Марианна Лынская
НЕГОВОРЯЩИЙ РЕБЕНОК
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
Ответы логопеда
на вопросы родителей
ПАРАДИГМА
Москва 2015
ББК 74.3
УДК 376.1
Лынская М. И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 32 с.
ISBN 978-5-4214-0034-9
Книга написана автором в формате беседы с родителями, воспитывающими ребенка, не заговорившего в положенные сроки по разным причинам. За более чем 10 летний опыт работы к автору обратились сотни подобных семей, большинство из них задавали вопросы| ответы на которые и даны в данном пособии. Бели и вы задаетесь вопросами: «Почему мой ребенок не говорит»? «Как общаться «малышом, чтобы он заговорил?», «Как реагировать на проявления негативизма и истерики, ведь он меня не понимает?», «Во что играть с ребенком?», «Какие игрушки лучше купить?», то вам стоит прочитать эту книгу. ББК 74.3
УДК 376.1
© Лынская М.И., 2015
ISBN 978-5-4214-0034-9 © ПАРАДИГМА, 2015
Вопрос№1
Какдолжнобытьвнорме?
Преждевсего, необходимосказать, чтопонятие«нормы»весьмаусловно. Каждыйребенокимеетсобственныйритмразвития, зависящийкакотбиологическихпредпосылок.такиотсоциальногоокружения. Однаковгенетическойпамятинервнойсистемыкаждогоребенказаложеныопределенныеориентиры,которымследуетбольшинстводетей. Логопедыоцениваютпервыйкрикребенка, егогулениеилепет, ведьужепоиххарактеруможноговоритьовозможныхречевыхнарушениях. Убольшинствадетейгулениепоявляетсяиразвиваетсяввозрастеот 2 до 4 месяцев, лепетвозникаетот 6 до 8 месяцев. Бедныйзвуковойсоставгуленияилепета, ихненаправленныйхарактеридругиепризнакимогутстатьдляродителейпервымсигналомнеобходимостиобращенияклогопеду. Квалифицированныйспециалистуженастольраннемэтапесможетдатьродителямрекомендациипостимуляцииречевогоразвития. Начинаяс 6 месяцев, уребенкаактивноразвиваетсяпониманиеречи. К 14 месяцаммалыш, используяуказательныйжест, показываетначленовсемьи, своичаститела, некоторыхживотныхипр. Первыесловаувсехдетейпоявляютсявразныесроки, но, какправило, ихпоявлениепримерносовпадаетпосрокамспоявлениемнавыкасамостоятельнойходьбы. Еслик 1,5 годамребенокнеиспользуетуказательныйжест, непроизноситхотябы 3-5 слов, обращенныхковзрослому, нереагируетнасобственноеимяилипросьбудатьвамкакой-либознакомыйемупредмет, тоименновэтовремястоитобратитьсяклогопедудлявыясненияпричинзадержкиречевогоразвитияиопределениядальнейшейстратегиидействий. Простаяфраза, например, «идемтуда», «дайпить»ит.п. должнапоявитьсяудетейк 2 годам, ак 3 годамдетиужеиспользуютразвернутуюфразовуюречь, допускаяотдельныеошибкивсловообразованииисловоизменении. В 3 годапониманиеречиуженастолькоразвито, чторебенокразличаетосновныепредлоги, например, «на-под», формыединственногоимножественногочисла, родаидругиеграмматическиекатегории. Поэтому, преждечем, сообщатьлогопедуотом, чтовашребенок«всепонимает, нонеговорит», задумайтесь, чтовывкладываетевпонятие«все». Еслиуребенка 24-26 месяцевотсутствуетфразоваяречь, либоимеетсяявноограниченныйзапаспонимаемыхслов, тоэтооднозначнаяпричинадляпосещениялогопеда. Однаконеобходимоучесть, чторечевоеразвитиемальчиковидевочекотличается, мальчикичащеначинаютговоритьпозже.
Внимание! Чего НЕ стоит делать родителям:
• Связывать задержку речи ребенка с историей развития речи в семье, например, полагая, что если дедушка заговорил после 5 лет, то и здесь «само пройдет». Во-первых, во времена детства дедушки общество предъявляло менее жесткие требования к развитию детей, не была столь распространена ранняя диагностика и пр. Во-вторых, велика вероятность субъективных факторов в оценке сроков появления речи у предыдущих поколений. В-третьих, особенности речи «по наследству» не передаются, нарушения речи у каждого индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы конкретного ребенка.
• Ждать до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться к логопеду. Грамотный логопед способен определить тип речевого развития и дать рекомендации по речевому развитию в любом возрасте. Если специалист, советует вам «подождать» 3 лет, то советую Вам обратиться к другому.
Вопрос №2
Почему мой ребенок не говорит?
Как правило, в этом вопросе заключается два: «Кто виноват или как так вышло?» и «Какое нарушение у ребенка?». У логопедов это называется «этиопатогенез», определяя который специалист выясняет причину отсутствия речи и представляет механизм нарушения в нервной системе. Принято выделять две основные группы причин речевых нарушений: биологические и социальные. В большинстве случаев к отсутствию речи приводят биологические причины, либо их сочетание с социальными. Отдельные формы речевых нарушений, вызванные исключительно социальными причинами рассматриваться в данном пособии не будут.
Для того, чтобы определить причину, специалист соберет у вас анамнез (историю) развития ребенка, начиная с момента его зачатия. Полученные сведения помогают определить тип речевого нарушения, а, следовательно, определить программу реабилитации. Не ставя перед собой цель - рассмотреть все возможные «ужасы» беременности и родов, перечислю наиболее частые особенности течения внутриутробного и родового периодов, встречающихся в истории детей, обращавшихся ко мне за помощью:
• внутриутробная или натальная (возникшая во время родов) гипоксия. Отдельно обозначу значительное увеличение числа неговорящих детей, рожденных в период смога в Москве в 2010 году или сразу после его окончания;
• не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;
• родовые травмы;
• осложнения на ревакцинацию АКДС.
Не буду останавливаться подробно на той или иной причине, т.к. данный вопрос актуален больше в пособии, посвященном профилактике речевых нарушений. Мне же хочется отметить, что не столь важна причина отсутствия речи, гораздо важнее — что с этим делать? Однозначно скажу, что чувство вины матери за то, что ее беременность и/или роды повлияли на дисгармонию в развитии ребенка» существенно снижает эффективность работы с ребенком.
Гораздо важнее установления причины определение механизма, сути, типа нарушения речи. В современной логопедии возникла ситуация путаницы в терминологии и отсутствия единства взглядов на классификацию речевых нарушений. Поэтому приведем здесь перечень наиболее часто встречающихся логопедических заключений, выданных неговорящим детям, оставляя за рамками данного пособия оценку их равнозначности и корректности. Итак, неговорящий ребенок может получить следующее логопедическое заключение:
1. Задержка речевого развития. В России за этим термином стоит чрезвычайно размытые представления о сути этого нарушения, но чаще всего имеется в виду отставание в темпах развития речи. Например, у ребенка в 1 год и 6 месяцев в активном словаре всего 2 слова, или в 25 месяцев есть около 20 слов, но нет фразы. Однако полное отсутствие общеупотребительных слов (лепет в данном случае не учитывается) в 2 года и 10 месяцев не позволяет грамотному специалисту говорить о темповой задержке речи, ведь ясно, что за 2 месяца до 3 лет ребенок не овладеет развернутой фразовой речью. Задержка речевого развития требует логопедического вмешательства.
2. Сенсорная, моторная, сенсомоторная алалия. Эти названия возникли по аналогии с речевыми расстройствами у взрослых людей достаточно давно. В настоящее время, их границы размыты не менее, чем у понятия «задержка речевого развития», однако этот вопрос мы оставим для специалистов. Родителям же следует знать, что наличие алалии у ребенка требует целого системокомплекса реабилитационных мер. И чем раньше будет начата работа по устранению алалии, тем больше у ребенка шансов к началу школьного обучения иметь развернутую речь и не значительно отличаться от сверстников по уровню речевого развития.
3. Системные нарушения речи у детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы (расстройствами аутистического спектра), интеллектуальными нарушениями, ЗПР и ДР- данном случае имеются в виду специфические речевые расстройства речи, возникшие у детей с первично другой проблемой.
4. Общее недоразвитие речи — заключение психолого-педагогического характера, не раскрывающее механизмы нарушения, а носящее больше описательный характер. При общем недоразвитии речи определяют 4 уровня речевого развития, в случае неговорящего ребенка - это будет 1 уровень речевого развития при ОНР.
Внимание! Что НЕ стоит делать родителям?
Пытаться определить тип речевого нарушения самостоятельно, прочитав характеристику каждого в интернете или в любом пособии. Порой даже логопед на первичной консультации затрудняется в определении типа речевого нарушения, однако, вопрос дифференциального диагноза крайне важен, т.к. от него зависит индивидуальный маршрут ребенка. Возможно, логопед определит тип после нескольких встреч, но совершенно точно, вряд ли в этом могут помочь другие мамы с интернет-форумов.
Авторский взгляд
на проблему безречия у детей
Личный опыт работы автора, а также его коллег и сотрудников центра «Логомаг» в г.Москва, позволяет определить следующие типы первично речевых нарушений:
1. Темповую задержку речевого развития вследствие биолого-социальных причин. Ее устранение возможно в максимально короткие сроки путем разъяснения родителям способов общения с ребенком и обучению их речевым играм и упражнениям. В этом случае, как правило, преобладает социальная причина, например, родители обучают ребенка какому-либо навыку (чтению, иностранному языку), не обращая внимания на значимость сюжетно-ролевой игры, коммуникации друг с другом и пр.
2. Дисфазию, обусловленную нарушениями обработки сенсорной информации, в т.ч. дисфункцией сенсорной интеграции. Речь возникает на основе чувственное бейка. В случае, если у ребенка нарушены отдельные операции модуляции ощущений (в т.ч. в виду ошибочности родительских стратегий), либо имеется нарушение сенсорной интеграции (сенсорная интеграция - характеристика психического развития, отражающая взаимосвязь и взаимовлияние разных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного, проприорецептивного, вестибулярного, вкусового, обонятельного), речь не может возникнуть, либо она возникает в виде эхолалий (лишенных предметного содержания, индивидуального смысла и общего значения повторений речевых выражений).
3. Дисфазию, обусловленную недостаточной мотивацией к речи вследствие фрустрированных базовых потребностей ребенка. Значительная часть детей, посещавших меня в рамках первичной консультации, воспитывается родите ля- ми, те знакомыми с основами возрастной психологии и интуитивно не осознающими ее законов. В результате родители этих детей устанавливают запрет на чувства (гнев, горе и т.п.), на активность (прежде всего, исследовательскую и двигательную), нарушают потребность в безопасности детей и пр., разрушают основание пирамиды речевого развития - мотивацию к коммуникации.
4. Алалию вследствие артикуляционной апраксии. По выражению одного из классиков логопедии: «когда сигналы в головном мозгу попадают не в ту область». Ребенок пытается сказать звук или слово, «крутит» языком, но совершает регулярные ошибки, в результате он или отказывается говорить, или разговаривает на «своем» языке.
5. Комплексное нарушение, включающее в себя выше Названные.
По мнению автора, в описанной выше классификации Выражены причины отсутствия речи, устранение или нивелирование которых в сочетании с комплексной логотерапии» позволяет достичь наилучших результатов, практически полностью компенсировав нарушение.
Вопрос №3