Составляющие экологической культуры младших школьников




Раздел 9. Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Тема 9.1. Экологическое воспитание младших школьников

На уроках и во внеклассной работе

Сущность понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание».

Стратегическая цель экологического воспитания детей. Составляющие экологической культуры младших школьников.

Принципы экологического образования и воспитания младших школьников.

Задачи экологического воспитания, решаемые в процессе изучения окружающего мира.

Основные аспекты содержания экологического воспитания.

Методы и формы экологического воспитания младших школьников.

Сущность понятий «экологическое образование»

И «экологическое воспитание»

Необходимость экологического образования подрастающего поколения, начиная с детства, обусловлена обострившимся экологическим кризисом. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей природной средой могут быть решены только при условии формирования ценностного отношения к природе и экологического сознания у всех людей, повышения их экологической культуры.

Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели Концепция устойчивого развития, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992); Концепция экологического образования РАО (1994), Концепция устойчивого развития России (1996).

Общепризнано, что «модель образования XXI века должна ориентироваться на модель устойчивого развития всего сообщества» [18].

Концепция устойчивого развития предполагает такие экономические и политические механизмы, которые, с одной стороны, ведут к эффективному использованию ресурсов планеты и сохранению качества окружающей среды, с другой – к удовлетворению потребностей людей и улучшению качества жизни не только живущих, но и будущих поколений. Нам необходимо переделать наше общество в такое, где люди жили бы в действительной гармонии – гармонии народов, гармонии рас и гармонии с природой.

Стратегия устойчивого развития требует воспитания нового человека, гражданина Планеты, осознающего себя частью природы, свою высшую ответственность за нее, способного преодолеть эгоистическое и потребительское отношение к природе. «Наш дом –это биосфера, и мы – ее неотъемлемая часть, наше поведение должно обеспечивать развитие биосферы и общества» [12].

Современная экологическая (биосферная) этика базируется на следующих нравственных позициях:

· человек и природа не противопоставляются друг другу как разделенные сущности;

· природные объекты воспринимаются как равноценные человеку;

· отношения между человеком и природой обретают субъект-субъектный характер;

· взаимодействие с природой обеспечивает коэволюцию общества и природы, т.к. человек выступает средством саморазвития природы, а природа – средством саморазвития человека.

Экологическое образование не является частной областью общего образования, ограниченной рамками классической экологии, оно охватывает все предметные области, является приоритетным направлением развития системы образования. Существенное значение в экологическом образовании и воспитании младших школьников принадлежит курсу «Окружающий мир».

Экологическое образование – это « непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды» [8]. Экологическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного влияния на личность ребенка с целью накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе (нормами экологической этики). Это воспитание чувства равновесия с природой, социальной и культурной средой с целью выработки готовности и компетентности в действиях с учетом экологических закономерностей.

Стратегическая цель экологического воспитания детей.

Составляющие экологической культуры младших школьников

Стратегическая цель экологического образования – формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в отношениях с окружающей средой.

Сущность экологической культуры личности может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности » [11].

При характеристике экологической культуры личности младшего школьника обычно выделяют следующие составляющие [13, 16, 20]:

· экологические потребности – потребность в непрагматическом взаимодействии с природой, ее сохранении;

· экологическая оценка – способность оценивать экологические качества природных объектов и окружающей среды с позиций экологической целесообразности;

· экологическое чувствование – эмоциональный резонанс состояниям объектов природы, сопереживание, эмпатия;

· экологическое восприятие – восприятие гармонической естественной целостности природы, уникальности объектов;

· экологическое мышление – оперирование экологической информацией, прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы и выбор адекватного стиля деятельности;

· экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;

· экологическое отношение – отношение, проявляющееся в действенно-практическом, волевом, экологически оправданном поведении в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали;

· экологически ориентированная деятельность – способы активной деятельности, направленной на сохранение и улучшение окружающей среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: