказывают существенное влияние на совершенствование образного мышления. Постановка проблемных вопросов, решение учебных задач на уроках развивает логическое мышление детей. Для успешного решения учебных задач школьники должны овладеть разнообразными мыслительными операциями – анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др.

Анализ – это расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Анализ и синтез лежат в основе и такой важной мыслительной операции, как сравнение. Сравнивая предметы и явления, мы находим в них сходное и различное, то есть сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам. При сравнении необходимо выполнить следующие действия: выделение признаков объекта, установление общих признаков, выделение основания для сравнения, сопоставление объектов по данному основанию.

К аналитико-синтетическим мыслительным процессам относятся и такие сложные мыслительные операции, как абстрагирование (абстракция), обобщение, конкретизация, классификация. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных. Благодаря абстрактности человеческая мысль охватывает явления, которые наглядно представить невозможно: скорость света, бесконечно малые пространства, время и так далее.

Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по повторяющимся свойствам.

Конкретизация – операция, направленная на установлении всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.

Например, при изучении воды устанавливаются следующие связи или отношения – вода как:

· необходимый продукт питания,

· среда обитания,

· условие обмена веществ в организме,

· средство гигиены и др.

Классификация – это распределение предметов по рядоположенным группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место. Например, растения можно разделить на деревья, кустарники и травы или съедобные и несъедобные растения и т.д. Очень важен выбор основания классификации признака, с точки зрения которого данное множество делится на классы. Классификация может проводиться по существенным и несущественным признакам позволяет выделить то общее, что объединяет объекты в систему.

Систематизация заключается в установлении связей и отношений между объектами, разделение их на группы по подчинению.

Для развития мыслительных операций на уроках используются различные упражнения.

Развитие мыслительных операций помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.

С развитием мышления тесно связано формирование речевых и коммуникативных умений. Этому способствуют: подготовка рефератов или сочинений-миниатюр, составление небольших рассказов-описаний на основе наблюдений или показа картин, общение детей при выполнении групповых заданий.

В обучении природоведению особое место занимает развитие у детей познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. Условиями развития познавательного интереса и любознательности являются формирование знаний на обобщенном уровне, создание проблемных ситуаций в процессе обучения, использование интересных фактов из мира природы. Главное условие развития наблюдательности – это организация систематических наблюдений в природе.

Предмет «Окружающий мир» имеет большое значение в развитии мировоззрения младших школьников. Под мировоззрением понимают систему обобщенных знаний о природе, обществе, месте человека в мире. Мировоззрение включает также умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности.

Задача педагога – учить детей правильно объяснять причины природных явлений, действовать в соответствии с мировоззренческими принципами. Для развития диалектического миропонимания необходимы определенные условия: научность и логическая целостность содержания, всесторонний анализ и выявление связей между природными явлениями, единство теории и практики.

Можно выделить основные мировоззренческие идеи курса «Окружающий мир», позволяющие объективно и полно раскрыть материалистический характер природных явлений;

· единство и многообразие природы (единый план строения природы и разнообразие ее компонентов, их свойств);

· взаимосвязь и взаимозависимость в природе (всеобщая взаимная связь природных объектов и явлений: по форме материи – это в неживой и живой природе, по субстрату – это перенос вещества или энергии, по направлению действия – это прямые и обратные, по типу процессов – это функционирование или развитие, по характеру результата – это причинные и т.п.);

· всеобщее постоянное развитие, изменение в природе (пространственно-временное развертывание жизни природы – это сезонные и суточные ритмы, историческое развертывание – это эволюция жизни на Земле; онтогенетическое развитие – это стадии развития растения из семени, различных животных и др.);

· универсальность и познаваемость мира природы (эксперимент – это инструмент познания мира природы, позволяющий изучать его устройство и законы развития, познание которых позволяет человеку преобразовывать и изменять окружающий мир, сохраняя все его богатство, многообразие и красоту.);

· природопреобразующая деятельность человека в природе, основанная на познании и понимании природных закономерностей (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями);

· прогнозирующая роль естественных наук, позволяющая использовать природные богатства для блага людей (уровень внедрения человека в природу регулируется видами деятельности, способствующими сохранять природу).

В процессе наблюдений и экспериментирования обращается внимание младших школьников на взаимосвязи и закономерности в природе. При правильном методическом подходе у детей возникает понимание единства мира, частью которого является человечество, формируется убеждение, что все природные компоненты возникли в процессе развития, что все они взаимосвязаны, постоянно изменяются во времени и пространстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: